М. А. Бабкин
Приходское духовенство Российской православной церкви и свержение монархии в 1917 году
Бабкин М.А. Приходское духовенство Российской православной церкви и свержение монархии в 1917 году // Вопросы истории. 2003. № 6. С. 59-71.
В целом, по утверждению очевидца тех событий 1917г. профессора Титлинова, почти всюду на съездах духовенства и мирян были приняты резолюции в поддержку Временного правительства и завоеванной политической свободы [36] .
Еще одним показателем официальной позиции приходского духовенства РПЦ относительно рассматриваемых событий являются так называемые "праздники революции", проходившие в марте 1917 г. по всей стране. Иногда они назывались "Днями свободы", "праздниками перехода к новому строю", "днями памяти жертв освободительного движения" или "праздниками Русской свободы". Даты их проведения местными властями назначались достаточно произвольно, вне зависимости от каких-либо дней недели. Празднества представляли собой подчас грандиозные, заранее спланированные народные торжества, проходившие с массовыми манифестациями, под музыку оркестров, с красными знаменами, пением революционных песен, парадом войск. Как правило, в этих праздниках участвовало и многочисленное духовенство, практически всегда возглавляемое своими епархиальными архиереями. "Дни свободы" охватывали буквально всю страну. В одних городах (например, в Калуге и Красноярске) духовенство участвовало в массовых процессиях, двигаясь крестными ходами. В других (например, в Перми и Екатеринбурге) церковные службы проходили на площадях у кафедральных соборов. В третьих богослужения совершались только в храмах (такой порядок был установлен в Саратове) [37] . Зачастую во время "праздников революции" граждане присягали на верность государству Российскому и новой власти с участием духовенства (в частности, служители алтаря подавали православной пастве для целования крест и Евангелие) [38] .
Во время этих праздников священники служили благодарственные молебны о победе революции, "о даровании свободы" (например, 4 марта на Красной площади Москвы) [39] , возглашали многолетия Временному правительству и "свободному русскому народу". Совершались также панихиды по павшим борцам за свободу или (если проведение панихиды не предусматривалось программой праздника) просто возглашалась "вечная память" погибшим революционерам. Во время праздничных торжеств благочинными или другими влиятельными священниками (а иногда и местными архиереями) произносились обращения к пастве, по своему характеру соответствующие
стр. 67
________________________________________
настроению народных масс. Духовенство призывало народ к поддержке и содействию новой власти, к христианской любви и созидательному труду, разъясняло необходимость доведения войны до победного конца.
Об отношении рядового духовенства к Февральской революции свидетельствует его участие в праздновании дня солидарности трудящихся 1 Мая (18 апреля ст. ст.). Однако участие священнослужителей не было повсеместным: в Москве торжественные службы в честь 1 Мая состоялись лишь в немногочисленных церквах, а также по личному распоряжению управляющего Московской епархией епископа Дмитровского Иоасафа в Храме Христа Спасителя. В связи с тем, что этот случай был "освящен" авторитетом руководителя епархии и служением в кафедральном соборе, действия московских клириков можно считать выражением официальной позиции. В других местах праздник 1 Мая отмечался более широко и торжественно. Например, в честь него в Каменец-Подольске городским и военным духовенством совместно с епископом Подольским Митрофаном был совершен благодарственный молебен. Саратовский и Тамбовский епархиальные съезды накануне 1 Мая вынесли отдельные постановления о торжественной встрече "праздника рабочих", прервали свои заседания ради обеспечения широкого участия в нем духовенства [40] .
Наиболее четко официальная позиция рядовых священнослужителей РПЦ в отношении к политическому перевороту и к новому политическому строю страны была выражена на созванном по благословению Синода Всероссийском съезде православного духовенства и мирян, открывшемся в Москве 1 июня 1917 года. Среди более 1200 его делегатов фактически отсутствовали представители епископата. Причиной тому было стремление не допустить, чтобы этот съезд по своему статусу стал Поместным собором. Декларация съезда, принятая на его заключительном заседании 12 июня практически единогласно, являлась обобщением резолюций епархиальных съездов. В ней падение монархии признавалось закономерным и "народоправие" объявлялось лучшей формой государственного устройства. В частности, декларация гласила: "Приветствуем совершившийся политический переворот, давший церкви свободу самоуправления... Чтим, как граждане, память самоотверженно страдавших и умиравших в борьбе за права народа и благословляем имена живых, ставших во главе народного движения к свержению прежней, потерявшей общее доверие власти" [41] .
К официальному голосу клириков РПЦ о Февральской революции можно также отнести и слова, обращенные к российскому духовенству, от священников - членов Государственной думы, которые 4 марта 1917 г. характеризовали смену формы власти как происшедшую "для блага" народа [42] .
Таким образом. Всероссийский съезд православного духовенства и мирян, Всероссийский съезд военного и морского духовенства, большинство епархиальных, широкий ряд городских и благочиннических съездов отрыто и официально дали положительную оценку происшедшим в России революционным событиям. Анализ резолюций этих съездов позволяет сделать вывод, что в 1917 г. российское духовенство в целом относилось к императорской власти не как к сакральной власти помазанника божьего [43] , а как к переходной форме политической системы, соответствующей определенному историческому этапу развития России.
Революционные иллюзии духовенства стали рассеиваться вместе с наступлением общего разочарования граждан России в политике Временного правительства. Социальная активность священно- и церковнослужителей заметно пошла на спад с июля 1917 года. К тому времени стала очевидна неспособность Временного правительства проводить необходимые реформы и удерживать страну от нарастающей анархии и хаоса. Вместе с тем, в стране углублялся экономический кризис, разваливалась армия, в обществе обострялась борьба между различными партиями. Народ устал от продолжавшейся больше трех лет войны, на фоне которой все кризисные явления резко усиливались и грозили самому существованию Российского государства.
стр. 68
________________________________________
Во внутрицерковной жизни также резко обозначился кризис власти. Приходские священники все больше ощущали на себе возрастающую требовательность и непокорность как прихожан, так и своих подчиненных - псаломщиков и пономарей. На фоне получившего широкое распространение процесса отхода общества от церкви среди паствы появились воинствующие антиклерикальные настроения. Прихожане возмущались установленными платами за совершение священниками треб, бесконтрольностью распределения церковных денег, нередко и безнравственной жизнью своих пастырей. В приходах происходили массовые изгнания клириков. В различных епархиях число изгнанных исчислялось десятками и сотнями. Причем действия прихожан зачастую были необоснованными: получили широкое распространение сведение личных счетов и различные интриги. В деревнях крестьяне наряду с помещичьей землей начали отбирать и церковные участки. Все эти факторы в совокупности обусловили резкое снижение церковных доходов, затронув тем самым материальные интересы духовенства. В его среде начало расти недовольство сложившейся в стране политической и социальной обстановкой. В результате, священнослужители стали придерживаться более правых взглядов и даже переходить в оппозицию к революции [44] .
Одной из причин, вследствие которых в общественном сознании укоренилось представление о негативном в целом отношении РПЦ к революционным событиям февраля - марта 1917г., явилась значительно активизировавшаяся с весны 1917 г. церковная миротворческая деятельность. Однако призывы российского духовенства к миру, спокойствию и созидательному труду получили широкое распространение не накануне государственного переворота, не в его дни [45] , а лишь после его осуществления. Эти призывы, прозвучавшие с церковных амвонов и со страниц епархиальных изданий, побуждали народ к повиновению новой власти, способствовали формированию у него положительного отношения к свержению династии Романовых и, тем самым, фактически узаконивали Февральскую революцию. По словам князя Жевахова российская "революция явила всему миру портретную галерею революционеров, облеченных высоким саном пастырей и архипастырей Церкви" [46] .
Примечания
В тексте цитируются, главным образом, такие церковные органы печати, как "Епархиальные ведомости", издававшиеся в первой половине 1917 г. в городах: Архангельск, Благовещенск, Владивосток, Владикавказ, Витебск, Вологда, Воронеж, Вятка, Верный, Екатеринбург, Екатеринослав, Житомир, Киев, Кострома, Курск, Могилев, Новгород, Новочеркасск, Омск, Одесса, Орел, Пенза, Петрозаводск, Пермь, Полтава, Псков, Рига, Рязань, Саратов, Смоленск, Симбирск, Ставрополь, Тамбов, Тобольск, Томск, Уфа, Херсон, Чита, Ярославль; а также "Церковно-общественкый вестник", выходивший в Калуге, Нижнем Новгороде, Оренбурге и Симферополе.
Ссылки на эти издания, ввиду их многочисленности, в примечаниях не приводятся.
1. Церковные ведомости (ЦВ), Пг. 1917, N 18-19, с. 111-113.
2. ЦВ, 1917, N 9-15, с. 57-59; N 16-17, с. 83-86.
3. ФРУМЕНКОВА Т.Г. Высшее православное духовенство в России в 1917 г. Из глубины времен. Вып. 5, 1995, с. 74-94.
4. КАРТАШЕВА.В. Революция и Собор 1917-1918 гг. Богословская мысль. Париж. 1942, вып. 4, с. 75-101; БАКУНИН Б. Несвоевременные воспоминания. На пути к свободе совести. Вып. 11. Религия и демократия. М. 1993, с. 149-163.
5. Российский государственный исторический архив (РГИА), ф. 796, on. 204, 1917, 1 отдел, V стол, д. 204, л. 2; ф . 797, оп. 86, 1917, I отд., 1 стол, д. 48, л. 18; II отд.. Ill стол, д. 43, л. 32 об.-334; III отд., IV стол, д. 64. л. 54; Всероссийский церковно-общественный вестник (ВЦОВ), Пг. 1917, N 1, с. 3; Енисейская церковная нива. Красноярск. 1917, N 4-5, с. 12- 13; Русское слово, М. 1917, N 51, с. 3; N 56, с- 4; Церковно- общественная жизнь, Киев. 1917, N 1, с. 34-35.
6. Православная Подолия, Каменец-Подольск, 1917. N 18-19. Офиц. часть, с. 345-346; ФРУМЕНКОВА Т.Г. Ук. соч., с. 89; Определения Закавказского Церковного Собора русского духовенства и мирян. - Вестник Грузинского экзархата, 1917, N 13-141, с. 1-2; Церковно-общественная жизнь, Киев. 1917, N 1, с. 34-35; Московские церковные ведомости, 1917, N 11-12, с. 125-126.
стр. 69
________________________________________
7. ВЦОВ, 1917, N 13, с. 3; Вестник Грузинского экзархата, 1917, N 13-14, с. 1-2; РГИА, ф. 1278, оп. 5, 1917, д. 1292, л. 123; КАНДИДОВ Б. Церковь и Февральская революция. М. 1934, с. 16; РГИА, ф. 796, on. 209, д. 2832, л. 2а, 16-16a, 74-75об.
8. Православная Подолия, 1917, N 8-19. Офиц. часть, с. 345- 346; ВЦОВ, 1917, N 71, с. 4; Вестник церковного единения. Воронеж. 1917, N 15, с. 2; Церковно-общественная жизнь, 1917, N 1, с. 34-35; Московские церковные ведомости, 1917, N 9-10, с. 73-74; Церковность, М. 1917. Б/и., с. 2; Пастырь и паства, Харьков. 1917, N 11-12. Часть неофиц., с. 333-334; РГИА, ф. 796, оп. 204, 1917, 1 отд., V стол, д. 204, л. 2; ф. 797, оп. 86, 1917, III отд., IV стол, д. 64, л. 25 об.
9. ВЦОВ, 1917, N 39, с. 3; N 47, с. 4; N 71, с. 4; Вестник Временного Правительства, Пг. 1917, N 48(94), с. 4; Известия по Казанской епархии, 1917, N 9-10. Офиц. отдел., с. 104-105; Церковно-общественная жизнь, 1917, N 1, с. 34-35.
10. РГИА, ф. 796, оп. 204, 1917, I отд., V стол, д. 54, л. 61, 73, 105; д. 95, л. 192; Православная Подолия, 1917, N 22-23. Неофиц. часть, с. 429; Православная Подолия, 1917, N 11. Неофиц. часть, с. 236.
11. ВЦОВ, 1917, N 14, с. 3; N 20, с. 4; N 33, с. 4; N 39, с. 3; N 42, с. 4; N 71, с. 4; Вестник Временного Правительства, 1917, N 48 (94), с. 4; Православная Подолия, 1917, N 18-19. Офиц. часть, с. 345-346; Вестник Грузинского экзархата, 1917, N 13-14, с. 1- 2; Известия Екатеринбургской Церкви, 1917, N 16, с. 3; РГИА, ф. 796, оп. 204, 1917, I отд., V стол, д. 154, л. 72; КОЛОНИЦКИЙ Б. И. Символы власти и борьба за власть: к изучению политической культуры российской революции 1917 г. СПб. 2001, с. 67; БАБУШКИНА О.Ю. Церковь и государство в 1917-1918 гг.: поиски компромисса. Проблемы свободы совести, веротерпимости и преодоления религиозного и этноконфессионального экстремизма. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Курган. 2000, с. 39-40; ВЦОВ, 1917, N 47, с. 4; РГИА, ф. 1278, on. 5, 1917, д. 1292, л. 123.
12. ВЦОВ, 1917, N 1, с. 3; Русское слово, М. 1917, N 65, с. 4; Журналы Казанского Экстренного Епархиального съезда. - Известия по Казанской епархии, 1917, N 19-20, с. 19-22; N 17- 18. Неофиц. отдел, с. 237-238; КОЛОНИЦКИЙ Б.И. Ук. соч., с. 67.
13. РГИА, ф. 797, оп. 86, 1917, II отд.. Ill стол, д. 43, л. 32об.-33; ф. 1278, оп. 5, 1917, д. 1292, л. 31, 34, 49, 90, 168; Вестник Грузинского экзархата, 1917, N 13-14, с. 1-2; Пастырь и паства, Харьков. N 11-12. Часть неофиц., с. 333-334; Церковность, М. 1917, б/н., с. 2; Московские церковные ведомости, 1917, N 9- 10, с. 73-74; N 11-12, с. 125-126; Православная Подолия, 1917, N 11. Неофиц. часть, с. 236; N 12 - 13. Неофиц. часть, с. 269.
14. Вестник Грузинского экзархата, 1917, N 13-14, с. 1-2; ВЦОВ, 1917, N 14, с. 3; N 19, с. 3; N 25, с. 4; N 33, с. 4; N 48, с. 3.
15. ХАРИТОНОВ В.Л. Февральская революция в России. (Попытка многомерного подхода). - Вопросы истории, 1993, N 11-12, с. 22-24.
16. РГИА, ф. 796, оп. 204, 1917, 1 отд., V стол, д. 135, л. 69 об.; д. 154, л. 72; Варшавский епархиальный листок, М. 1917, N 13- 14, с. 4-5; Зауральский край, Екатеринбург. 1917, N 109, с. 3; ЛЮБИМОВ НИКОЛАЙ, протопресвитер. Дневник о заседаниях вновь сформированного Синода (12 апреля - 12 июня 1917 г.). - Российская Церковь в годы революции (1917-1918 гг.). Сборник. Материалы по истории Церкви. Кн. 8. М. 1995, с. 95.
17. РГИА, ф. 797, оп. 86, 1917, 1 отд., I стол, д. 48, л. 10; Журналы Казанского Экстренного Епархиального съезда. - Известия по Казанской епархии, 1917, N 19-20, с. 10; Вестник Временного правительства, 1917, N 48 (94), с. 4.
18. Журналы Казанского Экстренного Епархиального съезда. Известия по Казанской епархии, 1917, N 19-20, с. 14; ВЦОВ, 1917, N 1. с. 4; N 14, с. 3-4; N 34, с. 4; N 39, с. 4; N 65, с. 3; Вестник церковного единения. Воронеж. 1917, N 5, с. 3; N 7, с. З; Православная Подолия, 1917, N 11. Неофиц. часть, с. 236; N 18-19. Офиц. часть, с. 360; Пастырь и паства, 1917, N 15-16. Часть неофиц., с. 397; РГИА, ф. 796, оп. 204, 1917, 1 отд., V стол, д. 135, л. 69 об.; I отд., V стол, д. 154, л. 72; I отд., V стол, д. 113, л. 60; ф. 797, оп. 86, 1917, 1 отд., 1 стол, д. 48. л. 18; II отд.. Ill стол, д. 43, л. 4об., 12; ф. 1278, оп. 5, 1917, д. 1292, л. 108, 123. 140, 152-153, 161, 163, 170, 173, 175, 168.
19. РГИА, ф. 796, оп. 204, 1917, 1 отд., V стол, д. 54, л. 77; ф. 797, оп. 86, 1917, III отд., IV стол, д. 64, л. 25 об.; ф. 1278, оп. 5, 1917, д. 1292, л. 13, 22, 24, 49, 57, 65, 71, 101; ВЕНИАМИН (ФЕДЧЕНКОВ), митр. На рубеже двух эпох. М. 1994, с. 149- 150; Зауральский край, Екатеринбург. 1917, N 85, с. 3.
20. Около полутора сотен таких приветственных телеграмм, адресованных Родзянко, находится в РГИА в фонде "Государственная дума" (ф. 1278, оп. 5, д. 1292).
21. Исеть, Шадринск. 1917. N 3, с. 4; РГИА, ф. 796, оп. 204, 1917, 1 отд., V стол, д. 95, л. 192; ф. 1278, оп. 5, 1917, д. 1292, л. 1-177; Вестник церковного единения. Воронеж. 1917, N 5, с. 3; N 7, с. 3.
22. ВЦОВ, 1917, N 42, с. 4; Журналы Казанского Экстренного Епархиального съезда. Известия по Казанской епархии, 1917, N 19-20, с. 19-22; N 17-18. Неофиц. отдел., с. 237-238; Церковно-общественная жизнь, Киев. 1917, N 1, с. 34-35; Государственный архив Свердловской области (ГАСО), ф. 251, оп. 1, д. 309, л. 23; ВЦОВ, 1917, N 88, с. 4.
стр. 70
________________________________________
23. ДЕНИКИН А.И. Очерки русской смуты. Т. 1. Крушение власти и армии. Февраль-Сентябрь 1917 г. Вып. 1. Париж. 1921, с. 9; ВВЕДЕНСКИЙ А.И., протоиер. Церковь и государство. Очерк взаимоотношений церкви и государства в России 1918-1922 гг. М. 1923, с. 36-37; КАНДИДОВ Б. Ук. соч., с. 24.
24. Согласно статистическим данным за 1914 год "пропагандистский потенциал" РПЦ был значителен: всего церквей (кроме военных) было более 54 тыс., часовен и молитвенных домов - свыше 23,5 тыс.; приходского духовенства насчитывалось более 112 тыс. чел.; всего монастырей было 1025, в них проживало около 30 тыс. монашествующих (Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. синода по ведомству Православного Исповедания за 1914 г. Пг. 1916, с. 117, 132, 139).
25. ВОЕЙКОВ В.Н. С Царем и без Царя. Воспоминания последнего Дворцового Коменданта Государя Императора Николая 11. М. 1994, с. 204.
26. ВЦОВ, 1917, N 20, с. 4; Православная Подолия, 1917, N 11. Неофиц. часть, с. 236; Вестник Грузинского экзархата, 1917, N 13-14, с. 1-2; Церковно-общественная жизнь, Киев. 1917, N 1, с. 34-35; Московский церковный голос, М. 1917, N 14, с. 3.
27. РГИА, ф. 797, оп. 86, д. 64, 1917, III отд., IV стол, л. 54; ф. 1278, оп. 5, 1917, д. 1292, л. 90, 123; Журналы Казанского Экстренного Епархиального съезда. - Известия по Казанской епархии, 1917, N 19-20, с. 19-22; N 17-18. Неофиц. отдел, с. 237-238; Вестник Грузинского экзархата, 1917, N 13-14, с. 1-2; ВЦОВ, 1917, N 42, с. 4; ВЦОВ, 1917, N 39, с. 3.
28. ЖЕВАХОВ Н.Д. Воспоминания товарища обер-прокурора Св. синода Н.Д. Жевахова. Т. 2. Март 1917 - январь 1920. М. 1993, с. 193; Письма блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого). N.Y. 1988. с. 57; ВЕНИАМИН (ФЕДЧЕНКОВ), митр. Ук. соч., с. 149-150.
29. ОДИНЦОВ М.И. Государство и Церковь в России. XX век. М. 1994, с. 29; ПОСПЕЛОВСКИЙ Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М. 1995, с. 30-33; ВЦОВ, 1917, N 5, с. 1; ВЦОВ, 1917, N 33, с. 4; N 71, с. 4.
30. ФИРСОВ С.Л. Русская Церковь накануне перемен. (Конец 1890-х - 1918 гг.). М. 2002, с. 487-488; ЛЕОНТЬЕВА Т.Г. Православное сельское духовенство в условиях модернизации страны. (Вторая половины XIX - начало XX века). Авторсф. дис. д-ра ист. наук. М. 2002, с. 35.
31. Известия по Казанской епархии. 1917, N 17-18. Неофиц. отдел, с. 235-236.
32. РГИА, ф. 797, оп. 86, 1917, II отд.. Ill стол, д. 44, л. 58; Русское слово, М. 1917, N 52, с. 4; ВВЕДЕНСКИЙ А.И., протоиер. Ук. соч., с. 35; ИГРИЦКИЙ И. 1917 год в деревне. Воспоминания крестьян. М.-Л. 1929, с. 104; КАШЕВАРОВ А.Н. Государство и Церковь. Из истории взаимоотношений Советской власти и Русской Православной Церкви. 1917-1945 гг. СПб. 1995, с. 17-18.
33. Зауральский край, Екатеринбург. 1917, N 129, с. 3.
34. Вера и разум, Харьков. 1917, N 4-5, с. 1.
35. Богословский вестник, Сергиев Посад. 1917, июнь-август, с. 142; Известия по Петроградской епархии, 1917, N 24-25. Отдел офиц., с. 5.
36. ВЦОВ, 1917, N 1, с. 3; ТИТЛИНОВ Б.В. Церковь во время революции. Пг. 1924, с. 57.
37. Пермская земская неделя, 1917, N 11, с. 26; Известия по Казанской епархии, 1917, N 9-10. Неофиц. отдел, с. 154; Исеть, Шадринск. 1917, N 2, с. 1; КОЛОНИЦКИЙ Б.И. Ук. соч., с. 38-56.
38. Армейский вестник, 1917, N 481, с. 4; Православная Подолия. Каменец-Подольск. 1917, N 11. Неофиц. часть, с. 234; Московские церковные ведомости, 1917, N 11-12, с. 125; Известия по Казанской епархии, 1917, N 9-10. Неофиц. отдел, с. 214-215; РГИА, ф. 797, оп. 86, 1917, III отд., V стол. д. 12, л. 73, 80 об.; ф. 806, оп. 5, 1917, 1 стол. д. 10115, л. 17; ф. 1278, оп. 5, 1917, д. 1292, л. 137; ГАСО, ф. 251, оп. 1, д. 309, л. 21; ФЕОДОСИИ (АЛМАЗОВ), архимандрит. Мои воспоминания: записки соловецкого узника. М. 1997, с. 32-33.
39. Русское слово, 1917, N 50, с. 1; Петроградские ведомости. 1917, N 39, с. 3; Вестник Временного правительства, 1917, N 2 (47), с. 2; N 4 (50), с. 3; РГИА, ф. 806, оп. 5, 1917, 1 стол, д. 10115, л. 15 об.
40. Московский церковный голос, 1917, N 2, с. 3; Православная Подолия, Каменец-Подольск. 1917, N 16-17. Неофиц. часть, с. 331; ВЦОВ, 1917, N 14, с. 3.
41. Московский церковный голос, 1917, N 2, с. 1; ВЦОВ, 1917, N 17, с. 3; Московский церковный голос, 1917, N 14, с. 3.
42. ВЦОВ, 1917, N I, с. 3; Известия Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, 1917, N 5, с. 6.
43. Такая позиция звучала и со страниц церковных изданий. Например, утверждалось, что наименование Николая 11 "помазанником Божиим и царем Божией милостью" является "ложным убеждением" идеологов самодержавия (ВЦОВ, 1917, N 5, с. 1).
44. МОСС В. Православная Церковь на перепутье. (1917-1999 гг.) СПб. 2001, с. 34-35.
45. О сложной социально-политической ситуации в России накануне февральско-мартовских событий 1917 г. см. например: ИСКЕНДЕРОВ А.А. Закат империи. М. 2001, с. 517- 594.
46. ЖЕВАХОВ Н.Д. Ук. соч. Т. 2, с. 278-279.
стр. 71
________________________________________