Вместо некролога

Mar 15, 2015 11:01

Умер Валентин Распутин. Что можно сказать?

Выскажу своё собственное, сугубо читательское мнение. «Прощание с Матёрой» в своё время произвело на меня, при первом чтении, в молодости, колоссальное впечатление: «царский листвень», старухи-камикадзе, уходящая традиционная Россия и всё такое прочее… Однако когда я попыталась перечитать этот же роман десяток лет спустя, от него почему-то повеяло фальшью. И почему - это стало ясно позже.

Позже, уже в девяностых, Распутин очень резво блокировался с Солженицыным и стал развивать тот нехитрый тезис, что в гибели традиционной Руси виновата советская власть, построившая повсюду свои проклятые гидроэлектростанции. Что можно сказать? - Что и традиционная Испания, например, тоже погибла, со своими царственными дубами, народными обычаями и народной верой. Однако там никогда не было советской власти. К крушению устоев приводит глобализация и стремление жить кучеряво, при любой власти - вот и вся простая и скорбная правда жизни. А советская власть, как ни парадоксально, даже консервировала русский традиционный уклад: ещё в семидесятых годах русская деревня жила ещё вполне традиционно, практически как при царе-Горохе. Почему? - Потому что советская власть не давала развиваться в деревне капиталистическим отношениям, которые с ней, собственно, теперь и покончили, превратив её из субъекта уклада, традиций и отношений в объект купли-продажи.

Блокировавшись с Солженицыным и бескорыстно, в отличие от своего компаньона, понося советскую власть, обильно издававшую и награждавшую Распутина, несмотря на его робкие право-диссидентские настроения, автор «Прощания с Матёрой» заметно поглупел и стал писать редкие и редкостные по своему занудству произведения - например, про то, как девчушку из Иркутска изнасиловали «проклятые чурки». Кто-то может сейчас вспомнить, как называлась эта повесть? А вот фильм «Ворошиловский стрелок», снятый примерно в те же годы и примерно на ту же тему, помнят и любят. Почему? - Потому что он не о «проклятых чурках», а о преступлении, не имеющем национальности, и о наказании, вершимом праведно, непосредственно и помимо правоохранительных органов, раз уж они заодно с преступниками.

Так что на примере «жизни и творчества» Валентина Распутина можно убедиться в очередной раз: если не обделённый талантом и чуткостью человек небольшого ума связывается с политиканами, становится их рупором, то его писательский талант мало-помалу чахнет и умирает от истощения.

И при этом в автора, конечно, не бросишь камень, потому что в своей политической и саморазрушительной глупости он был вполне бескорыстен, в отличие от многих других.

Но именно это и печально.
Previous post Next post
Up