МИФ О ТАНГУНЕ

Nov 25, 2019 17:02



На этот раз мы с Вами поговорим об основополагающей вещи в корейском фольклоре, а именно о мифе о Тангуне (단군), легендарном и первом предании о строении государства на Корейском полуострове.

Начать стоит с того, что сюжет датируется по-разному в различных источниках. Согласно «Хроникам трех государств» («Самгук Юса», где он был впервые упомянут в XIII в. Именно эта его интерпретация является самой популярной и изученной версией мифа), Тангун начал своё правление в 2333 г. до н.э., в то время как по версии «Тонгук Тхонгам», это было на 50 году правления китайского императора Яо. Прожил же Тангун 1906 лет, по другой версии - 1048.



Пэктусан, где и происходит действие мифа

Теперь можно перейти к краткому описанию сюжета. Началось всё, разумеется, на небе, где жил Властелин неба Хванин (환인) и его сын Хванун (환웅), который страстно хотел жить на земле среди долин и рек и среди людей. Отец дозволил ему это при условии, что сопровождать его будут три тысячи последователей, и тогда Хванун спустился на священный Пэктусан и основал там Синси (신시, мифическое корейское государство, по легенде бывшее предком Древнего Чосона), что в переводе означает Город Бога. Вместе со своими министрами дождя, облаков и ветра (в этой части мифа можно заметить отголоски язычества и шаманизма) Хванун установил моральные нормы и законы для людей, обучил их многим ремеслам, в том числе медицине и возделыванию земли.

В то же время некие медведица и тигр пожелали превратиться в людей, и, услышав их молитвы, Хванун дал им по 20 долек чеснока и полыни, повелев питаться только этим в течение ста дней и жить в пещере, куда не проникнет солнечный луч.



Уннё, желающая превратиться в человека



Медведица и тигр просят Хвануна стать людьми

Тигр сдался спустя 20 дней такого времяпровождения, а медведица (Уннё) дотерпела до конца и в итоге была вознаграждена и превратилась в женщину. Но она была одинока и несчастлива. Никто из мужчин не брал её в жены, а она желала, чтобы у неё появился ребёнок. Тронутый её просьбами и молитвами, Хванун сделал ее своей женой, и вскоре у них родился ребёнок, имя которому Тангун. Унаследовав отцовский трон, он построил рядом с Пхеньяном столицу своего царства, Асадаль, и это государство было Древним Чосоном, первым государственным образованием на территории Корейского полуострова.



Тангун, легендарный основатель корейской государственности

Тангун для корейцев - это символ национального духа, ему и его семье приписываются добродетели, которые и по сей день ценимы корейским обществом: из «Мифа» можно узнать, что, во-первых, у родителей Тангуна смирный и вежливый характер, во-вторых, твердо их стремление к самостоятельной жизни. Они трудолюбивы, предприимчивы, полны оптимизма и романтизма. Тангун полностью унаследовал от своих родителей эти благородные черты. К тому же, неслучайно в этом мифе такое большое внимание уделяется обстоятельствам рождения Тангуна- это еще одно проявления культа предков, о котором мы говорили в предыдущей статье.



Памятник Тангуну

Несмотря на то, что это сказание некоторыми признается как достоверный исторический факт, а некоторыми лишь как миф, его роль в культуре корейцев велика, и в самые тяжелые моменты истории корейский народ обращался к образу могущественного предка. Например, во времена монгольских завоеваний он играл важную роль в объединении нации, и даже нашёл своё продолжение в косиндо (고신도, ветвь корейского шаманизма, почитавшая Тангуна за бога). А на рубеже XX в. на фоне борьбы с японской колониальной агрессией возникло корейское национально-освободительное патриотическое движение тэчжонгё (대종교, преемник косиндо).

Интересен тот факт, что в 90-е годы КНДР заявила, что нашла мавзолей Тангуна у себя близ Пхеньяна, в местечке Кандон, а Республика Корея, конечно же, с этим не согласилась. Очевидно, что, несмотря на раскол нации, и те, и другие прочно держатся за славную и легендарную фигуру своего предка, сказание о котором передавалось сквозь столетия из уст в уста.

Гробница Тангуна расположена в уезде Кандон в городе Пхеньяне. Это гробница родоначальника корейской нации. Она реконструирована в октябре 83 года чучхе (1994), занимает 45 га. Территорию гробницы можно разделить на три части. В первой зоне стоит стела в честь реконструкции гробницы Тангуна и мемориальная доска в честь сооружения гробницы и столбы ворот.


-

Стела в честь реконструкции гробницы Тангуна состоит из головной части, доски и постамента. На лицевой стороне доски надпись «Стела в честь реконструкции гробницы Тангуна», а на обратной стороне начертана ода о бессмертных заслугах Генералиссимуса Ким Ир Сена, который глубоко заботился о поиске останков Тангуна и реконструкции его гробницы.



Мавзолей Тангуна в КНДР



В общем и целом, для корейцев этот миф - бесценное национальное сокровище, и несмотря на некоторую полемику по поводу его достоверности, это несомненно значительнейший памятник духовной культуры жителей Корейского полуострова.

image Click to view




Корейский Клуб ИСАА МГУ

https://remch-ch.livejournal.com/1707716.html

http://koreafilm.ro/blog/2012/10/dangun-intemeietorul-si-ziua-nationala-a-coreei/

Up