Музыка среди искусств - самое близкое к магии. Снова убедилась в этом посетив концерт
"Ромео и Джульетта. Шекспир в музыке.". Музыка захватывает и тело и душу, и если в живописи или скульптуре есть что-то от симпатической магии, симфонический оркестр - инструмент духа. Музыка проникает внутрь и управляет, создает связь с верхним миром, иногда мне кажется это телетайп с богом, в любом случае, я верю что невозможно оставаться равнодушным, только если подобно Одиссею не залить уши воском.
Управлял всей этой феерией Сергей Стадлер, я уже была когда-то на
концерте этого замечательного скрипача, но впервые услышала его в качестве дирижера. Хотя было и в этот раз недолгое соло на скрипке.
Началось действо с отрывков из балета Прокофьева.
"Танец рыцарей" вживую - это переживание которому не могу придумать достойное сравнение. Невероятно захватывающе внушительно.
Дальше Симфонический Оркестр Петербурга исполнил увертюру-фантазию Чайковского. Тоже великолепно. Даже если сложно воспринимать классическую музыку, произведения Чайковского, так часто на слуху, что его мелодии захватывают совершенно автоматически, как близкое и прекрасное.
Второй акт представляли композиторы французы. Возможно у себя на родине они также наиграны как у нас Петр Ильич, но мне их воспринимать сложнее чем родную музыку. Фрагменты из симфонии "Ромео и Юлия" Гектора Берлиоза в какой-то момент даже показались скучными и усыпляющими, не исключаю что просто концентрация прекрасного достигла максимума, внимание упало, а мыслями я поплыла по залу, наблюдая зрителей и музыкантов. Например, ужасно интересно, с чем связана традиция российских музыкальных коллективов надевать всё черное, с высоты балкона без бинокля оркестр кажется прекрасной коллекцией чернильных пятен. Интересно, только ли в России принят такой стиль, или за рубежом дресс код допускает цветное. На этом моменте мне немедленно и непреодолимо захотелось поехать в Вену и в Лондон услышать их симфонические оркестры вживую. Было бы любопытно увидеть оркестр весь в белом, или весь в оранжевом, другая возможная система, разделение по цвету нарядов музыкантов разного профиля. Трубачи в зеленом, скрипачи в белом, арфистки в алом, что-то такое.
Последними Петербургский Симфонический Оркестр исполнил отрывки оперы Шарля Гуно. И здесь конечно внимание захватывают солисты. Мне кажется оперные певцы сверхлюди. Не могу представить сколько сил и труда надо вложить в голос, чтобы он стал настоящим оружием, которое всегда с тобой. Не устаю восхищаться и немного бояться. А как с таким человеком жить? А ну как он вздумает использовать голос против тебя? А если вас таких двое? Какой силы и выдержки должен быть характер чтобы не повышать голоса когда это легко и просто? И он точно захватывает внимание и потрясает. В общем, люблю симфоническую музыку, но ещё больше люблю когда есть солисты (или хор, но не в этот раз).
Прекрасная в общем идея, устроить концерт по мотивам литературного произведения. Отдельно любопытно в этой связи проследить в какой форме композиторы выражают в музыку свои эмоции, события жизни или впечатления. Согласно легенде (думаю правдивой) Берлиоз написал свою симфонию под впечатлением влюбленности в исполнительницу роли Джульетты. Жаль не ко всем произведениям прилагается легенда.
Спасибо за приглашение в капеллу
spbblog,
Комитету по культуре Санкт-Петербурга и
successful_nat.