Олег Швец в "Вечерних стихах"

Mar 29, 2013 04:13

Очень давно, еще в стародавние времена (кажется осенью), я писала вам о программе "Вечерние стихи", которая выходит в рамках сетевого телевидения "Вечерней Москвы". В том описываемом выпуске участвовал мой любимый поэт Борис Панкин. С тех пор много воды утекло. И я снова хочу сделать небольшой обзор одной из передач, вышедшей 27 марта 2013 года. Дело в том, что в тот день в прямом эфире Борис Панкин (в качестве эксперта) представлял Олега Швеца (в качестве автора). Все дело опять закончилось дикими спорами в чате программы (сборище странных личностей, скажу я вам). Дискуссия состоялась не в последнюю очередь благодаря Олегу, по стихам которого мнения разделились. Так, например, штатные критики "Вечерних стихов" в этом вопросе тоже не поладили. Ольга Воронина стихи Швеца, в общем и целом, похвалила. Евгения Коробкова - отругала. Лично я творчество этого автора ценю за скрытую в нем жизненную силу, за правдивость, за энергичность, за нелицеприятность, за сильные выражения и свежий язык. Именно поэтому мой сегодняшний обзор будет довольно часто обращать вас к изображенному на фотографии поэту.



27 марта в программе участвовали в качестве поэтов следующие авторы: Евгений Орлов (эксперт - Владислав Сергеев), Алексей Борычев (эксперт - Сергей Каратов), Игорь Лукшт (эксперт - Игорь Царев) и Олег Швец (эксперт - Борис Панкин). По моему мнению роль графомана на этот раз выполнял член Союза писателей России, кандидат технических наук и автор семи книг Алексей Борычев, от стихов которого хотелось бежать на край свете. Просмотр его выступления стал для меня адским испытанием. Он умудряется совершать в своих стихах все те ошибки, что совершают новички, шестнадцатилетние прыщавые подростки, милые не слишком умные девочки и мальчики. Ну да и хватит о нем. Игорь Лукшт и Евгений Орлов, конечно, вряд ли сопоставимы в серьезной литературной критике. Но все же на бытовой читательский взгляд - у них есть что-то общее. Стихи обоих поэтов "лучше читать, чем слушать" (как сказал Игорь Царев, представляя своего подопечного Игоря Лукшта). Стихи обоих поэтов - довольно хороши (в моей собственной системе координат это лучше, чем "сносны" и хуже чем "охренительны"), сложны, грамотны, но традиционны и скучны. Не скучны они будут только махровым литераторам и лингвистам. Так, например, Ольга Воронина (литературный критик) довольно долго восхищалась метаметафорами в стихах Евгения Орлова. А я довольно быстро нашла полосу прокрутки в плеере. Впрочем, стихи Орлова и Лукшта звучали лучше в устах Ольги Ворониной, чем в их собственных. Олег Швец, выступавший последним, "огреб по полной", как сказал бы мой брат. Сравнения с Полозковой и Сола Моновой... "Это же репчик!", звучавшее в чате... На стихи этого автора накидывались штампы, один за другим. Хотя они-то и были самыми оригинальными в тот день. "Вообще сюжетные стихотворения они, конечно, очень затягивают и завлекают. И сама завлекалочка - большой привет Ивантеру, который ратовал за правдивость, за отражение правды жизни, когда каждое стихотворение носит имя, фамилию и посвящено конкретным людям. Странно, но интересно", - сказала Ольга Воронина в начале передачи, а к концу уже не могла удержаться от более развернутых, хотя и осторожных, похвал. И я, в общем, с нею соглашусь. Олег Швец в описываемой передаче мне понравился больше всех, хотя его стихи, естественно, отнюдь не идеальны. "Эти стихи не можешь не дочитать!". О, да! К тому же, Швец здорово исполнял свои баллады. А минусовка для "Лизы" во время выступления, на мой взгляд, была находкой.

"Вечерние стихи", как мне кажется, это передача с замечательной идеей. Если бы не два "но", которые бесят меня удивительно. У этих двух "но" тоже есть и имена, и фамилии, и даже отчества (но отчества я опущу). Евгения Коробкова - это довольно странный пример "литературного критика", глухого и поверхностного (несколько человек употребило эти слова в отношении Евгении), предубежденного и самоуверенного (до неприличия), а иногда даже пошлого и вульгарного. Больше всего меня пугает в ней моя на нее похожесть. Я тоже люблю безапелляционные суждения и не всегда внимательно вчитываюсь в те строки, над которыми размышляю. Но как же я надеюсь, что все-таки несколько умнее Евгении Коробковой! Например, не признать за Олегом Швецом наличие собственного поэтического лица, собственного стиля и глубины, жизненности и даже внутренней пародоксальной и дисгармоничной красоты стиха, я не могу (следите за двойным отрицанием). В то время, как Коробкова во всем этом Швецу отказывает полностью. "Стихи Швеца - это то, что делает Вера Полозкова, только хуже" - довольно странное суждение. Я, например, не вижу повода для сравнения жестких брутальных правдивых стихов Швеца с девочковым нытьем Полозковой, в принципе. Но хватит о Коробковой. Не думаю, что и она достойна целого абзаца в моем обзоре. Втором "но" передачи является безусловно ее режиссер, к которому я могу относиться толерантно, только когда он молчит. Иногда он высказывает здравые мысли. Но чаще несет чушь, притом - многословно. Женщины в "Вечерних стихах", и это стоит признать, оперируют словами гораздо лучше мужчин.

Чем подытожить этот страстный обзор? Я скажу вам следующее. Если вы не Евгения Коробкова, сходите на сайт "Вечерней Москвы", посмотрите передачу "Вечерние стихи" от 27 марта, убедитесь в правдивости моих слов и голосуйте за Олега Швеца.

"Вечерние стихи" - совместный эфир Вечерки ТВ и портала stihi.ru. Конкурс на звание лучшего поэта. Его выбирает не только маститое жюри литературных критиков, но и все зрители сетевого канала. Конкурс проходит в несколько этапов. В рамках каждого из них в студию приходят три поэта. По очереди они выходят на сцену и читают свои стихи, после чего критики высказывают свое мнение. Но решающее слово как всегда за почтеннейшей публикой. Программу смотрят тысячи зрителей, причем не только в Москве и даже не только в России. Программа выходит по средам в 21.00 (прямой эфир).

москва, литература, вечерние стихи, борис панкин, ссылки

Previous post Next post
Up