Originally posted by
digimanselector at
RAY HURFORD «DANCEHALL STYLE» (ЧАСТЬ 2) Вторая половина статьи Рэя Харфорда «Dancehall Style».
Первая часть здесь:
http://reggae-ru.livejournal.com/53758.html Ди-джеи вошли в моду в начале 70-х. Даже те из них, кто были первопроходцами, удивлялись, что их стиль так быстро завоевал слушателей. Тем не менее, уже тогда и до самой середины 80-х, когда эра Дансхолла подходила к концу, в феномене ди-джейства существовал один недостаток: никто не задерживался в этом деле надолго. Каждый раз, когда популярность ди-джей стайла уходила на спад, а затем снова усиливалась, на сцене появлялось совершенно новое созвездие ди-джеев. В поздние 70е, эру «рокерс», это были General Echo, U.Brown и Welton Irie. Конечно, были и другие, но топовыми, в период перед самым возникновением Дансхолла, являлись именно эти три ди-джея.
Прошло не так уж много времени, и новая эра принесла в ди-джейство других героев. Теперь это был дуэт Michigan & Smiley. Оба ди-джея резиденствовали на саунд-системе Black Harmony. Полностью их имена звучали как Ranking Michigan и General Smilie, и они пользовались невероятным успехом у публики. Причиной этому был их необычный стиль. Вообще-то ди-джейские дуэты существовали и раньше, например Dennis Alcapone & Lizzie, ставшие известными в первые годы рэгги-музыки. Можно встретить дуэты даже на таком раннем этапе как ска, - вспомним работы Prince Buster. Однако они привнесли кое-что новое, - Michigan & Smiley звучали так, как будто один человек разговаривал сразу на два голоса. К тому же, ди-джеи обыгрывали этот момент и в своих текстах.
В работе ди-джея на саунд-системе время было фактором критическим, - в твоём распоряжении был всего лишь один-единственный момент. Если ты допускал ошибку, её нельзя было исправить, в условиях выступления в реальном времени она становилась очень заметной. Выступая на пару, Мичиган и Смайли пытались преодолеть этот фактор, и у них это получалось. Коксон продюсирует для них такие супер-хиты как «Rub A Dub Style» и «Nice Up The Dance», а затем в 1979 году издает великолепный альбом дуэта, - «Rub A Dub Style».
Ди-джеем в более традиционном понимании был Lone Ranger. Он заявил о себе в 70-е, записав несколько добротных синглов-сорокопяток для Коксона, а также альбом, который, тем не менее, не пользовался особой популярностью. И вот настал его час. Случайно он знакомится с продюсером Альвином Ранглином (Alvin Ranglin). В итоге на лэйбле Ранглина GG выходит первый супер-хит Рэнджера «Barnabus Collins». Затем он записывает для GG одноименный альбом, и почти одновременно с этим издаёт свои лучшие работы на Студио 1. В их число входит замечательный альбом «Badder Dan Dem». Казалось, что в это время Lone Ranger становится единоличным повелителем дансхоллов. При том, что у него не было недостатка в достойных конкурентах, такой масштабный успех действительно был большим достижением.
Это продолжалось до тех пор, пока в ди-джеи не решил пойти альбинос Winston Foster, который стал известен публике под именем Yellowman. Время, когда «Жёлтая лихорадка» распространится повсюду, было ещё впереди. Нового артиста прославил талант, если можно это так назвать, «подслащивать» пошлости. Вскоре к нему приходит такая популярность, что стало казаться будто Yellowman выдаёт по альбому каждую неделю. Альбом «Mad Over Me», изданный на J&L, пожалуй, лучше остальных отражает его на пике формы.
Следующим важным фактором растущей успешности Дансхолла была не снижавшаяся популярность вокальных групп. Новых групп эта эра не принесла, зато старые, особенно такие как Wailing Souls и Mighty Diamonds, были очень востребованными.
Яркий тому пример - группа The Viceroys. Этот коллектив появился ещё в эру Рок-стэди. Записываясь для Студио 1, они выдали несколько классических вещей и затихли до середины 70-х, пока под именем The Interns не записали достаточно хитовый «Mission Impossible» для Уинстона Райли (Winston Riley).
Теперь на дворе был 1982, группу возглавлял Wesley Tingling, другими членами команды были Neville Ingrain и Norris Reid. На них обрушился оглушительный успех. Дело в том, что их стал опекать продюсер Linval Thompson вместе с «Channel One»овскими Roots Radics, и они зазвучали заметно свежее. Однако к своему прошлому группа тоже не поворачивалась спиной. Их дебютный альбом «We Must Unite», выпущенный в Англии на Trojan Records, изобиловал «сознательными» текстами, которыми группа славилась и раньше. Прошёл год, и Viceroys вновь стали сотрудничать с Уинстоном Райли. И хотя Chris Wayne заменил покинувшего группу Norris Reid-а, они всё ещё звучали убедительно - альбом «Chancery Lane», записанный в этом составе и изданный на Greensleeves, стал классическим.
The Mighty Diamonds своим возвращением в разряд звёзд первой величины также обязаны Дансхоллу. Группа долго не могла обрести потерянную вершину, несмотря на то что «Deeper Roots», вышедший на Virgin Front Line, был благосклонно принят публикой как неплохой по всем меркам альбом.
В течение нескольких следующих лет никаких сдвигов не происходило, - были записаны пара хороших вещей, которые, однако, ничем особенным не выделялись. Тогда группа начинает сотрудничать с Gussie Clarke. Сейчас, как правило, не придают большого значения работам Гасси с дансхолльными артистами и не рассматривают их в непосредственной связи с дансхолльным саундом того времени. Тем не менее, остается загадкой, что побудило его в соавторстве с Mighty Diamonds сделать новую версию риддима «Full Up». Музыканты попали в точку - феноменальный успех ждал сначала «Pass The Kutchie», затем «Pass The Knowledge» (на мой взгляд, более удачная версия, чем Kutchie) и, наконец, Musical Youth «Pass The Dutchie», которая снискала популярность на международной сцене. Таким образом, Mighty Diamonds благополучно вернулись на звёздную орбиту.
Но, несомненно, самую громкую славу из всех упомянутых групп снискали Wailing Souls. Они были очень популярны ещё в эру «рокерс», записываясь на Channel One, но это не идёт ни в какое сравнение с тем, что ожидало их после издания альбома «Firehouse Rock» для Джунжо. Альбом вышел в 1981 году на Greensleeves, и до сих пор переиздаётся из года в год с завидной регулярностью. The Wailing Souls без преувеличения стали группой-олицетворением Дансхолл эры.
К 1981-82 гг Дансхолл более-менее проявил себя. Студийные сессии прочно закрепились за составом Roots Radiсs. Sly и Robbie возвращались в музыку со своим альтернативным вариантом дансхолла, но теперь они были в статусе последователей, а не теми, кто создавал стиль, как это было в пору «рокерс». Неудивительно, что когда уже состоявшиеся звёзды начинали работать в новом для себя стиле, они чаще прибегали к услугам Roots Radiсs.
Большим сюрпризом стало то, что в дансхолле стал пробовать себя Bunny Wailer. Три его программных альбома - «Sings The Wallers», «Rock And Groove» и «Tribute» - были изданы в период около 1981-82 годов, Радикс были там за ритм-секцией. Материал записывался на Harry J, и представлял Рутс Радикс в несколько облегчённом виде, однако и это сработало. Банни Вэйлер всегда любил тяжеловесные, вычурные духовые аранжировки, но дополненные ритмами Радикс, они обретали более сбалансированное звучание. Все три альбома наглядно продемонстрировали, что Радикс и Дэнсхолл не вмещаются в рамки только одного стиля, - что и требовалось доказать.
Следующим веским аргументом стал выпуск альбомов Gregory Isaacs на Charisma и Island. «Lonely Lover» и «More Gregory» для Charisma, «Night Nurse» и «Out Deh» для Island - везде были ритмы от Радикс, хотя на этих работах их новаторство и было несколько приглушено мощью вокальной манеры Грегори.
Лирика, которую в 1980-ом стал писать Грегори, становится более интимной. До этого были протест и жизненные темы, а теперь он предпочитал петь о печали, которая овладевает им после расставания с близкими людьми. «Front Door» из альбома «More Gregory» - наверное лучшая песня этого периода. О любви и переживаниях он пел и раньше, но на этот раз, соединяясь с глубокими, интровертными ритмами Радикс, лирика Грегори приобретает необычные оттенки. Альбом «Out Deh», больше акцентированный на жизненных темах, был совсем другим. Здесь потенциал Радикс раскрылся во всей полноте, и в результате получилась действительно превосходная пластинка.
Творчество Dennis Brown дансхолльного периода базировалось на сотрудничестве со Sly and Robbie. Это был тот случай, когда Слай и Робби наглядно показали, что если берутся за дело всерьёз, то обязательно достигают выдающихся результатов. Большими хитами для Денниса стали «Sitting and Watching» и «Revolution», оба для лэйбла Taxi. Они также должны были стать основой для альбома, и хотя этого не произошло, - позже они все-таки оказались изданными на одной пластинке. Неплохим был альбом «Yesterday, Today and Tomorrow», продюсером которого выступил сам Деннис, а также Sly And Robbie вместе с Joe Gibbs. Пластинка была издана на Joe Gibbs Music Corp в Майами. Туда вошли классические «Hold On To What You've Got», «A Little Bit More», «Have You Ever Been In Love» и ещё пять не менее сильных номеров. Это был настоящий Дансхолл Стайл, выдержанный в духе продукции Джунжо, - старые ритмы в новой обработке, для которых были написаны новые тексты. С Деннисом Брауном такой приём всегда работал безотказно.
После Баррингтона Ливи появилось немало певцов с оригинальным запоминающимся стилем, но по тем или иным причинам никто не мог повторить такого громкого успеха, какой в своё время был у Баррингтона. Однако в отсутствии хитов их тоже нельзя было упрекнуть, все они выпускали по меньшей мере по одному хорошему альбому. А иногда и по несколько, как в случае с Don Carlos или Eek-A-Mouse.
Даже имея на своем счету только два альбома и несколько синглов, Richie Mac, с его альбомом «Jah Is I Light», внёс ощутимый вклад в дансхолл-стайл в 1983 году.
Richard McDonald начинал на заре 70-х как участник вокальной группы The Chosen Few. В середине 70-х он стал работать сольно, сотрудничая с несколькими продюсерами, в числе которых был и Glen Brown - для него он записывает хит «Jah Jah Bring Everything».
Релизом «Jah Is I Light», подписанным на Musicism Ja/Londisc UK, Ричи МакДональд повернул дансхолл в нескольно иное русло. В альбоме присутствовали старые ритмы (и парочка новых), которые звучали так органично, будто специально были написаны для Ричи. Альбом был сделан на студии Aquarius, а продюсировал его Herman Chin Loy. Пластинка по всем прогнозам должна была стать популярной, но этого не произошло. Почему, - так и осталось загадкой.
Don Carlos был одним из первых представителей вокального стиля «waterhouse», родоначальником которого считается Майкл Роуз из Black Uhuru. Don Carlos возвращает Дансхолл обратно, к самым истокам. Его первый альбом назывался «Suffering» и был издан на Negus Roots, а продюсерами стали Flacko Brothers. Альбом принес ему известность, но карьера Карлоса не двигалась с места до тех пор, пока он не выпустил альбом «Natty Dread Have Him Credential» на Channel One, а затем и «Day To Day Living», спродюсированный Джунжо. Оба альбома были хорошо приняты слушателями, карьера Дона обещала быть очень успешной. И тут, практически в самом начале пути, продюсеры Bunny Lee и Roy Cousins решили выпустить сразу по два его альбома каждый. Сами по себе это были очень неплохие альбомы, проблема лишь в том, что все они были изданы в одно и то же время. Дон привлек к себе слишком много внимания, - в таком количестве, что это даже оказало негативное влияние на всю последующую карьеру певца.
Одним из самых странных вокальных и лирических талантов был артист по имени Eek-A-Mouse. Каждый, за исключением самого Eek-A-Mouse, согласился бы, что его стиль подпадает под определение «синг-джэй». Ди-джействуя, он, как правило, начинал вещь с одной темы, а заканчивал её в совсем другом ключе. Помимо всего прочего, он обильно украшал свои тексты целым набором уникальных слов и фраз, - словечко «Beng-Beng» было одной из его коронных фишек. Все его лучшие работы того времени были записаны для Джунжо. «Wa Do Dem», вышедший на Greensleeves, стал особенно популярным. «The Very Best Of Eek-A-Mouse», так же изданный на Greensleeves, с музыкой от Linval Thompson и Anthony & Ronald Welch, тоже несомненно заслуживает внимания.
В конце 1982 - начале 83 ситуация снова начинает меняться. Большую роль в музыке начинают играть саунд-системные записи. Поначалу они давали широкому кругу слушателей представление о том, как «появляются звёзды». Первый шаг на пути к славе, - когда тебя слышат на даб-плэйте уважаемого саунда. Frankie Paul, Half Pint и Junior Reid, все они проходили через это в своё время, частью этого процесса были практически все артисты.
Голос Frankie Paul можно было услышать на даб-плэйтах, которые играли Kilamanjaro, Gemini и Jack Ruby. Затем он записывается на Channel One, так появляется «Worries In The Dance». Фрэнки сначала находился под сильным влиянием манеры Денниса Брауна, но ко времени начала сотрудничества с Winston Riley над своим первым альбомом «Strange Feelings», понемногу стал формироваться его собственный стиль. Уже в который раз решающее слово было за Junjo, и он сильно продвинул Фрэнки с выпуском альбома «Pass The Tu-Sheng-Peng» на Greensleeves. Успех был закреплён выходом ещё одного альбома на Гринсливз - «Tidal Wave». Продюсером выступил George Phang.
Два новых продюсера, Myrie и Marshall, вывели на сцену артиста по имени Half Pint. Сначала они представили его Yabby U, который во многом помог молодому певцу, а затем выпустили его дебютный альбом - замечательный «In Fine Style», который был издан только на Ямайке на их собственном лэйбле Sunset.
«In Fine Style» сводили на студии King Jammys, и благодаря этому обстоятельству Half Pint попал в поле зрения King Jammy. В будущем это превратило Half Pint в настоящую звезду, а заодно и King Jammy в самого влиятельного продюсера на острове. Альбом Half Pint-а «Money Man Skank», вышедший в шикарном оформлении, размели из магазинов подчистую. Его необычные «носовые» интонации, дополненные незаурядным поэтическим талантом, становились лучше год от года. Вкладом Джамми в этот альбом были несколько ритм-трэков (их было пять), которые сыграли High Times band, и звучали они очень свежо. Альбом продавался так бойко, что годом позже Гринсливз сочли нужным переиздать его в Англии. Релиз назывался «One In A Million», и включал в себя несколько новых трэков.
Наконец, ещё одна звезда Дансхолл эры - Junior Reid. Из всей вышеназванной троицы Джуниор был самым опытным, он начинал ещё на закате 70-х вместе с Hugh Mundell. Вскоре Hugh был убит, но это обстоятельство, как ни странно, ещё больше приблизило скорый успех Джуниора. В период 81-82 гг. он является участником группы Voice Of The Progress, с которыми записывает достаточно популярную «Mini Bus Driver». Когда группа распалась, Джуниор пробует работать с разными продюсерами, и в конце концов налаживает контакт с Youth Promotion, компанией Sugar Minott-а. С YP он записывает «The Original Foreign Mind», который стал супер-хитом, а издание одноимённого альбома приносит ему ещё больший успех. Затем он начинает работать с King Jammys, среди первых совместных записей появляется замечательная «Higgler Move». «Boom Shack A Lack» развивает успех ещё дальше, и вскоре Джуниора приглашают в Black Uhuru, откуда только что ушел Michael Rose.
Ко всему прочему, в 83-84 годах появляется новая, уже вторая по счёту, волна Дансхолл ди-джеев. Нужно заметить, что путь ди-джеев к успеху не был таким уж стремительным (Yellowman это редкое исключение из правил). Почти все ямайские ди-джеи, перед тем как их приглашали на работу в серьёзные саунд-системы, проходили через долгий ученический период на небольших «Hi-Fi» системах. С появлением Brigadier Jerry, Josey Wales и Charlie Chaplin, ди-джейский стиль начал двигаться от «слакнесс», который ярче всего был представлен творчеством Еллоумана, в сторону более жизненных тем. Именно саунд-системные записи выступали в роли медиума, через который такие изменения совершались.
Пожалуй, среди всех ди-джеев, когда либо родившихся на Ямайке, максимум доступных в своё время возможностей из саунд-системы извлекал Briggy (как все его называли на Ямайке).
Briggy
Хотя Бригги (Brigadier Jerry) и записывал пластинки, - «Pain», изданный в 1982 на Jwyanza 12-тидюймовкой, был большим хитом, - его работа на таких саунд-системах как Jah Love и Jack Ruby была для него намного важнее. Особенно это справедливо в отношении Jah Love, саунд-системы, принадлежавшей организации Twelve Tribes Of Israel. На Jah Love Бригги мог задать одну тему и пронести её через всю селекцию пластинок в течение часа и даже дольше! Ди-джейство Бригги было творчеством самого высочайшего качества, а саунд-системные записи Jah Love - это то, где его можно найти на пике формы. Кстати, его дебютный альбом «Jamaica Jamaica» для Jah Love Muzik, который в 1985 году был издан на RAS, это наверное самый загадочный альбом, когда-либо записанный на Ямайке.
Для Josey Wales и Charlie Chaplin отправной точкой был саунд Stur-Gav, принадлежавший Ю-Рою. Когда Джунжо собрал саунд-систему Volcano в 1983 году, оба ди-джея перешли работать к нему. На Волькано они просто продолжали заниматься тем, чем занимались на Stur-Gav - перерабатывали материал из повседневной жизни в тексты для дансхолла.
На студии первым из них записался Джози, продюсером снова выступил Джунжо. Дебютный альбом назывался «The Outlaw - Josey Wales» и вышел на Greensleeves в 1983. Этот классический альбом практически стал стандартом для всех его последующих релизов. Работая с Ю-Роем, он, кажется, уже тогда раскрыл все возможные грани своего таланта. Перейдя работать к Джунжо, Josey принес с собой множество отшлифованных приёмов.
Это же справедливо и в отношении Чарли, за исключением того, что он был чуть более небрежным и расслабленным. По логике вещей, дебютный альбом Чарли должен был выпустить только Джунжо и никто другой. Однако этим продюсером стал Roy Cousins, издавший альбом «Presenting Charlie Chaplin» на Kingdom. Сразу за этим последовал «One Of A Kind» на Trojan в 1983, снова от Roy Cousins. Оба альбома получились удачными, и побудили набирающего силу George Phang с его лэйблом Powerhouse заняться талантом Чарли и привести его к настоящему успеху. Альбом «Que Dem» вышел в 1984, и он был действительно первоклассным. После этого Powerhouse выпустили ещё один альбом, «Fire Down Below», ещё один был записан с Джунжо, но вопреки ожиданиям они не привлекли к себе особого внимания, и активность Чарли пошла на спад.
В 1985-ом Дансхоллу насчитывалось уже 6 лет, пора было разменивать 7-ой, - годы, которые можно сравнить только с Рутс эрой периода 1970-1975. Стиль по-прежнему изменялся, но каждый ощущал, что вскоре должно появиться что-то совершенно новое.
Как бы кто не относился к медиа-структуре в рэгги, но на Ямайке она всегда была представлена в первую очередь артистами, музыкантами, продюсерами, которые были целиком сосредоточены на создании музыки. Henry Junjo Lawes, продюсер, с которого начался целый период в рэгги, на тот момент всё ещё имел в запасе один подарок слушателям, и это был Coco Tea.
Коко Ти ворвался в музыку как прохладный освежающий бриз. У него был очень мягкий, расслабляющий, необычный голос. Единственный вокалист, с которым его можно было сравнить, это Lord Creator. Одна из первых вещей, записанных для Джунжо, - «Lost My Sonia», - стала большим хитом, следующий хит назывался «Rocking Dolly». Джунжо решил сделать целый альбом, так появился «Weh Dem A Go Do. . .Can't Stop Coco Tea» - альбом покорил чарты, что в общем-то было закономерно. Он состоял из 10-ти вещей, кроме уже упомянутых туда вошли «Evening Time», «On Top Of The World», «I'm Going Home» и «Jan Made Them That Way».
Тем не менее, со времен выхода этого первого супер-успешного альбома Коко Ти никогда не оглядывался на свои прошлые достижения, и сейчас его карьера находится на гребне славы.
Примерно в то же самое время давний партнер Джунжо Jah Life / Papa Life также начал пожинать первые плоды успеха. Находясь в Нью-Йорке, он удачно сотрудничал с девушкой ди-джеем по имени Sister Carol. Но главной причиной вновь возросшей популярности Papa Life стал очень характерный вокальный стиль Carlton Livingston, чей альбом «100 Weight Of Collie Weed» был издан в Англии на Greensleeves.
Карлтон зарекомендовал себя незаурядным вокалистом ещё на альбоме «Soweto», вышедшем в начале 80-х. А теперь в самом деле настало «его время». Был записан ещё один хитовый альбом - «Rumours» для Bebo's, а затем и «Trodding Through The Jungle» для лэйбла Dynamite. Популярность Карлтона быстро набирала силу. Все его пластинки были очень высокого качества и хорошо продавались, но по какой-то причине после выпуска этих трёх альбомов он исчез со сцены. Сейчас он делает попытки вернуться в музыку.
George Phang, один из наиболее сильных соперников Джунжо в дансхолльную эру, предпочитал работать с уже состоявшимися артистами, нежели открывать новые таланты. Исключением стал Michael Palmer.
Старт его карьере дали Channel One, но в настоящую звезду его превратил именно George Phang. «Lickshot» поднял Powerhouse на вершины рэггей-чартов, и вскоре не замедлил появиться альбом с тем же названием. Вокальный стиль Майкла трудно описать, кто-то дал ему определение - «ленивый стиль». Как и множество других артистов, через некоторое время он просто перестал записываться. К большому сожалению, у Майкла появились проблемы с горлом, от которых он смог избавиться только сейчас.
Статья - Ray Hurford, 1991
Адаптация - Digiman