Многие люди задаются задаются вопросом, почему мы все все из себя уставшие прилетели в тот или иной порт, а нас заставили ждать перонный автобус? Почему нельзя было нас прямо к терминалу к телетрапу доставить? Поверьте, много, ОЧЕНЬ много людей жалуются друг другу, так и в аэропорты. Ведь у нас как принято рассуждать, задержали рейс-виноват аэропорт, подали автобус - опять виноват аэропорт, но мало кто задумывается, что вся цепочка работы по обслуживанию пассажиров и самолетов - это сложнейшая система.
Настоятельно советую прочитать очень информативный пост на тему телетрапов и автобусов.
Оригинал взят у
kventz в
Почему посадка (высадка) производится через автобус, а не через телетрапОчередная жалоба на посадку через автобус заставила меня написать этот текст, потому что каждый раз объяснять всё это заново в Твиттере довольно утомительно.
Итак, о чём я. В аэропортах чаще всего посадка и высадка пассажиров в воздушное судно (ВС) происходит двумя способами: либо через телетрап (рукав), либо через автобус. Через телетрап - это когда вы из здания аэропорта по коридору попадаете сразу в самолёт. Это быстро, удобно, не надо выходить на улицу. Через автобус - это когда вы выходите из здания аэропорта (иногда спустившись по неудобной лестнице на пару-тройку этажей вниз) на перрон, там садитесь в широкий перронный автобус с минимумом сидячих мест, который в зависимости от дальности стоянки ВС будет долго или не очень возить кругами по аэродрому, пока не привезёт к самолёту. Есть ещё вариант, когда пассажиры сами топают по полю к ВС, но это будем считать частным случаем автобуса. :)
Посадка через телетрап однозначно лучше, это понятно. Но телетрап - это дорогой и дефицитный ресурс аэропорта. Телетрапов нельзя построить много настолько, чтобы все рейсы обслуживать только через них. Чтобы организовать посадку через телетрап, нужно построить стоянку воздушного судна, закупить сам механизм телетрапа, а главное - рядом выстроить здание терминала (посадочной галереи), которое потом нужно будет обслуживать. И всё это нужно сделать на территории, на которой всегда мало места. Поэтому телетрапов никогда не бывает с избытком, а стоимость обслуживания через телетрап для авиакомпании как правило выше, чем стоимость обслуживания через автобус. Ведь для дальней стоянки нужна как минимум только сама площадка, на которой стоит ВС и подъездные пути к ней.
Итак, если для пассажиров телетрап удобнее, то почему же иногда посадка идёт через автобус? Причин может быть несколько.
1. Телетрапов банально не хватает, аэропорт не может обслужить всех через телетрапы, так как все телетрапы заняты. Стоянок в аэропорту может быть сотня, а телетрапов - всего пара-тройка десятков. То есть на всех не хватит. Авиакомпании составляют своё расписание волнами: есть утренний, вечерний и дневной разлёты, когда интенсивность взлётов-посадок наибольшая. Это делают для оптимизации использования парка ВС и для удобства стыковок, чтобы они были короче. Естественно, что в эти периоды аэропорт работает на полную мощность и телетрапов всем по определению не хватит.
2. Авиакомпания экономит на обслуживании и принципиально не оплачивает телетрапы. Так делают лоукостеры, для которых именно цена, а не набор услуг является главным и определяющим фактором. В аэропорту могут быть все условия для посадки через телетрап, но авиакомпания экономит на всём, чтобы сделать билеты дешевле. Экстремальный вариант, когда авиакомпания не платит даже за автобусы. В Станстеде (Лондон) посадка в самолёт у нас была пешком: вышли из здания терминала и потопали к стоянке ВС, благо было не очень далеко.
3. Тип воздушного судна не позволяет осуществлять посадку через телетрап или это нерационально. Встретить посадку на маленький региональный самолёт через телетрап можно крайне редко. Это либо не возможно технически, либо слишком дорого выходит на одного пассажира. Поэтому, если полёт к примеру на Як или ATR, то автобус будет практически гарантировано.
4. ВС прилетает в аэропорт, а следующий рейс у него будет более, чем через 2-3 часа. Авиакомпании стараются уменьшить время стоянки ВС, но такое иногда случается. Например, борт прилетел, а следующий рейс у него только часов через 12. В этом случае его сразу поставят на дальнюю стоянку. Если его после прилёта поставить под телетрап, то он либо все эти 12 часов будет занимать дорогой и ценный ресурс (причём, дорогой для авиакомпании), либо его придётся после высадки пассажиров перебуксировать на дальнюю стоянку, что также стоит денег. А потом, через полдня снова буксировать на стоянку у телетрапа. Авиакомпании деньгами не бросаются, поэтому лишние перемещения по аэродрому не оплачивают.
5. ВС прибыл в аэропорт внутрироссийским рейсом, а вылет у него международным и наоборот или прилёт-вылет у него из разных терминалов. Так как телетрап привязан к терминалу, то он может быть либо во внутренней, либо в международной зоне терминала. Если терминалов много, то есть вероятность, что прилёт в один терминал, а вылет из другого, так как самолёты чаще летают не по одному маршруту туда-сюда. Он может прилететь с Кипра и через час улететь в Новый Уренгой. В этом случае ВС поставят на стоянку у одного телетрапа и не будут перебуксировать его на другую стоянку к другому телетрапу, так как это дополнительные расходы. Это значит, что либо посадка, либо высадка у него будет через автобус.
6. Частный случай, характерный для Внуково. Для некоторых рейсов помимо предполётного вводится также послеполётный досмотр. Воздушный кодекс и соответствующие правила эту процедуру допускают и регламентируют. Послеполётный досмотр вводится для каждого рейса индивидуально распоряжением руководителя Линейного отдела МВД в аэропорту, но уже много лет досматриваются абсолютно все рейсы с Кавказа. Хотя послеполётный досмотр может быть введён и для любого другого рейса, если имеется оперативная информация. Так вот во Внуково к счастью для оперативных служб и к сожалению для пассажиров имеется неиспользуемый для вылетов старый терминал внутренних линий, он же терминал D, в котором и производится послеполётный досмотр. Самолёт может быть и будет поставлен к телетрапу терминала А, но прилетевшие пассажиры всё равно выйдут по автотрапу на улицу и сядут в автобус, который привезёт их к терминалу D. Эта ситуация - самый частый повод обвинения работников аэропорта в глупости: самолёт стоит у телетрапа, телетрап отведён в сторону, пассажиры спускаются в автобус. Просто их повезут к другому терминалу, а после высадки телетрап подведут к самолёту и посадка будет уже через него.
7. Телетрап неисправен. Телетрап, как любой сложный механизм, хоть и не должен, но всё же может иногда ломаться. Самолёт поставили на стоянку под телетрап, а посадка всё равно через автобус, так как телетрап банально неисправен, возможно даже, что неисправность была обнаружена внезапно. Тут выхода практически не остаётся - будут автобусы.
8. Посадка/высадка из другого терминала. Дальние стоянки иногда действительно дальние, как 4-й перрон во Внуково, который ближе к Внуково-3, чем к Внуково-1. В то же время есть терминал B с шестью стоянками под телетрапы, который сейчас недозагружен. Более того, из него вылетают чартеры, которые по времени часто не совпадают с разлётами регулярных рейсов. Поэтому самолёт, пассажиры которого вылетают ли прилетают в терминал А, например, внутренним рейсом иногда имеет смысл поставить на стоянку у терминала B, если там точно есть свободные. Хоть самолёт и занимает ценную стоянку под телетрап, использовать его не получится - он в другом, к тому же международном, терминале. Зато до этой стоянки ближе ехать, а это экономия времени для пассажиров и топлива для автотехники.
Отмечу, что крупные иностранные авиакомпании - не лоукостеры почти всегда, чаще, чем российские обслуживаются через телетрапы, что вызывает определённую зависть и раздражение у крупных российских авиакомпаний. Это происходит не из-за большой любви к иностранцам, а по вполне банальным причинам. Они платят за телетрапы, летают большими самолётами, стыковки у них всегда очень короткие, рейсы всегда международные. Кроме того, слоты (время прилёта-вылета) у них чаще всего не совпадают с разлётами российских компаний, так как во-первых, приоритет выдачи слотов у российских компаний, а во-вторых, иностранные авиакомпании привязывают расписание не к российским аэропортам, а к волнам в собственных хабах в Европе или Азии. То есть помимо внезапно сломавшегося телетрапа для иностранных авиакомпаний практически не остаётся вероятности быть обслуженными через автобус.
Надеюсь, информация была полезной и поводов для обвинения аэропортов в неконтролируемой тупости будет немного меньше. :)
Буду рад замечаниям и дополнениям.
ЗЫ Кость
kventz прости, хорошего фото телетрапа в ВКО - нету(