(no subject)

May 29, 2008 12:43


Как я озвучивал свою машину.

Хочу поделиться опытом, да и просто освежить в памяти и напомнить самому себе, как и сколько я возился со звуком в своей машине. Может, кому-нибудь это поможет избежать ненужных шагов, может, подскажет что-то. А нет - ну и ладно. Хоть просто расскажу. Никто ведь не будет перебивать: все, надоел, хватит, наливай давай (шутка).

Музыку я любил слушать с того возраста, как помню себя. Или даже еще раньше, просто я этого не помню. Причем я все время хотел слушать музыку в хорошем качестве, если можно так выразиться. На мои просьбы родителям купить мне колонки, усилитель и т.п. они отвечали так: вот вырастешь, заработаешь и купишь! И вот я вырос, заработал и купил себе и машину, и музыку в нее. Итак, поехали!


     Машину я купил себе в 1998 году. Honda Civic хэтчбек 1988 года выпуска. За машиной я ездил в Литву, поэтому у меня был литовский вариант - ничего лишнего, т.е. ничего, что можно снять и продать отдельно, в машине не было. Я имею в виду музыку и, как я потом понял, спойлер под передним бампером. Машина была бита (естественно, Литва!), но не сильно. Это тоже я увидел потом, через несколько лет, когда менял передние крылья. Что до меня в Цивике стояла хорошая музыка, было видно. Задняя полка была сделана из толстой ДСП. И к ней был проложен толстый даже по нынешним меркам аудио провод. Т.е. акустика на задних полках стояла совсем не штатная. Чего не скажешь о передних дверях, но об этом попозже.

Итак, надо было с чего-то начинать. За пол - года до того (осенью 1997 года) я купил себе магнитолу.


Это была Sony XR-5143. Стоила она тогда 150$. По тем временам довольно неплохой аппарат, хоть и кассетный. Главный ее плюс в то время был в том, что у нее был 4-х канальный усилитель мощности. В машине в передних дверях стояли какие-то динамики, я даже тогда не смотрел, какие. Провода от них шли под переднюю панель, динамики как-то играли - ну и ладно. В задней полка были прорезаны два отверстия диаметром 14,5 см. У меня валялись овальные советские динамики, вроде как 6ГДШ. (Сопротивлением 4 Ома). Я их в заднюю полку и поставил. Итого, самый первый вариант звука был такой: спереди
штатные 10-ти сантиметровые динамики, сзади - я уже сказал. Сделал на скорую руку и забросил до лучших времен.

Для упрощения на схемах я не показываю минус каналов (минус, а не землю!).

Звук был - сами понимаете. Но по тем временам было терпимо. Некоторым даже нравилось. Но однажды я услышал у знакомого, как у него играют колонки, которые он положил под передние сидения своих Жигулей. Мне понравился бас и создаваемый спереди стереоэффект. И я решил кардинально пересмотреть всю систему. Я решил поставить динамики под передними сидениями. Передние сиденья у меня очень низкие, и поэтому у меня были ограничения по диаметру динамиков. Не более 11 см. Овалы просто напрашивались. Плюс к этому по бокам передних сидений я тоже обнаружил свободное место для двух овальных динамиков. Я снял овалы с задней полки плюс прикупил еще пару овалов сопротивлением 8 Ом. Сняв решетки в передних дверях, я увидел, что там стоят маленькие, 10 см динамики, у которых даже был порван диффузор у места крепления к корпусу. Он просто порвался от работы. У обоих. Надо было что-то ставить и туда. Туда я поставил динамики 4ГДШ диаметром 13 см сопротивлением 4 Ома. Подрезав немного пластмассу, которая держала в дверях штатные динамики, удалось впихнуть ГДШки. Вырезав из жести полоски, и обмотав их черной изолентой, с их помощью установил овалы под сиденьями и сбоку. Один конец полоски крепил к динамику, второй - под крепления сидений к полу. И
соответствующим образом их выгибал. Динамики соединил так: последовательно в дверях и под сиденьями и параллельно им динамики сбоку. Итого общее сопротивление оказалось 4 Ома. Да, сзади в полки тоже прикупил китайские широкополосники диаметром где-то 15 см по 15$ за пару.

Итого: звук стал намного лучше, отчетливей как бы, появился какой-то низ (или бас, хотя скорее низ). Особенно понравилось, что спереди получше звук стал. Да и громче. Короче, стал ездить так. Но потом обнаружилось следующее: летом одному в машине слушать музыку - красота, звук как бы обволакивает, звучит со всех сторон, при этом хорошо слышен стереоэффект. Но как только спереди (на место пассажира) садится кто-то еще - все, правая сторона глохнет, и звук переезжает влево. Понятно, почему - основной то звук спереди давали динамики по сторонам сидений, а пассажир закрывал его. Зимой оказалось еще хуже. Зимняя одежда пообъемнее летней (свитер, куртка или дубленка). Поэтому, садясь в машину в дубленке, я сам глушил звук слева. А пассажир, естественно, справа. Стало понятно, что динамики по сторонам сидений надо убирать и усиливать звук из дверей, т.к. динамики в дверях не закрываются, в какой бы одежде ты не сидел. (Клинические случаи в расчет не принимаем). Динамики под сидениями решил оставить.

Примерно в это же время заметил, что при громкости больше средней звук искажается и подсветка магнитолы притухает. Я осциллографом проверил питание на магнитоле и увидел, что на пиках музыки питание падает до 7 вольт! А подключал я ее к цепи подключения магнитолы в машине, согласно схеме. Получается, что эта цепь относительно слаботочная. И тогда я взял питание так, как рекомендуют специалисты - толстым проводом прямо с клеммы аккумулятора. Плюс параллельно добавил небольшой конденсатор на 47000мкф. (Просто он валялся без дела). Магнитола перестала притухать даже на максимуме громкости! И звук тоже, сами понимаете, изменился в лучшую сторону.

К этому времени в продаже появились доступные по цене коаксиальные динамики, и я решил поменять всю акустику в машине. Глобально. Взял 100$ и на базар. Оценивая с нынешних мерок, большого выбора тогда не было. Даже, я бы сказал, его не было вообще. Но я нашел приемлемые по цене и размерам динамики фирмы ORIS. Я купил 3 пары:
ORIS ML-4620:




эти я установил под сидениями,
ORIS ML-5020:




эти пошли в двери,
и ORIS ML-6520:




а эти, соответственно, на заднюю полку.


Все они по 4 Ома. Стоили они по отдельности 25$, 30$ и 40$. Я за все отдал 75$. Ну потому что у меня был настрой поторговаться, я никуда не торопился, да и продавец был нормальный. Я на каждую пару добился скидки по 5$, плюс за все еще уговорил сбросить 5$. Передние динамики в дверях и под сидениями я соединил последовательно. Задние - каждый на свой канал. Сказать, что звук поменялся - это ничего не сказать! По сравнению со старым вариантом - это было что-то! Главное - появились нормальные верха! Без подъема регулятором тембра. Правда, в одном из динамиков (ML-5020) не работала пищалка - на слух я вычислил легко. Достав его из двери, я внимательно все рассмотрел и увидел, что там просто непропай заводской. Одна секунда работы паяльником - и все нормально! На всякий случай пропаял все. Все, стал ездить так.

Пару слов хочу сказать о том, что за музыку я слушаю. Это имеет большое значение в деле озвучивания моей машины. Музыку я любил слушать всегда, но той, что нравилась мне, раньше было мало. Да, слушал по ТВ совковую эстраду, пластинки покупал, но все это было, естественно, не то. В 10 лет, в год смерти Владимира Высоцкого я впервые услышал его песни! Для меня это было почти потрясение. Но у меня не было магнитофона (это то, на чем раньше музыку писали) до 14 лет. А как слушать Высоцкого? Только у знакомых. Когда родители купили мне магнитофон, я тут же начал писать Высоцкого (Высоцкий у меня сейчас - полное собрание песен), а потом, лет в 15 я услышал песни Александра Новикова из его альбома «Вези меня, извозчик». Для меня это было еще одно открытие. Я открыл для себя как будто еще один мир. Начал искать и собирать песни, похожие на песни Новикова. Оказалось, что их тоже очень много. И их интересно слушать. С тех пор я подсел на эти песни конкретно. Причем под словами «эти» я понимаю песни просто умные и красивые, или как там еще сказать. Но не те, что нам каждый день пытаются вбить в голову по радио и ТВ. Я хочу плясать под свою дудку, а не под чужую. Хотя бы в плане выбора музыки. Поверьте, если поискать, то можно найти сотни и тысячи поистине хороших, умных и все равно неизвестных песен. Просто, как я считаю, если за автором песен не стоит бабло (прошу прощения за сленг, он и дальше по тексту будет, так доходчивей просто, да и тема такая), если их пишут не с целью сиюминутно отбить большие бабки, рассказывая в 100000 раз о розовых соплях, припудренных сахаром, или о чем-нибудь аналогичном (т.е. ни о чем), то и быть услышанным многими сейчас очень проблематично. Поэтому, кстати, радио я не слушаю никогда. Принципиально. Там слушать нечего. Да и телевизор включаю довольно редко, только чтобы некоторые фильмы посмотреть. Или какой-нибудь научно-познавательный канал. Вообще-то то, что делается на ТВ и радио - это отдельный разговор. Не сейчас. Может, как-нибудь потом выскажу свое мнение поконкретней. Лишь бы модераторы за матюки не забанили. Ладно, проехали… Кстати, услышав фамилию Новиков (а большинство других фамилий людям просто ничего не говорят), почти все говорят в один голос: «А, шансон! Беломорканал, Бутырка!» Я не слушаю Беломорканал!!!! И вообще, шансон, на мой взгляд, стал той же попсой.

Раньше было такое понятие - блатные песни. Что это такое - так просто не опишешь. Это надо вернуться в то время и послушать их тогда. Новиков тоже попадал под это определение, кстати. Да и ранний Высоцкий. Коротко - это те песни, что никогда нельзя услышать по телевизору или радио в форме концерта. И в них поется о тюрьме, водке, «легавых - мусорах» и т.п. Может, поэтому и нельзя было их услышать в счастливое советское время? Кусками в какие-нибудь фильмы их вставляли для соответствующего антуража, как «Мурку» в «Место встречи изменить нельзя». Но что бы концерты - даже думать не моги! В 90-е годы эти песни вышли из подполья, и на их волне вырос так называемый шансон. Потому что на нем можно косить большие бабки! И все. Пой о том, как тебя обижают менты, какой ты бедный и несчастный в тюрьме, мотая срок за два убийства - и ты кумир! И реклама тебе, и Радио Шансон, и концерты по всей стране. Поэтому, я считаю, в настоящее время словом Шансон в России (о Франции молчу, там свой шансон) обзывают (и правильно делают!) попсятину с розовыми соплями о тяжелой доле, зоне и злых ментах. А блатные песни - они, на мой взгляд, остались в стороне. Они и сейчас есть, просто они теряются среди Вороваек тех же. Так вот. Я слушаю разные песни, разные стили и направления. Но авторская песня (у меня несколько другое определение авторской песни) в лице того же Новикова Александра и многих других, похожих и непохожих на него, но таких самобытных и интересных - это у меня главное. Вот, например, Сокол Геннадий, Назар, Асмолов Владимир, Кузема Вадим, Бажиновский Владимир, Алешкин Андрей, Тюханов Николай, Никольский Андрей, Ефремов Леонид, Аксенов Виталий и еще много кто. Это что, шансон типа Бутырки или Вороваек? Да Бутырка и рядом не стояла! Кстати, и среди классического, если можно так сказать, шансона, есть что послушать. Полотно Анатолий, Карманов Федор, группа Колыма их первые 2 альбома (потом и они опопсели), Синица Виталий (тоже сейчас попсу на мой взгляд гонит), Гагин Виктор, записи и сборки Даниленко Андрея (вот где блатата настоящая!), группа ЛяМинорЪ (то же!), группа Чалка, Наговицын Сергей, Куплетный Юрий и т.д. - у них есть что-то от блатных песен 70-80-х годов. Или свой шарм. И поэтому я их слушаю. И не только их. Ваенга Елена, Хабарова Кира, братья Радченко, Бондарев Михаил, Лищук Владимир и многих-многих других. Слушайте больше, ищите и найдете! Если, конечно, хотите этого. Вот, собственно, пока и все. Поехали дальше о музыке в машине.

В 80-е с песнями, конечно, был напряг. Только старые заезженные кассеты у знакомых. Вот с них и приходилось писать и составлять фонотеку. Потом, в 90-е, с этим стало вроде полегче. Появились CD. Но как сказать. Вроде киоски полны дисков, а слушать нечего. И стоили тогда диски относительно дорого. Поэтому все равно приходилось побегать, поискать и пять раз подумать, прежде чем купить. Выискивал, обменивался, покупал втридорога. Но покупать CD или кассету, чтобы послушать, плюнуть и выбросить, как то не хотелось. В одном из киосков на Танковой (есть в Минске такая улица) в 2000-м году договорился с продавцом (Сергеем, отличный был парень), и он стал давать мне напрокат кассеты и диски. Вот тогда я начал перелопачивать музыку тоннами, если можно так выразится. Я подсчитал, что за те 3 года, что я с ним сотрудничал, я переслушал около пяти тысяч песней в основном под маркой шансона. Из них себе я записал около 800 песен. Потом киоск власти закрыли, и ларек, как говорится…Итак, снова возвращаемся к технике.


Чем я писал? Вначале я писал с помощью деки Вега МП-122С. Отстой полный. И переделывал схему, и чинил, и даже алгоритм работы менял (перешивал типа BIOSa).


Потом купил тоже двухкассетную деку Kenwood KX-W6040, писала она гораздо лучше, но все это уже было не то. В то же время, т е. в 2000 год, у нас стала появляться минидисковая техника. И на то время для меня это было как раз то, что надо! Очень удобно. Записал песню, ввел ее название, автора, что хочешь еще - и слушай. Не понравилось - удалил и записал следующую. Я купил себе деку Sony MDS-JE530.


Отдал за нее 310$. Хороший был аппарат! С его помощью за 3 года я записал 40 минидисков примерно по 20 песен на каждом - вот 800 песен и получается. Но уже когда начал писать, сразу встал вопрос, как слушать их (т.е. минидиски) в машине. Дома то вопросов не было: дека, усилитель и колонки, как и полагается. А в машине? Вначале все писал в 2-х вариантах: на кассету и минидиск. Дома слушал с минидиска, а в машине - с кассеты. Но библиотека песен стала расти, и стало довольно проблематично вести учет песен и на кассетах, и на дисках. Поэтому я собрал денег и в 2001 году купил плеер MZ-R700 (отдал за него 180$).


В моей магнитоле были линейные входы с внешнего источника, и я естественно подключил плеер к ним. Правда, поначалу был довольно тихий звук, но я разобрал магнитолу, нашел во входных цепях линейного входа ограничивающие резисторы, и путем их уменьшения подобрал приемлемый уровень громкости.

Итак, с середины 2001 года состав моего автомобильного музыкального центра был таким: магнитола Sony XR-5143, плеер Sony MZ-R700 и динамики Oris (см. выше). До лета 2003 года это был неизменный состав. Каждый раз, когда я хотел проехать в машине с музыкой, я брал с собой магнитолу и плеер и подключал их. Магнитола была не на салазках, но я переделал ее крепление, и доставал/ставил ее довольно быстро. Оставлять ее в машине не могло быть и речи. Зачем потом искать себе новую магнитолу, новое стекло в дверь и новый замок? Но со временем поймал себя на мысли, что магнитолу уже 2 года я использую просто как усилитель. Не более того. И зачем мне ее каждый раз таскать с собой? К этому времени мне в руки попал старый двухканальный автомобильный усилитель Clarion. И я снова взялся за переделку звука в машине. Было решено отказаться от магнитолы, а усилитель спрятать в укромном месте (чтобы было меньше возни с установкой / отключением). Проблема была в том, что усилитель двухканальный. А динамиков, напоминаю, было 6. И уменьшать их количество не хотелось. Покупать второй усилитель тоже не хотелось. Во-первых, тогда их особо и не было (2003 год все-таки!), и цены на них кусались, а во-вторых, покупая усилок, можно было сразу взять 4-х канальный. Ну не ставить же на самом деле в машину 2 усилителя! И тогда мой Clarion оказывался как бы лишним. А мне хотелось его пристроить!
Previous post Next post
Up