Mar 10, 2013 10:52
В современной литературе нет собственно литературы. Литература - это образ. Писатель - это образ. Достоевский - это Раскольников, Тургенев - это Базаров, Пушкин - это Онегин, Гоголь - это Чичиков, Плюшкин, Коробочка и т.д.
А теперь посмотрим на тех, кто ездит на книжные ярмарки, получает или не получает премии. Что это за люди? - Это шоумены, массовики-затейники, участники бессмысленных телевизионных говорилен, брызжущие слюной, что-то отстаивающие, кого-то порицающие… Говоруны. Всё бы хорошо, да только читать нечего. Никто не создал ни одного запоминающегося образа - ни главного, ни даже эпизодического. Ни героя, ни антигероя. Над каким тут вымыслом обливаться слезами?
Совписовский литературный мир был пародией на имперскую систему ценностей с её иерархией, трансформировавшейся, по Войновичу, в иерархию шапок, от кошачьей до ондатровый. Нынешний литературный мир - это уже пародия на пародию. Неизменным осталось только одно - желание создать иерархию и, соответственно, взобраться на её вершину, со всеми вытекающими. Причём, что характерно, больше всего жаждут создать эту иерархию наиболее либеральные массовики-затейники от пера. Демократию они понимают только в одном направлении - в свободном праве презирать государственную иерархию. Презирайте, пожалуйста (тем более что она во многом этого и впрямь заслуживает), но тогда уж будьте последовательны: считайте себя одними из многих, не хуже и не лучше других.
Но одна эта мысль нашим самоназначенным литературным генералам уже оскорбительна, и они с таким же усердием кочуют с телеканала на телеканал, как когда-то - советские литературные генералы - с одного почётного заседания на другое.
В результате времени писать совершенно не остаётся. А если и остаётся - из-под пера выходит невыразительная тягомотина, не отражающая ровным счётом ничего, ни образа времени, ни образов людей. Ничего, кроме собственного самомнения.
А кому оно, скажите на милость, интересно?