Собственно, за эти 10 дней у нас настала зима )) точнее говоря, небывало ранняя зима, но факт есть факт - сегодня -8. Снег выпал, но успел стаять, сухо (поэтому провернулись без гололеда - луж нет, нечему замерзать), но дубак и сильный вымораживающий ветер.
Но это так, эмоции. Ближе к теме. Какого-то сверхплана у меня не было - я отпустила тему сосудов и зрения в свободное наблюдение и экспериментирование. О сосудистых гимнастиках и упражнениях для глаз написано столько, что за чтением всего этого можно безнадежно посадить наше (и так испытывающее перегрузки) зрение!!! Так что решила начать со свободного поиска и импровизаций.
Практика первая. Зреть!
Точнее, вначале выбрать, что бы такое узреть. Объекты. Их должно быть - каждый день БОЛЬШЕ (по времени), чем взирания в экран. Если какой-то день пересидели - следующий нужно смотреть куда-то помимо фонарика.
(Да, экран - это фонарь. Свет на нем свой, а не отраженный, как нужно нашим глазам).
Можно сокращать время работы с экраном - работой с e-ink или бумагой. Надиктовывать на диктофон. Обдумывая, переводить взгляд на какие-нибудь приятные глазу мелочи, смотреть за окно, на свои руки или закрывать глаза. Делать заметки в консервативном блокноте (отдельный кайф). Читать распечатки - или архаичные (и обязательно хорошо иллюстрированные) бумажные книги, пахнущие типографией... ну, вы понимаете )))
Но и помимо чтения, НУЖНО НА ЧТО-ТО СМОТРЕТЬ, иначе никакие упражнения не помогут.
Качества таких объектов:
- обилие деталей и сложная геометрия, далекая от понятий "прямые линии", "плоскости", "прямоугольники"
- движение, изменение, игра форм
- игра света и тени
- цветовая гамма, сочетания цветов, полутона, градиенты - проще говоря, 1) яркие цветные объекты, 2) объекты, казалось бы, одного цвета, но с различимыми полутонами
- живое, живущее, растущее, играющее
- любимое
Главное: объекты должны НРАВИТЬСЯ. Их рассматривание должно приносить удовольствие, наслаждение, это должно быть поистине любование!
Примеры:
- ландшафты, даже урбанистические (но которые, повторяю, нра)
- знакомые и новые мелочи по ходу прогулки
- живое - домашние питомцы, аквариумные рыбки (или как у Яши - улитки )), птицы на кормушке, живность в зоопарке или в национальном парке... бобры в бобрятнике - да кто угодно ))
- зелень и растения - микросад в аквариуме, балкон, оранжерея, сад, парк, лесные просторы... (кста, Сэм, вспомнила про оранжерею в Царицыно! )))
- лица, волосы и руки - рассматривать в деталях (желательно, близких и любимых ))) а детей можно и целиком ))
- вообще близкие и любимые люди ))
- любимая коллекция (украшений, минералов, статуэток, ножей, гаджетов, железок и деталек, модной одежды (на себе в зеркале)), походной снаряги (аналогично)) и т.п. ))
- любимые инструменты (всегда полезно)
- материалы и фактуры (такие как песок и камни, крупы, древесина, дамасская сталь, дизайнерская бумага, шерсть, кора, кожа! в моем случае - в процессе массажа ))
- вода и лед во всех видах (по поводу пламени и источников света - вещь особая, имхо мы и так ими перегружаем наше зрение)
- небо! чаще, чаще, чаще - это лучший из светящихся объектов.
Пускай проходят века;
По небу едет река
И всем, кто поднимет глаза,
Из лодочки машет рука ))
БГ
Практика вторая. Ночное зрение и темнота
Побыть в полумраке и в темноте - на удивление приятно глазам. Вернувшись домой из ночного города и оставив уличные вещи в прихожей, мы торопимся зажечь в комнатах свет. Между тем, на улице мы перестимулировали глаза яркими вспышками - от фонарей, мерцающих вывесок, светофоров и особенно фар (они реально яркие). Хорошо посидеть хоть немного с выключенным светом. Или со включенным, но сделать упражнение "пальминг".
Пальминг, упражнение Бейтса - расслабление глаз, закрытых ладонями. Веки опущены. Иногда попутно подключают работу воображения - представляют черноту (или для простоты черный бархат, etc). Когда хватит: когда полностью исчезли цветные и белые блики и точки, перед глазами ровное черное поле.
После долгой работы на компе - тоже не помешает.
Практика третья. 3D-зрение
Экран (особенно кино) приучает нас к режиссерскому фокусу (смотреть туда, куда задумано дядей) и к относительно плоскому миру. Даже 3D-экран, хотя он уже лучше.
Суть не в глазах, суть в достраивании картинки мозгом. Мы так отвыкли, что сцена больше помещения считывается за несколько проходов и строится постепенно (с практикой это будет происходить быстрее). Но вначале нужно развернуть мозг. А для этого лучше всего - развернуть объект. И довольно большой.
Для практики я выбрала поездку на автобусе вдоль Измайловского парка.
1. Вначале попробовала разбирать лес на деревья - вычленять тут и там (ближе и дальше) формы крон.
2. Затем, зафиксировав конкретную крону дерева, стала наблюдать, как она "разворачивается" по мере того, как движется автобус. Лучше взять дерево подальше, чтобы успеть всё рассмотреть.
3. Затем, зафиксировавшись на дереве, стала строить сцену до него - как пространство, площадка с растущими на ней деревьями.
4. Далее - наблюдаю, как разворачивается вся площадка. Размер, наверно, индивидуален, у меня изрядно широкое поле зрения.
5. Продолжила, когда парк проехали. Стала вычленять объемы городских объектов (например, площадь картинг-клуба со строениями и полигоном, по которому движутся пилоты) - и наблюдать, как они тоже разворачиваются от движение автобуса.
Весьма так сдвигает мозги. В который раз думаю, что зрение - это не только о глазах.
Практика четвертая. Глаз и внутреннее ухо - братья навек!
Во время тренировки работала с фокусированием на руках - движущихся руках, комната при этом вне фокуса и плывет, особенно если кружиться. В каком-то смысле - это уже не живое зрение, а живое внутреннее ухо )))
Тем не менее, это почему-то помогло и с фокусом зрения в его обычном режиме, а заодно вынесло в неплохие инсайты.
Пока здесь мало практических находок и технических пояснений, но к теме вестибулярки буду возвращаться. Прокачивается она далеко не сразу, даже у кого хорошая, поэтому - внимательней, друзья. Экспериментируйте с осторожностью и берегите себя. Брать в руки тренировочный меч во время этой техники я тоже рискнула не сразу )))
Практика пятая. Непосредственно сосуды и холодный воздух
С похолоданием (и особенно когда задули ледяные ветра) на прогулках я стала активно мерзнуть ))) и активно же работать с сосудами.
Вот сухой остаток:
- Помогает - перед выходом 1) хорошо размяться - чтобы кровь бегала, и 2) хорошо поесть
- Для начала сезона (и особенно резко-внезапного) помогает - одеться по-зимнему. Не забываем нанести на лицо защитный крем от холода или масляную смесь.
- По поводу головного убора всё индивидуально. Мне не понравилось работать в теплом капюшоне (перегрев), а в кепке надо НУ ОЧЕНЬ работать. Лучше золотая середина - спортивная шапочка.
- Медленное (а еще лучше замедленное, но нужен навык) дыхание "в глаза" - при медленном выдохе заметно настраивается фокус. При этом взгляд динамично фиксировать (т.е. идти, глядя на выбранный объект).
- В сумерках "настройка баланса белого" - по менее или даже плохо освещенным объектам (пусть вывески с LEDами будут "засвечены", черт с ними).
- По мере движения против ветра или просто по холодной погоде лицо и затылок будут "застывать". С этим нужно бороться (несколько дней активно, упражнениями, - затем, по моему опыту, кровообращение поддерживается само). Поскольку для этого придется гримасничать, лучше выбрать малолюдное место, например, парк, - или выйти гулять поздно вечером )))
- ВНИМАНИЕ! Отогревать лицо трением варежками и согревать собственным дыханием (приложив к лицу ладони) - это крайний случай. Да и помогает не слишком, особенно остывающая влага от дыхания на коже.
- Итак. Наклоны, кивки и вращения головы - восстановление кровообращения в шее. На ходу с этим осторожней, живем в согласии с вестибуляркой.
- Лицо, челюсти и корень языка: двигаем мимическими и артикуляционными мышцами - всеми, какими умеем, жуем (открываем рот, чтобы работали челюстные мышцы), вращаем языком. Массируем языком щеки изнутри.
- Мышцы головы - "шевелим ушами" и "улыбаемся ушами".
- Хмурим лоб и брови (брови вообще можно пощипывать пальцами, кто не носит макияж), снова губы и щеки (изнутри языком). Для завершения отлично помогает классика артикуляционных упражнений - "тпрррррру!", хотя, гуляя рядом с конно-спортивными клубами, его лучше пропустить, ))
Думала, что придется делать всю серию каждую прогулку - нет, пришлось поработать всего раза четыре, после у тела образовался стереотип, тонус поддерживается сам. Может, конечно, после придется повторить.
- Если за время упражнений подмерз весь остальной организм, добиваемся тепла в центре тела - прокачиваем «канал трех обогревателей». Я делаю это дыханием, но можно просто остановиться и поделать приседания.
- Важно: добиваемся тепла в руках от плеч до пальцев, ощущения "живых рук". Это показатель контроля над кровообращением. Прогреть лицо, не прогрев рук - едва ли удастся.
- После гимнастики продолжаем замедленное "дыхание в глаза" и в упражнявшиеся мышцы - в мышцы головы (которые улыбают ушами), в лоб, в губы, после всюду, где ощущается холод.