Традиция (пришедшая из-за океана), устраивать баснословные распродажи в конце ноября, отгремела в этом году в России по полной программе. Повсеместная реклама на радио и билбордах, старания супер, гипер и прочих других маркетах завлечь к себе покупателей уже сидела в печёнках к концу недели. Однако, в социальных сетях вызвало широкий резонанс то, как бессовестно вели себя многие ритейлеры, привлекая клиентов отнюдь не честными, а местами и незаконными методами. Воистину, такими темпами отечественный криминально-буржуазный капитализм того и гляди, распугает своих приверженцев.
Сначала о том, как ноябрьские распродажи, носящие название «чёрная пятница» прошли на своей родине, в США. В штатах, в отличие от нас распродажа проводиться в конце ноября не просто так, а в связи с празднованием дня благодарения, чтобы торговые сети могли освободить склады, чтобы заполнить их к католическому рождеству. Но у нас, как это часто бывает, традицию бездумно скопировали. В отчёте Национальной федерации розничной торговли США отмечается, что в этом году в акции приняли участие 154 (!) миллиона человек, т.е. примерно половина населения страны.
Уже давно, в выпусках новостей можно было увидеть толпы беснующихся покупателей, буквально сносящих двери магазинов, и бьющихся за телевизоры, компьютеры и другие товары подобно дикарям, что выглядит совершенно отвратительно. Последние несколько лет традицию тащат и к нам в страну, хоть у нас и нет такого ассортиментного рая, но превратить человека в потребительское животное всё-таки пытаются.
В виду низкой покупательской способности населения сделать это не настолько легко, «Черная пятница» пользуется значительной популярностью в Москве и Санкт-Петербурге, где у граждан кошельки по толще. Оно и понятно, у среднего жителя того же Брянска денег на крупную покупку нет что с 30% скидкой, что без неё (у нас американских скидок в 70-90% небывает).
Несмотря на пакостность пестования потребительства, можно, тем не менее, отметить один положительный момент, отмечается рост покупок в чёрную пятницу по сравнению с прошлым годом, что может говорить об положительном тренде, в покупательской способности населения (с оговоркой, т.к. как таковой статистики этой сфере у нас не ведётся).