Я продолжаю читать Оливера Сакса, много он всего написал. Нумерацию книг веду за этот год.
3. Прочитала самую известную книгу Awakenings, про пациентов с "сонной болезнью" encephalitis lethargica после вспышки этой болезни в 1912-1925.
Сакс в 1960-х начал им давать экспериментальное тогда лекарство L-dopa, прекурсор допамина (почему по-русски часто пишут "дофамин"? это же не dophamine, а dopamine - поняла, это "ДигидрОксиФенитилАмин" по-русски, т.е. сокращается "д-о-ф-а"). Некоторые из этих пациентов к тому времени по 40 лет были практически овощами, а после резко "проснулись". По этой истории снят и документальный, и художественный фильм. В общем, сама основа книги довольно интересная, описывает пациентов как сase study. История до заболевания и после, реакция на леводопу, побочки, итог. Завораживает своей непредсказуемостью - и заболевание это таинственное, и уникальные непредсказуемые реакции пациентов на допамин. И связанные с этим истории человеческих трагедий, это сложно осознать и довольно страшно. Например, ребенок, заболевший в 3 года, и за 40 лет жизни в выросшем взрослом теле практически не поживший из-за полной недвижимости. И потом он "просыпается" и начинает учиться читать и писать...
Я после этого посмотрела литературу по encephalitis lethargica и была просто в шоке, что до сих пор!! неизвестно, чем было вызвано это заболевание. В те времена инфекционный агент выделить не удалось, а сейчас, спустя столько лет, его уже давно нет в мозгу жертв, остались только произведенные разрушения. Поэтому даже нет полной уверенности, что природа заболевания инфекционная, хотя этиология похожа на вирусное заболевание. Поскольку время вспышки наложилось на эпидемию стремного гриппа, были гипотезы, что это мутировавший странным образом вирус гриппа, но сейчас это считается маловероятным. После той вспышки болезнь прекратилась и по сей день исчезла по неизвестным причинам. Очень стремно, когда такая хрень возникает из ниоткуда и исчезает вникуда, сломав столько жизней, а мы даже не успели понять, что это было.
Возвращаясь к книге. К сожалению, у нее было столько переизданий, что она на данный момент перегружена теоретизациями Сакса, иногда очень пространными и уже, честно говоря, доходящими до какого-то бреда (сравнение психиатрии и науки о сознании с квантовой физикой - абсурд, не стала читать). Так что ощущения смятые, но ядро книги интересное.
4. River of Consciousness. Одна из последних книг Сакса, которую он заканчивал перед смертью. Сборник эссе, поначалу кажущихся не особо связанными (первое эссе про то, что Дарвин был замечательным ботаником, о чем все забыли), детские воспоминания, какие-то выводы из большого врачебного опыта, потом начинаешь видеть какую-то нить. Книга о том, как у нас в голове формируется сознание, как оно течет, какое у него собственное время, связанное со временем восприятия и всеми процессами в организме. Относительно не перегружающее смыслами приятное чтение, в отличие от прошлой книги.
5. The mind's eye. Книга в общем похожа на прошлую, тоже сборник case study, объединенные темой чувственного восприятия. Что происходит, когда люди лишаются слуха или зрения, прекращается ли у них визуализация предметов, остается ли слуховая память. Описываются совершенно разные реакции и исходы, например, у трех-четырех людей, потерявших зрение после несчастного случая. Несколько из них даже написали свои книги, посвященные этому опыту. Один за несколько лет полностью лишился памяти о том, что такое видеть, о том, что люди и мир вообще могут как-то выглядеть. Эта концепция полностью ушла, он отпустил всю визуальную память и погрузился в deep blindness, нашел там какое-то успокоение и мир, стал ближе ощущать и чувствовать природу, начал много времени проводить в лесу итп. А другие, наоборот, изо всех сил цеплялись за остатки визуальной памяти, заставляя себя представлять в мельчайших деталях, как все выглядит, каковы лица любимых людей. У них со временем включилась способность к визуализации огромной силы, отталкиваясь от нюансов звуков, например, они могли воссоздать визуальную картину, в которой ориентировались удивительно хорошо, даже не все понимали, что они незрячи. Ну и Сакс пространно приводит собственный опыт потери зрения в одном глазу и насколько важна для нашего зрения глубина восприятия. Интересное чтение, хоть на эти темы и жутковато.
Начала читать его же большую книгу Musicophilia, о том, как мозг обрабатывает музыку и какие с этим случаются глюки. Немного начинаю уставать от Сакса, но запал еще не прошел :)