Афганский транзит.

Nov 05, 2011 00:16



Анри-Жорж Брисе де Валлон

« Каким образом США финансируют боевиков в Афганистане »



Обычно афганский конфликт воспринимается как противостояние двух сторон: сил коалиции и боевиков движения Талибан, между которыми приходиться лавировать правительству Карзая. Однако не менее значительна роль более мелких, частных игроков - гражданских и военных организаций.

7 августа 2010 года во время выступления в Институте гражданских наук в Кабуле президент Карзай совершенно неожиданно заявил об одностороннем запрете частных охранных организаций, действующих на территории Афганистана. Это решение стало громом среди ясного неба для американцев, которые так и не поняли причину этого запрета.

Они сочли, что это решение - следствие ожесточенной борьбы Карзая с опиумными баронами. Однако на деле президент Афганистана «убил двух зайцев сразу»: во-первых, изменил соотношение сил с американцами, так как Карзай прекрасно понимает, что совокупность механизмов и материально-технического обеспечения американской оккупации его страны зиждется на частных охранных организациях, а во-вторых, вытеснил с рынка частного охранного бизнеса собственных политических конкурентов.

Это чрезвычайно важное событие было полностью проигнорировано учеными и политическими исследователями. Чтобы понять важность произошедшего, необходимо уточнить, какую структуру имел рынок частных охранных организаций, начиная с 2001 года, и как он функционирует сегодня.

Американское командование в Афганистане использует модель продовольственно-технического снабжения собственных подразделений, ранее неизвестную в истории зарубежных военных операций. 3/4 технического и продовольственного снабжения двухсот оперативно передовых военных баз (FOB) и блокпостов приходится на частные предприятия. Эта модель снабжения была скреплена крупным контрактом с Host Nation Trucking, подписанным в марте 2009 года. Данный контракт включает в себя поставку амуниции, продовольствия, бронетехники и оружия. Общая сумма заключенного контракта оценивается в 2,16 миллиарда долларов, что составляет 16% ВВП Афганистана.

Подписание контракта 2009 года должно было упорядочить сделки с субподрядчиками и субпоставщиками, и дать более четкое представление о количестве заключенных контрактов. Однако случилось прямо противоположное, так как соглашение Host Nation Trucking был своего рода контрактом в контракте. Если точнее, то контракт предназначался восьми "prime contractors" - международным американским и совместным англо-афганским предприятиям, которые сами выступили его инициаторами. Они обязались частично брать на себя роль подрядчиков, сотрудничая с местными транспортными компаниями, и открыто заявили, что данная схема направлена на реорганизацию местного общества путем развития торгово-экономического сектора, которое бы способствовало появлению рабочих мест и, как следствие, предотвращало народные волнения.

Таким образом, основные предприятия, подписавшие контракт, являются подрядчиками транспортных фирм, которые в свою очередь играют роль подрядчика охранных предприятий, потому как один из пунктов контракта обязывает предприятия самостоятельно обеспечивать охрану транспортных колонн.

Позволю себе немного отклониться от темы, и коснуться вопроса рынка частной безопасности в Афганистане, который совершенно не похож на иракский рынок, где приоритет отдается найму иностранной охраны, т.е. выходцам из третьих стран. В Афганистане предпочтение отдается местному населению, и поэтому контингент частной охраны на 90% состоит из афганцев.

Любопытно, что англо-саксонские предприятия так и не монополизировали этот рынок. Рынок поделен пополам между англо-саксами и местными предпринимателями. Технически лучше оснащенные англо-саксонские игроки работают в секторе разведки и обеспечения безопасности дипломатических служб. Например, сотрудники Blackwater, работавшие на базе в Хосте, стали жертвами теракта в 2008 году, и я думаю, что многие из вас осведомлены о том, над чем работает эта частная военная компания.

Необходимо учесть, что афганские частные охранные агентства так или иначе связаны с правительством. Безусловно, существуют и неподконтрольные государству «царьки». Некоторые охранные организации подотчетны Северному альянсу, другие представляют интересы кругов, которые сегодня могут сотрудничать с правительством, а завтра - поссориться с официальным Кабулом.

Я назову несколько таких организаций: Asia Security Group, NCL Holdings (возглавляемая сыном министра обороны Афганистана Рахимом Вардаком), принадлежащая Хаджи Хассину, брату первого вице-президента маршала Касима Фахима Strategic Security Solutions, Sherzai, которая подчиняется бывшему главе провинции Кандагар, старому союзнику Карзая, а также организация, о которой я хотел рассказать поподробнее - Watan Risk Management, которая является собственностью братьев Попал, родственников Карзая. Один из основных держателей акций этой компании - старший брат президента Каюм Карзай.

В отличие от своих англо-саксонских коллег, афганские агенства по обеспечению безопасности имеют больше возможностей для маневров в связи с тем, что действия англо-саксонских организаций на территории Афганистана жестко регламентированы. Кроме того, они должны пройти регистрацию в органах МВД страны. Таким образом, афганские агенства пользуются большими привилегиями, в частности они имеют право использовать тяжелое вооружение. Как следствие, местные агентства активно монополизируют рынок сопровождения конвоев, охраны реконструируемых объектов и аэропортов, часто путем заключения подрядных сделок с частными англо-саксонскими военными организациями.

Главное преимущество контракта с Host Nation Trucking заключается в том, что он частично разгружает американскую армию от тех задач, которые считаются неприоритетными и периферийными. Это позволяет американским войскам практически полностью посвятить себя задачам исключительно военного характера. Host Nation Trucking берет на себя обеспечение примерно 75% потребностей в материально-техническом оснащении на всем театре боевых действий. Главный же недостаток контракта заключается в том, что данная система местных подрядных соглашений приводит к тому, что американская армия попадает в своего рода «мертвую зону», откуда она не видит, что именно представляет собой цепочка материально-технического оснащения. Прозрачность частных игроков данной сферы в 2009 году была равна нулю. К слову, офицеры, контролирующие подобного рода контракты, признавались, что им еще ни разу не доводилось сопровождать конвой предоставленный Host Nation Trucking.

Мне бы хотелось вам показать, что эта организация имеет огромное стратегическое влияние на противостояние с восставшими боевиками. Частные афганские охранные агентства, зарегистрированные в МВД Афганистана, нанимают мелких локальных полевых командиров, которые в свою очередь подряжают талибов. Кроме того, бывают такие случаи, как в Гильменде, когда американский конвой охранялся американцами.

В целом, необходимо понять, что в Афганистане всякая дорога, либо какой-либо ее отрезок, контролируется вооруженными людьми, чьи интересы зачастую носят скорее финансовый, нежели идеологический характер. Схема разделения влияния между игроками сложна. Зачастую транспортные и охранные компании управляются либо руководством афганской полиции, либо афганской армией.

Дам вам совершенно конкретный пример - магистраль А1 «Кабул-Кандагар». Наиболее значимая транспортная артерия Афганистана контролируется компанией Watan Risk. Однако, абсолютно все компании, поставившие свои подписи Host Nation Trucking, так или иначе, связаны с охранной компанией Watan ("народ" по-арабски). К примеру, NCL - компания сына министра обороны Афганистана, перечисляет компании Watan $500.000 в месяц для обеспечения защиты собственных транспортных колонн.

Для обеспечения защиты американских колонн на отрезке магистрали А1 между Кандагаром и провинцией Гильменд Watan подрядил некоего полевого командира Рухуллу, чьи интересы лоббируются как в руководстве провинции, так и в правительстве республики. Он является одним из ярчайших представителей нового поколения полевых коммандиров, чье состояние было сколочено за счет «американских денег». Эти деньги стали великолепным шансом разбогатеть для боевиков. Сегодня Рухулла возглавляет фирму Amneyat Commando, или как ее еще называют Commando Security, которая не зарегистрирована в МВД республики. Эта фирма недавно объединилась с компанией Watan для совместного обеспечения порядка и безопасности в Гильменде. Это объединение в свою очередь подведомственно гиганту частного охранного бизнеса Kandahar Security Group. В распоряжении Рухуллы находятся 600 телохранителей, бронетехника, тяжелое оружие, противовоздушные установки, гранатометы - одним словом, все то, что запрещено использовать англо-саксонским компаниям.

Предлагаю вашему вниманию перечень налогов и пошлин, которые были установлены Рухуллой. Например, с грузового автомобиля, проделавшего путь в 300 км по региону, его фирма требует сумму в 1.500 долларов. Впрочем, цена варьируется в соответствии с уровнем сопровождающей техники. Например, сопровождение на американском вездеходе HMMWV или на бронемашине MRAP может увеличить цену до 10,000 долларов.

Кроме того, такие подрядные схемы создают «плохую видимость» для афганского руководства с точки зрения политики налогообложения и контроля за оборотом денежных средств. Например, из 4,000 долларов, которые получит транспортное агенство за осуществленный трансфер, 1,000 долларов уйдет на оплату подрядчика, отвечающего за безопасность доставки. Такие подрядные схемы приносят Рухулле около 20 миллионов долларов в год, что для Афганистана является огромным состоянием. Около 10% дотаций Запада, т.е 400 миллионов долларов в год, предназначенных для реконструкции страны, оседают в карманах афганских полевых командиров. Эта сумма значительно превосходит ту помощь, которую американцы оказывали в рамках спецоперации ЦРУ «Циклон» сражавшимся против советских войск афганским моджахедам.

Watan оговаривает свои права на взымание транспортных пошлин с руководством провинций и талибами. Стоимость этих прав в среднем составляет 300.000 долларов в год. Приобретение таких прав на взимание транспортных пошлин существовало в феодальной Франции в XIII-XIV столетиях. Средняя цена за грузовик, следующий по маршруту Кандагар-Герат, составляет 500 долларов; грузовик из Кабула в Газни приносит около 100 долларов.

Доступ на западные оперативные передовые военные базы также продается, и его стоимость иногда достигает 150.000 долларов в месяц. Рухулла - это всего лишь один из многих примеров того, как начиная с 2001 года сотни полевых командиров, бывших представителями вооруженного сопротивления американской оккупации Афганистана, перестраиваются и легализируют свой бизнес на рынке частных охранных услуг. Назову также Матиулу Хана, создавшего в провинции Урузган компанию Reserve Operations Unit, состоящую из 200 хорошо обученных бывших моджахедов.

По разным оценкам около 60% прибыли афганских транспортных компаний отмывается с помощью различных коррупционных схем, благодаря которым в карманах талибов оседает около 8 миллионов долларов в месяц.

В 2009 году были опубликованы американские отчеты о коррупционных схемах в Афганистане, что спровоцировало настоящий шок в американском правительстве. С одной стороны, сложившаяся ситуация не устраивает американцев, чьи деньги частично утекали в карман их собственного врага. С другой стороны, такое положение дел не удовлетворяло Карзая, потому что деньги уходили к его политическим конкурентам. Именно это обстоятельство подтолкнуло президента Афганистана к запрету деятельности частных охранных агенств.

Сегодня на повестке дня стоит вопрос об объединении частных охранных агенств, базирующихся в провинции Кандагар, в единую военизированную систему Kandahar Security Force, которая будет подконтрольна МВД Афганистана. Причем, войти в эту единую систему должны будут абсолютно все компании по обеспечению безопасности. Данная инициатива, по сути, является демонстрацией установления добровольно-принудительной монополии на рынке охранных услуг. Таким образом, лишь один игрок данного рынка получает во владение центральную магистраль, в качестве единственного легитимного представителя афганского народа. Любопытнее всего то, что человеком, которого объявили руководителем новой компании Kandahar, станет именно Рухулла. Таким образом, совершенно отчетливо видна схема делегирования власти в регионе локальным «царькам».

Как объяснить установление системы, которая может показаться абсурдной и самоубийственной? В действительности это - лишь результат последовательной американской стратегии, проводимой в регионе с 2001, или точнее, с 80-ых годов прошлого столетия, с момента начала операции «Циклон», в рамках которой США финансировали моджахедов через пакистанский Inter Service Intelligence (ISI). В первую очередь эта политика невмешательства направлена на сдерживание сотен полевых командиров. Если США отымут у полевых командиров возможность выхода на рынок охранных услуг, то в последствие проблема организованного сопротивления и бандитизма станет перед американскими военными намного острее.

Американская оккупация привела к слиянию устаревшей культуры ведения феодальной войны и американской модели «частной» войны. Именно это слияние способствовало превращению боевиков в частные армии. Неслучайно подписание Host Nation Trucking совпало с обнародованием доктрины MAAWS, "Money as a Weapon System" (деньги как оружие системы), которая была провозглашена в Институте менеджмента при Военной академии США. Она любопытна тем, что одним из постулатов стратегии борьбы против народного сопротивления является обязательное установление коррупции среди вражеских полевых командиров. Издано пособие "Money as a Weapon System", которое четко призывает перенаправлять реконструкционные денежные фонды народным элитам - старейшинам поселков и полевым командирам. Делается это для того, чтобы создать финансовую зависимость народных лидеров, которая в свою очередь призвана способствовать существенному сокращению народного сопротивления.

С другой стороны, необходимо вспомнить об анти-сопротивленческой доктрине Роберта Томпсона, которая сыграла большую роль во Вьетнаме и Малайзии. Согласно этой доктрине, государство-завоеватель должен реконструировать торгово-экономический сектор окупированного общества. Такая стратегия приводит к увеличению подрядных схем в частном секторе. Таким образом, мы возвращаемся к той мысли, что американцы давно уже лишились рычагов контроля во внутриафганской борьбе на рынке частных охранных услуг.

Конечно, можно назвать такую систему абсурдной, потому что можно обвинить американцев в том, что они сами того не понимая создали систему, которая только спровоцировала обострение конфликта, но на самом деле нет ничего абсурдного, ни экстравагантного в продолжение американской стратегии по использованию сначала наркоторговцев, а затем полевых командиров и боевиков. Именно стремление смягчить при помощи огромных денежных дотаций социально-экономическое бедствие, которое терпит афганское общество, объясняет более скромные потери коалиции по сравнению с периодом советского присутствия.

За десятилетний период пребывания в Афганистане коалиционные силы потеряли 2200 человек убитыми, в то время как советская армия - 15 тысяч солдат. Такой серьезный разрыв в жертвах объясняется американской оккупационной стратегией - платой за мир. Подобным способом действуют и некоторые муниципальные власти Франции. Когда власти города или провинции хотят достичь социального мира и порядка в подведомственном им регионе, они интегрируют лидеров оппозиции в руководство мэрии. Американцы делают то же самое в Афганистане.

Если однажды американцы прекратят насаждать систему всеобщей коррупции, то низко-интенсивные боевые действия достигнут средне-интенсивного уровня, результатом которых станет шести- или семикратное увеличение жертв среди американских военнослужащих. Эти прогнозы американцев носят скорее среднесрочный и долгосрочный характер, потому что их войска, конечно же, не собираются покидать Афганистан в 2014 году. 2014 год - это скорее чистой воды дата-мираж и проявление политической хитрости. Соединенные Штаты намерены остаться в регионе после намеченной даты вывода войск из-за большого количества полезных ископаемых - железа и лития, чьи залежи оцениваются от 1.000 до 3.000 миллиардов долларов США.

Подытоживая выступление, отметим один парадокс. Естественные рамки возможностей оккупационных сил, откровенно не способных взять на себя бремя реализации собственного колониального проекта, заставляют американцев отдать предпочтение непрямым стратегиям и т.н. "proxy-войнам". США предпочли загребать жар чужими руками, используя чужой военный заслон, потому как регулярная американская армия не в состоянии колонизировать страну. Таким образом, налицо порочный круг, образовавшийся еще со времен операции « Циклон » в 80-ых годах XX столетия. Американцы обречены на то, чтобы еще долго терпеть недисциплинированность и систематическое неповиновение тех военизированных групп, которым американцы делегировали свои полномочия в регионе, и которых американское руководство ранее обучало  и всячески поддерживало.

Бывший директор пакистанской межведомственной разведки ISI генерал Хамид Гуль в свое время заметил, что оккупационные войска потерпели поражение тогда, когда восстановили статус-кво в Афганистане. С этого момента талибы получили от оккупантов нечто, что сродни манне небесной. Они всячески играли на чувствах « оккупированной нации », ожидая вывода американских войск.  Если в 2014 американцы покинут Афганистан, во что я не верю, то скорее всего станет неизбежным повторение сценария взятия Кабула талибами в 1996. В этом случае остается лишь надеяться на то, что президента Карзая не постигнет участь его предшественника - президента Наджибуллы, чей изувеченый труп был повешен в центре Кабула.
http://www.idc-europe.org/ru/--%D0%9A%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BC-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%BC-%D0%A1%D0%A8%D0%90-%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%8E%D1%82-%D0%B1%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%B2-%D0%90%D1%84%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5--

Афганистан

Previous post Next post
Up