Характеристики зарубежных агломераций в сравнении с выбранной моделью метро-ареалов
Jun 23, 2020 11:32
Пожалуй, наиболее интересной творческой задачей в агломерировании было обоснование выбранного критерия расчета метроареалов. Неплохие выкладки я публиковал тремя годами ранее, сейчас задача в развитии. Статистическими ведомствами различных государств рассчитаны различные по своей природе агломерации. Это агломерационные образования, сформированные по т.н. морфологическому подходу - слитности застройки и по т.н. функциональному подходу - количественным показателям межмуниципальных связей, а именно, показателям маятниковой трудовой миграции (МТМ). Когда величин МТМ нет, всяко нужно использовать замещающие методы. Соответственно, российскими учеными они и используются и подавляющим таким методом является метод транспортной доступности (как правило, 1,5-часовой). Его минусы лежат на поверхности - дискретность и неприменимость для различных по населению агломераций. Иное дело - гравитационный критерий Рейли-Конверса (строго говоря, "Рейли-Конверса" не про агломерации, а про пртягательность различного рода магазинов для населения, но разницы никакой, вопрос лишь в показателе степени) - функциональная зависимость предельного расстояния агломерации от ее населения.
Среди отечественных ученых, предлагавших данный метод, можно назвать Ю.Л. Пивоварова и С.Н. Соколова (оба предлагали зависимость корня третьей степени - от четверти и половины населения в чел. главного города соответственно).
С помощью гравитационного критерия хорошо исследовать зависимость площади агломераций от их населения по формуле:
Вначале с помощью гравитационного критерия Рейли-Конверса по оцененным статистическими ведомствами разных стран агломерациям и агломерационным образованиям исследуем полученные величины степени v и коэффициента k в формуле (6) аппроксимирующей функции (Рисунок 1, верх). Кроме этого, можно провести наглядное сравнение полученных по аппроксимирующей функции размеров средних расчетных радиусов для агломерации численностью 1 миллион жителей и в 50 тысяч жителей (Рисунок 1, низ). Исходные данные и ссылки на источники приведены в Приложении 1. В итоге провел исследования различных известных видов агломераций, применяемых зарубежными странами, классифицированных по пяти основным видам: 1) BUA (Built-up areas) - дословно: застроенные территории, это УА, определенные по критерию минимально допустимой плотности населения, включают только полностью застроенные территории; 2) собственно, урбанизированные ареалы - UA (Urban areas), определенные по критерию минимально допустимых разрывов, включают также незастроенные территории внутри территорий застройки; 3) «агломерации» - такое определение к ним применяется в своих странах (Agglomeration), как правило, они ничем не отличаются от UA; 4) метрополитенские ареалы (MA, Metropoliten areas) - учет этих агломерационных образований ведется под этим названием, хотя не везде они ему соответствуют, наряду с CMA определяются по административным границам; 5) CMA (Combined metropolitan areas) - объединенные метрополитенские ареалы США.
Американские MSA (метрополитенские статистические ареалы), как и в более ранней статье, оценивались в целом и справа от границы, выделенной красным, при этом оценивались отдельно MSA и CSA (комбинированные статистические ареалы):[Spoiler (click to open)]
Наибольший коэффициент детерминации показали полицентрические CSA восточной части США, и их принял за основу модели делимитации МА, увязав границы с численностью населения образующих их УА:
(относительное расстояние - отношение расстояния от центра статистической единицы до центра МА к предельному расстоянию МА)
Сравнение получившихся результатов собственного расчета российских агломераций (основные результаты и карту агомераций привел в предыдущем посте), агломераций зарубежных стран и российских агломераций по СПР и Антонову-Махровой:[Spoiler (click to open)]
Размеры пунсонов определяются величиной коэффициента детерминации аппроксимирующей функции R2; красным шрифтом отмечены: наблюдение, принятое за основу формирования метрополитенских агломераций, результаты оценки по выбранной модели российских агломераций; синими стрелками показано движение модели от выбранного образца до фактических результатов оценки.
Результаты оценки российских МА и ОМА показывают, что коэффициент k аппроксимирующей степенной функции оказывается равен 8 вместо 10 (занижен на 20%) при неизменном показателе степени (v=4). Однако, такое полученное занижение вполне приемлемо, т.к. по своим размерам метрополитенские ареалы России получаются расположенными между МА других стран и американскими МА (MSA и CSA).