Вы, райские цветы! В иных краях Нигде вы не растете, только здесь! Я холила вас первых, на заре, Последних навещала ввечеру И почки ваши бережной рукой Лелеяла, давала имена!
Часть первая, без спойлеров.
Пока я ещё отхожу от того факта, что игра закончилась, и, кажется, вот этот вот состав из матёрых (местами легендарных) игроков меня не съел, почти все уже выложили отчёты. Ну и скорость! В принципе, всё существенное уже рассказали (я соберу ссылки в следующем посте), поэтому я только немного добавлю про своего персонажа и своих впечатлений и соображений.
Я играю очень мало, но игры Ксюши стараюсь не пропускать. Во-первых, она очень чуткий и внимательный мастер, готовый с тобой вместе и упарываться, и разруливать сложности. Редкий, знаете ли, и ценный опыт, когда тебя ни в один момент не бросают одного. Во-вторых, они с Машей вписали в мою вводную и мир все мои пожелания - так у меня случился второй опыт: за что боролись, на то и напоролись. Я просила возможностей поговорить за жизнь (их было с лихвой), сыграть за тех, кто проигрывает (так и вышло, хотя это оказалась не та сторона, про которую я думала в начале), а ещё кусочек Брэдбери - ощущения навеки утерянного рая.
Как-то Мия сказала мне, что стремясь облегчить себе жизнь, я многократно усложняю её, выбирая музыку Бруно Кулье (там гораздо меньше нот, чем у Баха), я забываю о том, насколько прозрачно и точно должна звучать каждая нота. Эту ошибку я, конечно, и тут совершила: во-первых, слова без действий мертвы, а о возможных действиях я как-то не позаботилась, а во-вторых, оказавшись последним обломком довоенного мира, надо было уж тогда воплощать его всем - походкой, стилем речи, отсылками, цитатами, голосом, манерой себя держать... Но стиль не моя сильная сторона, а действовать мне удобнее, переключившись в себя. В принципе, это хорошая новость для меня, что я сама эффективнее любого своего персонажа, но персонаж доламывается окончательно. Да ещё я подхватила, оказывается, максиму Евгения Валентиновича "Цель: спасти мир, средство: работать", а это в антиутопию Дика не вписывается совсем.
Ещё две темы задавались именем персонажа: Джоана Изидор - это, конечно, Джон Изидор, постъядерный князь Мышкин, со всей его наивной религиозностью, другой, гуманистический, полюс относительно андроидов. Это сложная и хорошая тема: сделать Мышкина-Изидора узнаваемым даже в профессоре-политике. Теперь, постфактум, примерно понятно было, с какого конца браться за эту задачу, но на самой игре я всё это благополучно слила. Как и мерсеризм, но тут, при том, что я-то в него очень сильно погрузилась, а остальные нет, чтобы эта тема вообще была слышна, надо было быть пламенным проповедником. Вообще при следующих прогонах я бы мерсеризм выкидывала бы, конечно, очень уж тонкий лёд, пройти по нему, пожалуй, сложнее, чем по воде.
Не могу не отметить, что я вообще сейчас очень склонна всё воспринимать, как музыку, и вот Джоана Изидор полифонична, как Бах, все темы должны быть слышны, они все значимы (причём вот у меня тут наступает момент хвалебной оды мастерам - это был не тот случай, когда ты со своей проблематикой проходишь по касательной к игре и её интригам, тут всё было значимо, могло быть шариком, который качнул бы весы). Вместо фуги у меня получился мышиный писк, я очень этим фактом расстроена.
Ладно, осталась немного. Джоана Изидор до своего назначения на пост в правительстве была профессором, автором нескольких монографий о предпосылках Карибского кризиса (и, собственно, Третьей Мировой, уничтожившей всё, что она любила). Тут должно быть, конечно же, обращение Кеннеди к своему народу в 1962 году:
вот русский перевод Вот как она завершается: Мои сограждане, никто не сможет с точностью предугадать, какие шаги придется сделать и на какие затраты или жертвы придется пойти, чтобы ликвидировать этот кризис. Но самая большая опасность сейчас состояла бы в том, чтобы не делать ничего. Дорога, которую мы выбрали, полна опасностей, но этот путь наиболее совместим с нашим характером и храбростью нашей нации и нашими обязательствами во всем мире. Стоимость свободы всегда высока, но американцы всегда были готовы платить за это. И единственное, что мы никогда не сможем сделать - это пойти по пути сдачи позиций и капитуляции.
Наша цель состоит не в мире за счет свободы, но в мире и свободе, как в этом полушарии, так и, мы надеемся, во всем мире. И видит Бог, эта цель будет достигнута.
Кстати, последний саммит по ядерной безопасности Россия проигнорировала.
Я не знаю, насколько это сыграло, но я очень старалась как-то донести идею не наступать ещё раз на эти же грабли :) То есть да, это слив конфликта между людьми и андроидами, конечно, но для персонажа очень уж ярким было воспоминание о погибающем в пламени всём её мире, и конфликт был в другой точке: цена четвёртой мировой и цена, которую нужно заплатить, чтобы её не было. Кстати, на Кеннеди очень давили военные, а на Хрущёва - Политбюро. Не буду говорить, что судьба мира была тогда решена, по сути, "белым советом", но ощущение такое есть.
Ну и последняя тема была про смысл жизни, одной конкретной жизни. Джоане было шестьдесят лет (простите, что это никак не читалось), и за все эти годы ни одно её действие или бездействие не поменяло в мире ничего. Вместе с закатом старого мира заканчивалась и её собственная жизнь, и... и что?
Горькие спутники - долгие дни, Мысли печальные - листья осенние, Мы не одни, даже если одни, И в одиночестве нет нам спасения. Строим как в детстве дворец из песка, Вот и уходите, жаль, вы мне дороги, Время снежинкой коснется виска, Вспомнится злое, забудется доброе.
Слышишь? - Раздался последний звонок, Зритель уйдет, и опустится занавес, Кто-то остался и ждет за окном, Ради него я попробую заново. Будто бы яблони вновь расцвели, Будто бы птицы опять возвращаются, Вот уж и я исчезаю вдали, Вот уж другой в той дали появляется.
Как-то вот так. Хоть и мало что у меня получилось, я очень благодарна Ксюше и Маше за пространство, в котором можно это было всё реализовать и попробовать посмотреть на всё это с двенадцати других точек зрения.
[спойлер]Вообще, конечно, именно Джоану надо было с самого начала делать кибридом простите, андроидом - ну потому что представьте только затраты на то, чтобы создать это всё искусственно, как ложную память, да ещё заверифицировать мерсеризмом.