"У каждого своя манера общения со зрителем"

Aug 03, 2014 19:33


Сегодня в одном из статусов на фейсбуке Нахим Шифрин вспомнил про эту замечательную пару: Роман Романов и Серафима Пейсен. У нас в сообществе можно найти и их выступления, и отрывки из книги Романа Ивановича. Вот и сейчас хочу поделиться тем, как он описывает одно из своих выступлений. Очень ведь интересно, о чем думает артист, как выстраивает диалог со зрителем:

Прозвучал второй звонок. А я еще не знаю, что буду говорить перед выступлением Аллы Пугачевой. <…>
У каждого своя манера общения со зрителем, но что же я могу здесь сказать? Вступительные слова, которые я говорю на обычных сборных концертах? Говорить о Пугачевой? Зрители знают о ней больше, чем я. Петь куплеты, значит, открыть занавес, чтобы сесть за рояль, - глупо. Играть на скрипке? А кто будет аккомпанировать? Пианист из оркестра не согласен. Что делать? Что делать?
Прозвенел третий звонок. Музыканты сидят, тихо переговариваются. Они сейчас будут играть то, что играли вчера... неделю тому назад... месяц. А я, чтобы увлечь зрителей, должен сказать что-то такое, чего никогда еще не говорил.
Какие-то силы заставляют меня бежать за кулисы, в комнату, где лежит мой футляр. Открываю его, вынимаю смычок и скрипку, возвращаюсь на сцену. Уже потушили свет в зале. Направлены прожектора на сцену. Сейчас я стану впереди занавеса, и на сцене меня никто не услышит.
Алла Борисовна еще за кулисами в комнате. Ей все мои разговоры до лампочки! Ей важно, чтобы во время этих пяти, семи минут последний запоздалый зритель нашел свое место, чтобы женщины доели свои конфеты и не шелестели обертками, чтобы билетерша внесла и поставила стул и посадила на него свою маму...
Вот для чего я должен выйти на сцену!
Но у меня в руках уже скрипка...
Я держу ее и чувствую, как успокаивается мое сердце, светлеет голова...
И я спокойно выхожу к зрителям перед занавесом. Они ждали, что на сцену выйдет человек и скажет: «Выступает Алла Пугачева!», а вышел человек со скрипкой.
- Алла Пугачева всегда меня просит, прежде чем выйти ей на сцену, сыграть несколько тактов музыки... Она убеждена, что это создает определенное настроение у вас, зрителей, и у нее.
Я положил скрипку на плечо, но в это время в зале появилась девушка и стала искать свое место. Я снял скрипку с плеча. Слежу за ней. Внимание зрителей также обращено на девушку, и в этой затянувшейся паузе я говорю фразу, уже много раз проверенную:
- А я думал, вы не придете...
Такое неожиданное, несколько фамильярное обращение к девушке оживляет зал. И когда она нашла свое место, я обращаюсь уже к ней и повторяю ранее сказанную фразу:
- Алла Пугачева всегда меня просит, прежде чем ей выйти на сцену, сыграть несколько тактов музыки. Как бы увертюру... Вы не возражаете?
Девушка смущена, а зрители с улыбками следят за моим поведением.
Вновь кладу скрипку на плечо, поднимаю смычок, и вот уже прикладываю его к струнам... И вновь снимаю скрипку с плеча.
- Вы, конечно, привыкли видеть на сцене музыкантов с гитарами, с контрабасами, и совсем другое, когда человек выходит со скрипкой, сразу видно, что вышел интеллигентный человек...
Зрители начинают догадываться, что перед ними не просто скрипач, а для меня очень важен этот психологический момент, так как у них появляется интерес, буду ли я играть или это обычный цирковой прием, когда у клоуна на манеже в конце номера скрипка ломается пополам, а смычок превращается в кнут. Но они видят, что у меня настоящий инструмент, и поэтому появляется еще больший интерес, чем все это кончится. И теперь они «мои»!
Вновь повторяю первую фразу - зрители смеются. Они уже участники моего номера. Я опять положил скрипку на плечо. Взмахнул смычком... В зале тишина, думают, сейчас-то заиграю...
- Вообще-то, - снимаю скрипку с плеча, - я имею право играть на скрипке. - Зрители смеются. Они полностью «мои». - Поскольку я закончил нашу Московскую консерваторию, так что я хороший скрипач... Да, лучший скрипач среди конферансье. - Теперь я уже разоблачаю себя, но это мне не мешает, а наоборот, этим я заинтересовываю всех: разве может играть на скрипке, таком сложном инструменте, конферансье?
А я вновь кладу скрипку на плечо и тут же ее снимаю:
- А вот, девушка, - обращаюсь к той же запоздавшей, - думает, что я так ничего и не сыграю... Обязательно сыграю!.. Еще неизвестно, что лучше... - Кладу скрипку на плечо, поднимаю высоко смычок. И, не снимая скрипки, говорю последнюю фразу: - А приятно играть на скрипке...
Играю. Звучит фрагмент музыкальной шутки. Теперь я понимаю, что, оказывается, можно играть и без аккомпанента. Зрителям интересна не музыка, а сам прием, придуманный каким-то талантливым лицедеем еще во времена уличных представлений, а мной только дополненный настоящей игрой.
Закончился номер. Слышу одобрительные аплодисменты. Прошло семь, а может быть, и больше минут концертного времени, - для меня же вечность...

Цитируется по Романов Р.И. Из дневника артиста. - М.: Издательский дом “Звонница-МГ”, 2006г. - 208с.

Эстрада, Цитатник, Книги, Роман Романов

Previous post Next post
Up