21 февраля весь интернет узнал, что Лермонтов - это не только поэт. Незадолго до этого ваш покорный слуга открыл для себя, что Юматово - это не только санаторий. А сегодня выяснилось, что в селе разгорается конфликт во многом пострашнее лермонтовского (пусть и не такой масштабный).
Несколько дней назад мне пришло довольно странное сообщение вконтакте. Вот выдержка из него:
"Адигамовские" бывшее ОПГ в Дёмском районе называлось в честь ныне покойного лидера по фамилии Адигамов.После его убийства группировка распалась на мелкие банды,одна из них пытается взять под контроль Уфимский район,в частности Юматово в сговоре с местной официальной властью. Сначала было отдано ЖКХ под контроль,теперь на всех сессиях депутатских местный глава приглашает присутствовать на заседания бандитов где они угрожают депутатам на сессиях сейчас уже начали физически воздействовать нападать
Недолго думая, я попросил контакт кого-нибудь из депутатов и договорился о встрече на пятницу в 5 часов. Депутат Рашит Шамильевич хотел найти под это помещение, но не сумел, и в итоге проводить встречу пришлось в его частном доме. Я пригласил на встречу всех знакомых журналистов, но в итоге до Юматово никто, кроме меня, так и не доехал.
Жутко переполненная газелька домчала меня до села довольно быстро. Там меня встретил маленький ледовый городок:
Сын Рашита - Егор - проводил меня до нужного дома мимо заброшенного здания универмага:
По дороге попалась недостроенная мечать:
Вскоре подошли к дому депутата. Довольно скромный по сравнению с попадающимися в селе особняками:
Внутри меня уже ждал сам Рашит Шамильевич Ялалов и представители общественности.
Прошу прощения за качество - скрины с видео.
Сельчане представились и тут же стали рассказывать свою историю.Ниже можно посмотреть видео с полной записью беседы, однако проходила она всё-таки несколько сумбурно, поэтому постараюсь изложить версию событий в хронологическом порядке со слов сельчан.
Долгое время председателем сельсовета Юматово являлся господин Янгубаев, славившийся невниманием к нуждам сельчан и присвоением казённых денег. Во всяком случае, такие проекты, как бурение скважины для общего колодца и установка уличного освещения (в некоторых домах нет даже обычного электричества!), не выполнялись.
Сельчане обращались за помощью к Рашиту Ялалову, уважаемому в селе человеку, в прошлом начальнику участка газопровода. Через некоторое время Ялалов, как говорится, "проснулся" и решил попробовать всё изменить на выборах в сельсовет. Были подобраны кандидаты из числа сельчан, собраны подписи, преодолены препоны на пути к регистрации, подготовлены наблюдатели... Штудировать избирательное законодательство и заполнять документы приходилось самостоятельно, но сельчане справлялись.
Всего в Юматово 10 округов и три УИКа. На выборы, прошедшие 13 марта 2011 года, башкирский ЦИК бросил все силы. Под видом членов с правом совещательного голоса в избиркомы были засланы председатели районных ТИКов Уфы - самые настоящие зубры фальсификаций. И тем не менее, жители села сумели провести выборы честно, и в сельсовет удалось попасть пятерым из членов команды Ялалова. Бывший председатель Янгубаев вовсе лишился места в сельсовете.
Учитывая, что раньше выборы происходили с чудовищным подтасовками, ходьбой по домам с урнами и воровством голосов у не явившихся на выборы, случившееся стало шоком для башкирских выборщиков. На самом верху не понимали, как удалось допустить подобное "безобразие". Впереди было назначение председателя.
Председатель сельсовета Юматово назначается большинством депутатов в течение двух недель после выборов. За эти две недели районным властям удалось так или иначе запугать или купить большую часть самовыдвиженцев. В результате председателем был назначен г-н Иванов, один из соратников Янгубаева, бывший железнодожник, а ныне владелец круглосуточного пункта продажи водки. Это явилось шоком для жителей села и самого Рашита Шамильевича. Впрочем, он не опустил рук и стал работать.
Ялалов занимался своими прямыми депутатскими обязанностями, то есть пытался решать проблемы сельчан. В частности, он выбил деньги на ремонт детского сада, который идёт под его чутким контролем до сих пор. Однако деньги, выделенные на другие проекты, разворовывались Ивановым, а положение сельчан не улучшалось. Более того, лезущий везде депутат, видимо, оказался неудобным для сельских властей. Уже летом началась травля, причём в совершенно диких формах. Под дверь Ялалову подкладывали козьи головы, дохлых кошек и даже вырванные на кладбище кресты. А в начале этого года за депутата взялись всерьёз.
Незадолго до тех событий, которые послужили причиной обращения к "Голосу Уфы", Иванов отдал на откуп часть юматовского ЖКХ некому Яковлеву. Этот Яковлев получил возможность присутствовать на заседаниях сельсовета, которой не замедлил воспользоваться. На заседаниях он открыто угрожал депутатам, в грубой форме предлагая "выйти и разобраться". А вскоре перешёл от слов к делу.
Когда Рашит Шамильевич пошёл к председателю сельсовета с требованием запретить Яковлеву посещение заседаний, Иванов тут же позвонил "виновнику торжества" и попросил прийти. Прихода Яковлева депутат ждать не стал и вышел на улицу, где Яковлев его и застал. Схватив Ялалова за грудки, он резко ударил его головой. Депутата забрали в больницу с сотрясением мозга. Полиция, в которую Ялалову незамедлительно обратился, пока что проводит экспертизу.
Следующий удар пришёл с другой стороны. Скорее всего, связан он с тем, что Ялалов обратил внимание на дачи крупных башкирских чиновников, незаконно выстроенные в Юматово на участке и за деньги под строительство школы. Проверка этого тёмного дела дорогого стоила депутату. Когда Рашит Шамильевич возвращался с очередной инспекции ремонта садика (проводить эти инспекции необходимо из-за нерадивости строителей), подъехала машина, из которой выскочили люди в штатском, заломили Ялалову руки, надели наручники и уложили лицом в землю. Продержав его так пятнадцать минут, нападающие махнули корочками ФСБ и повели Рашита Шамильевича обратно в садик, где ему продемонстрировали деньги, якобы данные в качестве взятки директором строительной фирмы (разумеется, в порядке следственного эксперимента или как-то так), Интересно, что такими делами, как правило, занимается ОБЭП, а не ФСБ. Пока что Ялалов остался на свободе, но этим дело не кончилось.
Буквально сегодня на досках объявлений села появились вот такие совершенно жуткие листовки:
Нехитрый гуглопоиск приводит нас на новостной сайт, откуда
взята эта гадость:
Апд: Заботливо выгруженное кем-то на ютюб видео с местного телеканала:
Click to view
По утверждению Рашита Шамильевича, новость интересна тем, что как правило в криминальных новостях не разглашаются имена преступников до окончательного решения о виновности. И это
действительно так:
Более того, по словам сельчан, уже упомянутый нынче Янгубаев не раз угрожал досадившим ему односельчанам ФСБ, а один раз эта угроза даже пришла в исполнение: парня, повздорившего с соседом, в семье которого часто гостил Янгубаев, ФСБшники увезли на целые сутки.
По мнению сельчан, для устранения неугодного депутата в ход идёт всё - от покушений на здоровье до чёрного пиара. Конфликт пока застыл, но никто не знает, как могут развиваться события.
Рассказав мне основную историю, сельчане упомянули и известный своим плачевным состоянием юматовский музей:
Click to view
А потом перешли на общие разговоры о протестном движении. Рашит Шамильевич проявил политическую подкованность, критически отзывался о системной оппозиции и поддерживал гражданский протест. В частности, поругал Мухамедьярова за то, что тот обратился за поддержкой к партии, а не к протестующим. Разумеется, обещался прийти на митинг. Заодно я раздал сельчанам листовки, которые обещали поклеить.
Потом Рашит провожал меня до остановки:
По его словам, из этой машины за нами следили:
На подходе к остановке я включил дотошного журналиста и стал опрашивать сельчан:
Click to view
В итоге выяснилось, что в эти обвинения жители Юматово в большинстве своём не верят. Конечно, для проформы стоит взять комментарии Иванова и директора пресловутой строительной фирмы, чем я и займусь на той недельке.
А пока я обращаюсь ко всем неравнодушным с просьбой рассказать о происходящем, к журналистам и правозащитникам - с просьбой принять меры, ко всем нам - с просьбой не допустить, чтобы Юматово стало башкирским Лермонтовым. Спасибо.
P.S. Видеозапись беседы:
You can watch this video on www.livejournal.com
После беседы сельчанки вспомнили о травле:
Click to view