«“Украинцы” - этой особый вид людей. Родившись русским, украинец не чувствует себя русским, отрицает в самом себе свою “русскость” и злобно ненавидит все русское. [...] Как же понять такой парадокс, что русские ненавидят свою “русскость”, как что-то им чуждое и отвратительное?
Мы полагаем, что это странное явление может быть объяснено только из учения о расах.
Население Южной России в расовом отношении представляется смешанным. В основе своей русское, оно впитало в себя кровь целаго ряда племен, преимущественно тюркскаго происхождения. Хазары, печенеги, такие мелкие народцы, как торки, берендеи, ковцы, известныя под общим именем черных клобуков (каратулей), половцы, татары, черкесы - все эти племена преемственно скрещивались с русскими и оставили свой след в физических и психических особенностях южнорусскаго населения.
Наблюдения над смешением рас показывают, что в последующих поколенияхъ, когда скрещивание происходит уже только в пределах одного народа, тем не менее могут рождаться особи, воспроизводящие в чистом виде предка чужой крови. Знакомясь с деятелями украинскаго движения, начиная с 1875 г., не по книгам, а в живых образах, мы вынесли впечатление, что “украинцы” - это именно особи, уклонившиеся от общерусскаго вида в сторону воспроизведения предков чужой тюркской крови, стоящих в культурном отношении значительно ниже русской расы.
Возьмем, например, таких известных “украинцев”, как покойный Орест Иванович Левицкий (Левко Маячанец) или Владимир Николаевич Леонтович (В. Левенко). Наблюдая цвет их смуглой кожи и густо-черных волос, выражение их лица, их походку, жесты, речь, вы невольно думали: вот такими наверное были тюрки, что поселились под Переяславом-Русским и “ратились” на Русь, или берендеи, основавшие Берендичев, нынешний Бердичев.
Среди наблюдавшихся нами “украинцев” такие типы составляли подавляющее большинство.
Так как по убедительным для нас новейшим изследованиям немецкаго антрополога Бургера-Филлингена известно, что в низших расах воплощаются духи тоже низших душевных качеств, то понятно, почему “украинцы” отличаются обыкновенно тупостью ума, узостью кругозора, глупым упрямством, крайнею нетерпимостью, гайдамацким зверством и нравственною распущенностью. Такия свойства низшаго духа в полной мере присущи были самому украинскому святому и пророку Тарасу Шевченку. Поэзия его действует на души его поклонников не возвышающим, а понижающим образом. Она не смягчает их, не облагораживает, не вызывает в них нежных, добрых чувств, а, напротив, огрубляет, развращает, озверивает.
“Украинская идея” - это гигантский шаг назад, отступление от русской культуры к тюркскому или берендейскому варварству. В древне-русской летописи часто повторяется о тюркских кочевниках, что они “заратишася” на Русь, т.е. пошли на Русь ратью, войною. Возрождаясь в “украинцах”, они опять идут войной на Русь в области культурной: они хотели бы стереть всякий след “русскости” в исконной сердцевинной, Малой (в греческом понимании) Руси. Все русское для них - предмет глубочайшей ненависти и хамскаго презрения.
Мы неоднократно упоминали выше о том, что украинское движение с начала XX-го века сделалось орудием политических интриг против России, главным образом, со стороны Венскаго кабинета, который строил планы включить богатейшую Южную Россию, под названием “Украины”, в состав Придунайской монархии. Возбудителями и проводниками такой идеи являлись польские политические деятели в Галиции. Теперь роль Австро-Венгрии приняла на себя Чехо-Словакия. Воспитывая на свой счет украинских янычар в лице разных будущих педагогов, агрономов, химиков, техников, шофферов, машинистов и тому подобных “демократических” деятелей, она расчитывает иметь в них передовую рать, которая поможет ей, “украинским” корридором через Закарпатскую Русь и Восточную Галицию, связаться с заветной областью пшеницы и сахара, угля и железа, меди и каменной соли - для сбыта произведений чешской промышленности и для получения южно-русскаго сырья.
Обманулась на украинцах Австро-Венгрия, обманется и Чехо-Словакия. С помощью отродившихся представителей низшей расы ничего прочнаго создать нельзя».
Отсюда