Характеристики зарубежных агломераций в сравнении с выбранной моделью метро-ареалов

Jun 23, 2020 11:32


Пожалуй, наиболее интересной творческой задачей в агломерировании было обоснование выбранного критерия расчета метроареалов. Неплохие выкладки я публиковал тремя годами ранее, сейчас задача в развитии.
Статистическими ведомствами различных государств рассчитаны различные по своей природе агломерации. Это агломерационные образования, сформированные по т.н. морфологическому подходу - слитности застройки и по т.н. функциональному подходу - количественным показателям межмуниципальных связей, а именно, показателям маятниковой трудовой миграции (МТМ). Когда величин МТМ нет, всяко нужно использовать замещающие методы. Соответственно, российскими учеными они и используются и подавляющим таким методом является метод транспортной доступности (как правило, 1,5-часовой). Его минусы лежат на поверхности - дискретность и неприменимость для различных по населению агломераций.
Иное дело - гравитационный критерий Рейли-Конверса (строго говоря, "Рейли-Конверса" не про агломерации, а про пртягательность различного рода магазинов для населения, но разницы никакой, вопрос лишь в показателе степени) - функциональная зависимость предельного расстояния агломерации от ее населения.


Среди отечественных ученых, предлагавших данный метод, можно назвать Ю.Л. Пивоварова и С.Н. Соколова (оба предлагали зависимость корня третьей степени - от четверти и половины населения в чел. главного города соответственно).

С помощью гравитационного критерия хорошо исследовать зависимость площади агломераций от их населения по формуле:


Вначале с помощью гравитационного критерия Рейли-Конверса по оцененным статистическими ведомствами разных стран агломерациям и агломерационным образованиям исследуем полученные величины степени v и коэффициента k в формуле (6) аппроксимирующей функции (Рисунок 1, верх). Кроме этого, можно провести наглядное сравнение полученных по аппроксимирующей функции размеров средних расчетных радиусов для агломерации численностью 1 миллион жителей и в 50 тысяч жителей (Рисунок 1, низ). Исходные данные и ссылки на источники приведены в Приложении 1.
В итоге провел исследования различных известных видов агломераций, применяемых зарубежными странами,  классифицированных по пяти основным видам:
1) BUA (Built-up areas) - дословно: застроенные территории, это УА, определенные по критерию  минимально допустимой плотности населения, включают только полностью застроенные территории;
2) собственно, урбанизированные ареалы - UA (Urban areas), определенные по критерию минимально допустимых разрывов, включают также незастроенные территории внутри территорий застройки;
3) «агломерации» - такое определение к ним применяется в своих странах (Agglomeration), как правило, они ничем не отличаются от UA;
4) метрополитенские ареалы (MA, Metropoliten areas) - учет этих агломерационных образований ведется под этим названием, хотя не везде они ему соответствуют, наряду с CMA определяются по административным границам;
5) CMA (Combined metropolitan areas) - объединенные метрополитенские ареалы США.

Графики:[Spoiler (click to open)]




Таблицы данных:[Spoiler (click to open)]





Американские MSA (метрополитенские статистические ареалы), как и в более ранней статье, оценивались в целом и справа от границы, выделенной красным, при этом оценивались отдельно MSA и CSA (комбинированные статистические ареалы):[Spoiler (click to open)]



Наибольший коэффициент детерминации показали полицентрические CSA  восточной части США, и их принял за основу модели делимитации МА, увязав границы с численностью населения образующих их УА:



(относительное расстояние - отношение расстояния от центра статистической единицы до центра МА к предельному расстоянию МА)

Из отечественных работ по массовой делимитации российских агломераций (т.е. с определением их границ) можно выделить работу в рамках Обосновыващих материалов к Стратегии пространственного развития России (2018) и статью Е.В. Антонова и А.Г. Махровой (2019).
Таблица:[Spoiler (click to open)]



Сравнение получившихся результатов собственного расчета российских агломераций (основные результаты и карту агомераций привел в предыдущем посте), агломераций зарубежных стран и российских агломераций по СПР и Антонову-Махровой:[Spoiler (click to open)]


Размеры пунсонов определяются величиной коэффициента детерминации аппроксимирующей функции R2; красным шрифтом отмечены: наблюдение, принятое за основу формирования метрополитенских агломераций,  результаты оценки по выбранной модели российских агломераций; синими стрелками показано движение модели от выбранного образца до фактических результатов оценки.


Результаты оценки российских МА и ОМА показывают, что коэффициент k аппроксимирующей степенной функции оказывается равен 8 вместо 10 (занижен на 20%) при неизменном показателе степени (v=4). Однако, такое полученное занижение вполне приемлемо, т.к. по своим размерам метрополитенские ареалы России получаются расположенными между МА других стран и американскими МА (MSA и CSA).

Дания, критерии, Корея, Швеция, Чили, Норвегия, Португалия, Новая Зеландия, Великобритания, Нидерланды, Япония, США, Бельгия, Албания, агломерации, Европа, Мексика, Швейцария, Россия, Франция, Австрия, Канада, Финляндия, Австралия, Эстония. Ирландия, метроареалы, Германия

Previous post Next post
Up