Летние месяцы как никогда щедры на пополнение генетической памяти для будущего моего поколения. Наследственная информация потом пригодится детям и внукам во всевозможных ситуациях. А я сейчас просто радуюсь очередным выходным, проведённым в походике выходного дня на Алтае.
Аккемский прорыв - узкий каньон длиной около 5 км, который тысячи лет назад через Катунский и Теректинский хребты пробила река Катунь. Этот участок её пути является самым мощным порогом. Он начинается ниже впадения в Катунь реки Аккем. Левый берег - скальная стена высотой более 30 м. Правый - крупнокаменистая осыпь, переходящая в стенку. Прохождение порога на сплаве - серьёзное испытание, приравнивается к 4-5 категории сложности, а то и к 6. Ведь непредсказуемо бурное течение реки и уровень воды, при которой на каждой ступени образуются мощные валы высотой 2-3 метра, а сливы по метру. И валуны.
Но рафты пусть сохнут кверху пузом на стоянках у других, а у нас же велосипеды есть! Едем туда на них :)
Старт осмотра природных достопримечательностей начался на Чуйском тракте с перевала Чике-Таман, где мы, утомлённые ночной автобусной доставкой, вздремнули под открытым небом. Встретили рассвет, выглядывая из спальников. Подкрепились калориями и внииииз!!
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5816/22463112.c/0_59ba4_e0c7b73b_XL.jpg)
По дороге проезжали домики шаманов. Но погода и так была замечательной. Не останавливаемся.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4415/22463112.c/0_59ba5_55aecdac_XL.jpg)
Всех авторов текста засыпало навечно :)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5310/22463112.c/0_59ba6_acf399d0_XL.jpg)
Село Малый Яломан мы проезжали как в одну сторону, так и на обратном пути. И там уж останавливались каждый раз и надолго. Потому что местные торговали наивкуснейшими яблочками! Ранетками, сливами, кедровыми шишками. Набрали всего и по-многу. Тут же съедали и покупали ещё. Витаминами запаслись на зиму :)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4710/22463112.c/0_59ba7_fb638053_XL.jpg)
С Чуйского тракта после села Иня сворачиваем , чтобы подобраться к главной достопримечательности - тропе Иня-Тюнгур. Подвесной мост через Катунь выдерживает и автомобили.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4416/22463112.c/0_59ba8_b060b4e9_XL.jpg)
Катунь
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5411/22463112.c/0_59ba9_4e695708_XL.jpg)
По левому берегу Катуни движемся к Инегеню
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5817/22463112.c/0_59baa_74cca279_XL.jpg)
Обалдевали от размеров гор и в целом всей долины. Только Вика, хитро улыбаясь, говорила, что в Непале намного выше всё, так то :) Ничего, и мы дорастём.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4520/22463112.c/0_59bab_b4fd1e03_XL.jpg)
Упс, перед с.Инегень дорога становится рекой.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5311/22463112.c/0_59bac_b9697a6d_XL.jpg)
А после деревни попадаешь в саванну
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4520/22463112.c/0_59bad_5fad8e3c_XL.jpg)
И джунгли.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4416/22463112.c/0_59bae_11385668_XL.jpg)
В сибирских саваннах и джунглях водятся добродушные звери, которые сразу приручаются и становятся лучшими тебе друзьями.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5816/22463112.c/0_59baf_3a824ee5_XL.jpg)
На следующий день выехали на культовую тропу Иня-Тюнгур, протяжённостью 60 км. Построена она была по госзаказу в 1920 году для того, чтобы кратчайшим путём связать посёлки Инегень и Тюнгур, т.к. имеющаяся дорога в объезд длиной 500 км. Кому хочется гнать скот неделями, когда можно срезать.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5310/22463112.c/0_59bb0_bb4b64d4_XL.jpg)
Тропа идёт чаще всего вдоль берега по прижимам, и комиссии, принимающей объект к сдаче, показалась не безопасной. Вдруг кто-нибудь погибнет? В доказательство они расстреляли инженеров и проектировщиков. Ну, время такое было.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4523/22463112.10/0_5b56e_d209504a_XL.jpg)
Но романтичным велосипедистам здесь ехать одно удовольствие.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5816/22463112.c/0_59bb1_a380e989_XL.jpg)
А Аргут мутит с Катунью.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5310/22463112.c/0_59bb2_532c1580_XL.jpg)
До связи с ним, она была бирюзовенькая такая. Чистая.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4612/22463112.c/0_59bb3_f7c47001_XL.jpg)
На тропе.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5815/22463112.c/0_59bb4_1ea91c5a_XL.jpg)
Вот и Аккемский прорыв. На фотографии вовсе не выглядит страшным и мощным.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5411/22463112.c/0_59bb5_d720596f_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5816/22463112.c/0_59bb6_8d1bb2d5_XL.jpg)
Кроме романтичных велосипедистов, тропу облюбовали брутальные мотоциклисты и экстремальные автомобилисты, которые в 2006 году провели экспедицию "Сибирский марафон. Алтай. Тюнгурский прорыв. Легендарное первопрохождение". Доказали, что тропа шириной ровнёхонько в ширину между двумя колёсами джипика. Ну, подумаешь, местами досточки подложить пришлось. Зато проехали!
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4612/22463112.c/0_59bb7_f7b8556a_XL.jpg)
Новое утро.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5310/22463112.c/0_59bb8_4e3d4412_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4521/22463112.c/0_59bb9_258727a6_XL.jpg)
Зарядка!
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5310/22463112.c/0_59bba_cb7c7bb1_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5013/42954890.13/0_79b41_f6beaaa1_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4410/42954890.13/0_79b3f_4e504051_XL.jpg)
Возвращаемся обратно.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4710/22463112.c/0_59bbb_45b61761_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4520/22463112.c/0_59bbc_6bd1c248_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4416/22463112.c/0_59bbd_d43e4958_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5311/22463112.c/0_59bbe_6bbd0fe7_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4711/22463112.c/0_59bbf_cc0799e7_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4612/22463112.c/0_59bc0_6b523fe3_XL.jpg)
Самое загадочное место нашего пути - первал Ёки-Кобы. С Чуйского тракта свернуть в сторону Большого Яломана. И где-то вот там потом свернуть вправо в ущелье, а потом ещё на одной развилке снова вправо :) Но после первого своротка вправо - дорога уже в принципе не проезжабельная для авто. Перевал в виде серпантина. Много полочек. Колея видна, но заросла травой местами, а иногда и куст, планирующий стать деревом, стоит прям посередине дороги. А справа склон, слева - обрыв. Четырёколёсным не объхеать.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4520/22463112.c/0_59bc1_4810f9f6_XL.jpg)
Мы поднялись ради любопытства не намного, до вершины далековато, а до дома тоже. Выходные подошли к концу. Мы вернулись вниз, разобрали велосипеды, загрузились в газель и... Мне так толком не объяснили куда выводит другая сторона перевала Ёки-Кобы, но нужно обязательно его преодолеть. В следующий раз. :)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5311/22463112.c/0_59bc2_e94210f2_XL.jpg)