«Найти человека»

May 09, 2013 16:06

Оригинал взят у kykolnik в «Найти человека»

Сейчас уже мало кто помнит, но детская поэтесса Агния Барто девять лет, с 1965-го по 1974-й годы вела на радио передачу «Найти человека». Передача выходила в эфир 13 числа каждого месяца. За двадцать пять минут Агния Львовна рассказывала о тринадцати-пятнадцати судьбах. Кроме того, выходил «Бюллетень розыска родных по неполным точным данным». Каждый день Радиокомитет получал полторы сотни писем. Агния Львовна и её помощники, сотрудники и добровольцы, читали их и раскладывали по папкам и большим конвертам: «На очередь», «Совсем мало воспоминаний», «Данных нет»...

За 9 лет существования передачи Агния Барто соединила 927 семей.




«По 13-м числам я подходила к микрофону в студии, чтобы рассказать по «Маяку» тысячам,
миллионам людей о том, что ещё одна мать нашла своего сына, потерянного в годы войны»

По материалам передачи Агнией Львовной была написана книга «Найти человека», впервые опубликованная в 1968 году в журнале «Знамя».

Одна из историй:
«Каждый раз, когда я говорю по радио: возьмите карандаши и запишите имена и фамилии людей, которых мы ищем, - и произношу эти имена, я надеюсь: a вдруг кто-то услышал знакомое имя и сейчас, в эту минуту, уже рождается чья-то радость!

Не всегда всё просто. Мать искала сына двадцать четыре года. Сын нашёлся. И вот пишет: «Не для передaчи. Лично для вас. Я вам признаюсь, что у меня на душе нет ничего сыновнего. Вырастило меня государство, выучили детский дом и школа. Специальность я получил хорошую. И всё без родных. Материнской ласки никогда не знал, поэтому у меня такое ощущение, словно приехала к нам совсем посторонняя жен­щина...»

Обидно мне стало и за мать, и за сына, и за наши напрасные поиски. Ну, что поделаешь... Не раз ведь мне говорили: «А вы уверены, что все эти встречи по­сле долгой разлуки обязательно делают людей счастливыми?» Я считала, что обязательно. Но, видно, бы­вает и не так.

И вдруг через две недели сын опять пишет. «Не верьте моему первому письму. Сейчас я всё время ду­маю о матери. От глубины души большое вам спасибо, что вы помогли разыскать мою дорогую маму».

Так что всё-таки моя взяла!»

Ещё история из книги:
Из письма Е. П. Колесника
«Остался я один очень рано. Вот что я помню из своей жизни: деревня, в которой мы жили, называлась, кажется, Ивановкой. Она стояла на берегу широкой реки. Примерно в двухстах метрах находился наш дом. За деревней, на возвышенности, стоял ветряк, даже помню к нему дорогу. Помню старую, высокую, пышную шелковицу и колючий кустарник, на котором росли фрукты как груши.

Имена, которые помню: Варя, Пётр, Вера, Галя. Варей, кажется, звали маму. Вера, по-видимому, моя сестра. Жила она с нами. Галя вместе с нами не жила. Я часто ходил к ним домой, шелковица у них была, а но у нас. Спал я на лежанке… Однажды я очутился на станции, до станции шёл целый день. Пришёл, уже было темно. Я вошёл в огромный зал, там стояли столики. Было холодно, у меня мёрзли ноги, так как я был босой. Сел на поезд и куда-то поехал.

Вскоре оказался в детском доме, кажется в Киеве. Там заболел и долго лежал в больнице, потом меня отправили в другой детский дом. Потом ещё один детский дом… Закончил семь классов, вступил в комсомол… Потом работа - кузнецом. Сейчас мне уже двадцать пять лет. Я учусь в Сельхозинституте в городе Новая Каховка. Служил в рядах Советской Армии, до этого закончил специальное ремесленное училище в г. Керчь.

...Почему-то верится, что где-то есть мама, сёстры, которые так же, как и я, ждут и, наверное, верят, что дождутся...»

Из письма Николая Николаевича Стоматьева:
«...Вчера вы передали, что Колесник, имя не полностью, ищет родителей. По приметам мы, возможно, и будем его родителями. Он помнит Ивановку, и на горе стояла мельница, и возле была шелковица, ему запомнилось это место. Он был в детском доме в Никополе, и он, наверно, сказал тогда фамилию «Колесник». Это фамилия его матери, она работала в Ивановке на ремонте комбайнов, где стояла мельница, и была шелковица, и они с сестрой приходили к матери и кушали шелковицу. Я разыскивал сына по всем детским домам, но по фамилии Стоматьев Виктор Николаевич, рождения 1940 года, и нигде его не оказалось. Мы уже перестали искать и вдруг слышим по радио…»

Всё кончилось прекрасно. Е. П. Колесник на самом деле оказался Виктором Николаевичем Стоматьевым. Может быть, он запомнил фамилию матери потому, что часто приходил к ней на работу, где её могли называть по фамилии. Но не меньшую роль сыграла запомнившаяся ему Ивановка, ветряк на горе, пышная шелковица. Так чётко сохранила память ребенка впечатления раннего детства, что родители узнали его...

Так же по материалам передачи в 1968 году был снят документальный фильм «Найти человека»:

жди меня

Previous post Next post
Up