Оригинал взят у
asta_jade в
Испытание пройдено успешно! (о мюзикле "Последнее испытание")А знаете... Мюзиклы в России действительно возрождаются, и как я вижу, наиболее успешно не на государственных площадках (скажем, постановки Театра мюзикла Швыдкого), а вот в наших, полупрофессиональных, пространствах.
Мюзикл ПИ действительно, без оговорок, хорош. Вероятно, тому "виной" весьма неплохой базовый материал. Да, тексты я распознаю плохо, да, первый акт оставил смутное ощущение, что путь Крисании можно было сократить вдвое, сняв ее с сюжетных рельс, но та струна, что натянулась во втором акте, заставляет меркнуть некую рассеянность начала. Ты уходишь со спектакля ошарашенным и - неравнодушным. А это свидетельство акта Искусства.
Мне по-своему повезло - я шла на спектакль с чистым взглядом, без знания книг, сюжета, без наслушивания песен, без сложившегося представления о героях и - без ожиданий. Хорошо быть глупцом - у них самое честное восприятие.
Этот мюзикл нельзя воспринимать однозначно, ведь он должен быть слугою множества господ. Он должен быть музыкальным для слушателей и зрелищным для театралов, он должен быть понятен людям со стороны, но при этом следовать канону для фанатов. В это кроется, кстати, один из основных минусов - так, первый акт мне разъясняли знающие люди, потому что логически линии поведения прослеживаются плохо (Крисания легко встречается с Рейстлином, а потом проходит "сложный и опасный путь", чтобы снова встретиться с Рейстлином; без курения первоисточников это смотрится джексоновским блужданием по Средиземью заради красивых видов). Но примерно с города Истар повествование становится целостным и понимаемым (ну, или увлекающим настолько, что не требует буквального осознания).
"Нас притягивает тьма". И поэтому Истар и Бездна так трогают и держат в напряжении. Потому что задевают самые верные струны и наступают на самые больные мозоли. И здесь нельзя не отметить успешные сценографические визуальные идеи, сработавшие на атмосферу.
Белоснежный сияющий благолепный Истар, прикрывающий белым плащом расцвет фашизма. Справедливый судия, дальновидный правитель, роскошный Король-солнце, Король-жрец, пожираемый самомнением и властолюбием. Бесконечные ряды унифицированных, почти бесполых фигур, исполненных благодати, залитых то небесным сиянием, то кровавыми отблеками. Совершенно неуместные на общем фоне шуты-кендеры. Очень ждала, что отступников поднимут на "ножах"-алебардах - не хватило для раскрытия кровавого фанатизма. Бой между Карамоном и гладиатором очень зрелищен и верен (не могу не отметить великолепного танцовщика Василия Цыганова, который прям ух!), хороший пример театральной стилизованной боевой сцены. Разве что падение Истара эмоционально смазалось, не передалось с достаточной долей накала и акцентирования.
Слова в защиту костюма Короля-Жреца (голос, манера, подача были безупречны, басовая партия звучала уникально) - я увидела в этом костюма и парике отсылки как к пышным балетным костюмам Людовика, так и к японскому или тайскому пластическому театру; и даже - не к ночи будет помянуто - к старому сцен-образу Филиппа Киркорова (
та-дам!), но для меня эти приемы были уместны, работая на раскрытие двуличности и лживости, некой декоративности и масочности персонажа.
Бездна была неоднозначна, но в ней был эмоциональный пик, который поднял меня с уровня легкого интереса до душевной вовлеченности. И для меня этот переход от эмоциональной отстраненности до глубокого чувственного переживания редок и ценен.
Такхизис была хороша. Каноническая Темная жрица - без невероятия, без шока, но с безупречным следованием образу холодной злодейки. Минимум движений лично мне здесь сыграл в пользу персонажа - она роскошна и властительна настолько, что любой ее жест - уже расточительство. Мне кажется, можно еще усилить эту негу и лень - скажем, спускать Такхизис с трона на руках, чтобы ее шаткие шаги на огромных каблуках не казались неловкостью и боязнью упасть. И да - обнажить эти прекрасные бесконечные ноги)
Пять девиц-дракониц в блестках непосвященному зрителю кажутся довольно пошлым (в понятии "обыденным, избитым") решением Бездны как ада с его соблазнами, хотелось бы более тонкой и зловещей визуализации (хотя вот мальчики в жилетках мне показались уместными, но хотелось бы ограничиться только ими).
Бедные люди со световыми палочками (мне их ужасно жалко, их шпыняют сейчас всюду, но...), несмотря на профессионализм, смотрятся развлекательной вставкой "а еще у нас есть друзья, которые умеют так!" (сюжетная нагрузка какого-то там боя потерялась совсем).
Номер с дефиле мне очень понравился визуально, был этакой фантасмагорией, но сценически не прочитался вовсе: и эффектная проходка с переодеванием в современные костюмы, и наглые папарацци, и невероятные шляпы с вуалями - все эти приемы своей продуманностью прям таки кричали, что автор этим явно хотел что-то сказать. Но ограничился только цветастыми выкриками. Если речь шла о поиске женщины и дуализме ее сути - возможно, стоило поиграть в "Гюльчатай, открой личико", а не только ловить хвосты уползающих шлейфов.
Но Такхизис нажимает следующую болевую точку - и вот тут ты задыхаешься и захлебываешься паникой наравне с Рейстлиным. "Вы любите детей? Я их не-на-ви-жуууу... Они приходили и отнимали у меня все..." (с) Саша Черный. Вот он, сокровенный страх взрослого человека - снова оказаться беспомощным в толпе маленьких злобных детишек. Вот кто бьет наотмашь, жесток без причины и является твоим врагом без повода, просто по факту инаковости. В этой детской жестокости есть некая стихийность, неконтролируемость, неизбежность, а главное - мгновенная слабость, когда подкашиваются ноги, а сознание в момент отматывает время назад. И все, на что ты способен - это сжаться в комок и всхлипнуть "Мама!..."
И решение - блестящее: в этих гротескных детях-взрослых крылся дополнительный ужас, когда знакомое и понятное оборачивается пугающим и непредсказуемым. А главное - бьющим и бьющим в одну точку, ведь детская травля безыскусна и тем - страшна.
Кстати, я не ошибаюсь, что главного гопника там исполнял Даламар?)
И дальше меня подхватило и понесло. С волны на волну, все сильнее и сильнее вкручивая в водоворот эмоций этого бедного запутавшегося в жизни мага. Возможно, я видела во всем этом какую-то свою, именно мне важную историю - смутно помню, что вроде Рейстлин умер, а Крисания заплатила за его жизнь своими глазами, а он отверг ее любовь, ура-ура, долой слащавые хэппи-энды!... Это все было мне не важно, но важна неумолимость рока и насмешливая язвительность Такхизис, едва ли не снисходительная брезгливость, словно она тычет котенка носом в лужу - вот, получи, прочувствуй содеянное, ты сам этого желал. Как она с каждым новым словом выбивает из-под новоявленного бога опору, оставляя его - одинокого, обездоленного, едва ли не обнаженного - наедине с Ничем.
Ах, зачем, зачем вы достроили Рейстлину лестничку, перед этим так эффектно сокращая и сокращая его мир, превращая в плоскость, в точку, в ничто! Сорвать плащ, вырвать посох - все это можно было сделать там, на вершине, доведя мага до пика и тут же лишив всего.
Но все равно финал оставил очень сильное - болезненное, тревожащее - послевкусие. Такое, что действительно захотелось встать и аплодировать стоя.
И это успех. И за это моя благодарность театральной группе.
-
Пробегусь по пунктам хорошо-плохо, особенно тем, что поднимались в сети:
- Голоса безупречны, для меня не было ни одного непопадания (разве что Суккуб была бледна и чудовищно шаблонна на фоне прочих); несомненным успехом считаю партию Короля-Жреца - подобного звучания на наших площадках я раньше не слышала.
- Я не могу судить, каков был звук, но тексты я почти не распознавала (но это у меня по жизни; при этом аудиоверсия понимается полноценно). Отсюда - первый акт для непосвященного зрителя видится загадочной, но привлекательной мешаниной событий.
Однозначно - диалоги были на порядок тише остального звучания.
- Совершенно прекрасная сценографическая идея с бесконечным движением летописца
- Не могу не отметить Данилу Жиляева (Карамон). Скажу честно - в постановках ФШ он воспринимался как тень Пашича. Здесь же раскрылся весь его потенциал и индивидуальность. И сыграно и спето блестяще!
- Да, мне НЕ понравилась сцена в кабаке. Ровно по одной причине - тысячи их)) Тысячи однотипных кабаков, переползающих из постановки в постановку, натужно веселящиеся и размашисто чокающиеся кружками. Разве что нищий забулдыга искренне радовал глаз своей новизной.
Я оценила хореографическую задумку с секирой Карамона, но после, отдельно прослушав песню, задумалась над уместностью сочетания драматичного текста и комедийных движений.
- Про кордебалет - о, тут сломано немало копий! Да, тут я могла бы судить строже прочих, но - на мой вкус, сработано превосходно. Кордебалет не избыточен и не затмевает героев, он - да простят мне танцоры - является живой декорацией при общем минималистичном решении пространства. Кордебалет является разом всем - фоном, кулисой, жителем, деревом, зверем, эмоцией, настроением - перевоплощаясь сообразно требованию режиссера. И это решение - оптимально и современно, и является примером перехода от классического театра к модерновому.
- В этом же направлении работают и "черные кубики" - минимальная, но очень пластичная декорация, удовлетворяющая множеству требований. А главное - не душащая сцену излишними "взрослыми" нагромождениями ширм и конструкций.
- Рисунки вверху мне лично не мешали, но их эстетическая и смысловая нагрузка невелика.
- Очень важно! Начало что первого, что второго акта было неожиданностью для зрителей, не хватало какого-то вступления, отбивки, затемнения. Поэтому первые полтора номера (включая эффектное появление Рейстлина) затерялись и скомкались.
- Аджантис - театральное событие сезона))))
Ну и главное - этот спектакль, безусловно, зрелище, достойное просмотра.
Рекомендую.