Взрослые дети. Kidult. Что делать с ребенком в эпоху Интернет.

Jun 16, 2012 18:53



Мне всю жизнь были близки идеи, занятия - полезные и приятные как взрослым, так и детям.
Мне очень симпатична мысль о том, что со взрослыми и с детьми стоит разговаривать одинаково: так чтобы понятно было и пятилетнему, при этом с вниманием и уважением.
Когда я работаю с детьми, мне приятнее называть себя семейным психологом, нежели детским. Как говорил Януш Корчак: "детей нет - есть люди".

И тут: совершенно шикарная лекция про то, что произошло с детством за последние триста лет и сейчас при появлении телевидения и интернета. Отчего так высока сейчас тревога у родителей, что происходит с авторитетом родителей, когда всю информацию ребенок может найти сам в интернете, включая даже советы и поддержку. И что делать, чему же все-таки еще можно и нужно научить ребенка.
Я предполагаю, что эти идеи могут вызвать разные чувства, поскольку тема непростая. Все это можно обсудить. Обязательно посмотрите (оно почему-то в трех частях).

image Click to view

image Click to view

image Click to view


На всякий случай и для удобства в постскриптуме я размещу немного сокращенный текст этого выступления.

К этому видео я могу добавить еще то, что сейчас разрабатывается и внедряется федеральный государственный образовательный стандарт. В частности в обучении в начальной школе разработчики нового стандарта хотят сделать больший акцент на том, что детей нужно научить учиться, искать и приобретать знания самостоятельно.***

Мне очень нравятся описания культур и подходы к воспитанию, где для детей не создается отдельный мир, а только лишь предлагаются вещи и задания соизмеримые с их размером, и возрастом. Начиная от обустройства дома, когда у ребенка есть свой низкий шкафчик для одежды, низкий крючок для полотенца, своя настоящая посуда и заканчивая образованием, когда он подмастерье с малых лет, а не специалист без опыта работы в свои 23.

И в то же время наша культура сильно обогатилась бы, если б у взрослых было больше развлечений наподобие детским: если бы не платя никому никаких денег, а просто собираясь вместе, взрослые чаще бы танцевали, пели, играли в городки, в тарелочку, катались с горок, качались на качелях, прыгали на батутах. Мне очень давно хочется создать взрослую детскую площадку.

И конечно, прекрасно, когда находятся общие дела и интересный досуг, объединяющие взрослых и детей - когда на самом деле не скучают ни те, ни другие.

Так что мне очень близки идеи из этой лекции. Если понятие детства исчезнет за ненадобностью вместе с огромной детской индустрией бестолковых игрушек, я не расстроюсь. Лично мне эта граница между взрослостью и детством не пригождается ни в жизни, ни в работе. У каждого возраста есть своя специфика: это и про 5 лет, и про 18, и про 40, и про 70. Я очень люблю, как по-детски непосредственных взрослых, так и ответственных вдумчивых детей. А теперь еще и узнала новое слово Kidult.

Что вы думаете про видео? И какие вы знаете замечательные занятия, увлекательные как для взрослых, так и для детей?

PS.Приблизительный, местами сокращенный текст лекции Анны Варга из видеозаписи.
Детство - это не биологическая категория. Биологическая категория - это только младенчество. Детство - социально сконструированное понятие. И было время когда не было никакого детства. Например в средние века не было детства. Когда ребенок начинал ходить и овладевал речью, он считался взрослым. Средневековый образ жизни дети полностью разделяли со взрослыми. Не было границы между детством и взрослостью. И не вставал вопрос о социализации, о воспитании нужного обществу человека. Культурой коммуникации была культура устной речи.

Детство появилось когда Гутенбергом было изобретено книгопечатание. Когда возникла книга, появилась возможность для развития индивидуальности. Человек может научиться говорить, это его биологическая способность. Чтобы овладеть грамотностью, надо учиться: это не заложено в нашем генофонде. Таким образом возникает задача социализации: нужно обучить грамоте. Тогда и возникла граница между детством и взрослостью и идеи про то, как совершается переход от детства к взрослости. Возникли разного рода теории обучения. Ребенку нужны специальное питание, специальная одежда, специальные занятия, игрушки. Возникает детская психология, детская патопсихология, педагогика. Возникает ценность ребенка. В 50-60е годы возникает телевидение и потом компьютер. Это оказывает колоссальное воздействие. По своему эффекту это сравнимо с изобретением книгопечатания, которое изменило человеческое общество. Основной коммуникацией становится движущаяся картинка с озвучиванием этой картинки. И чтобы понимать эту информацию (видеть и слышать) - не нужно учиться. Это умеют все. К пяти годам ребенок он полностью также как его родители, бабушки и дедушки видит и воспринимает то же самое. И уже нет разницы в информации которой обладают взрослые и информацией, которой обладают дети. Детство как социальная категория стала исчезать, потому что нет зазора информационного между этими человеческими группами. Ребенок также может сидеть смотреть сериалы и новости.

1) Меняется тип культуры. Те знания, которые пригождались родителям, бесполезны их детям. Возникает огромное количество информации. Опыт который пригождается молодому человеку не находится в руках его предков. В средние века культура была постфигуративной - когда дети, вырастая стараются быть похожими на своих предков. И считается что предки являются носителями правил, понятий добра и зла, морали и мудрости. Наша культура - префигуративной, когда ребенок в силу пластичности своего ума часто даже обладает большей информацией, чем взрослый, например, помогая бабушке воспользоваться электронной почтой.

2) Возникло "текучая реальность" (Зигмунд Бауманд). Теперь стабильность не является ценностью. Раньше все старались создавать стабильный мир: стабильные территориальная, человеческая среда, движимое и недвижимое имущество. Теперь это верно только по отношению к антиквариату. Никакая стабильность не нужна. Теперь надо быть мобильным, перемещаться территориально, быть свободным и, поскольку информации очень много и у нас нет способов оценивать, какая информация нам нужна - мир стал очень нестабильным.

Таким образом у нас появляется новый вариант человека kid+adult=kidult, который любит фэнтези, мультики, гаджеты, south park, смотрит кино. Прототип этого человечного ребенка - это Питер Пэн, мальчик, который живет на острове "нет и не будет" и не взрослеет, он обладает всеми чертами ребенка, он веселый, он беззаботный, он жестокий, и он живет сегодняшним днем. Это персонаж адекватный текущей реальности, в которую мы сейчас погружены. В мире царит тотальная неопределенность и все становится взаимозаменяемым. И этому очень помогает интернет. В интернете есть возможность заводить связи и не созидать свою индивидуальность, а наоборот разрушать при желании. Ники, альтерэго, ваша индивидуальность никому не нужна. Есть возможность безнаказанно выражать гнев в безопасной ситуации.

Вот в таком обществе рождаются дети. Не нужно обучать сумме знаний. Ребенка нужно научить читать. Не нужно даже учить грамоте и каллиграфии. Школа не должна сейчас заталкивать в ребенка сумму знаний. Поскольку меняется тип культуры, дети и их родители это люди обычно разных поколений у родителей очень высокая культура, потому что они чувствуют свою неадекватность и не очень понимают, что они этому ребенку могут дать, кроме карманных денег. От этой тревоги они начинают кидаться, например, в теории раннего обучения. Предложений огромное количество. А это не продвигает детское развитие. До трехлетнего возраста детское развитие продвигается за счет развития ловкости и мелкой моторики. Координация глаза и руки дает это развитие. А тревога в обществе колоссальная и родители, пытаясь снизить свою тревогу, таскают своих младенцев по всякого рода занятиям, думая что тем самым они дают им что-то существенное.
Перед школой стоят две задачи: обеспечить ребенку безопасность в школе и научить компетенциям. Школа этого не делает. У нас по крайней мере.

Родители перестали быть агентами социализации. Ребенок получит ответы в интернете. Эмоциональные связи между родителями и детьми стали более слабыми. Ребенок вырастает, закрывает дверь и сидит лицом в экран. Ему неинтересно с родителями. Увеличилась дистанция. Раньше это было понятно про подростков, если он не хочет ехать с родителями, например. Теперь ребенок едет с родителями. Но он берет с собой ноутбук. Улучшение качества жизни неполезно для семьи в каком-то смысле. Что они могут делать вместе, если им не надо выживать: развлекаться и питаться. Когда перед семьей стояла задача выживать, связи были гораздо более прочными. Ребенок видел сотрудничество между матерью и отцом, как распределяются функции в семье. Он видел связь поколений. Теперь не нужно этого всего. Бабушка, которая приходит на день рождения к внуку с деньгами, и больше в принципе от нее ничего не надо, и вообще она никому не нужна, потому что ребенка воспитывает няня.

Увеличилось количество разводов и бинуклеарных семей. Ребенок бывает и в семье мамы и в семье папы. Таких семей стало очень много. Дети живут в нескольких семьях одновременно. И привязанность к маме и папе становится размытой. Агент социализации теперь это не родители - а интернет. У него формируется это "мы" - люди с которыми он общается, играет в сети. Там можно создавать желательный образ самого себя. Мы видим детей которые сидят ночью в интернете, а днем спят. Родителей это приводит в ужас. Но с точки зрения статистики это норма. Это статистическая норма. И на западе, и в Японии, и у нас. Социализация в интернете это нормальный теперь вариант социализации.

Семья может давать ребенку эмоциональное воспитание. Это те качества, которые ему нужны в этой текучей современности. Ну и семья может сделать младенчество правильным:
  • дать здоровье младенцу, научить его радоваться движению, тогда он будет с удовольствием заниматься спортом,
  • до 7-8 лет привить какие-то свои вкусы, увлечения, ценности,
  • создать чувство базовой безопасности.
Эмоции которые находятся в семье - это то, чему ребенок подражает. Это тоже своего рода биология. Как люди выражают гнев, нежность, поддержку. Он этому научится. Мы не умеем этому учить специально. Дети не включены в какой-то общий процесс, потому что семьи вышли на уровень жизни, а не выживания. Теперь семья не выживает, а живет. А ребенка воспитывает няня. И вместе с родителями он только развлекается.
Что делать. Отказаться от идеи воспитания. И прийти к идее выращивания. Его надо вырастить, дать ему здоровье, обеспечить безопасность, лечить его, ну и по возможности научить его тому, чему не учат в школе: социально одобряемым занятиям (теннис, лыжи, показать кусочек мира) и сохранять контакт ради контакта "Как дела - все в порядке". Пусть поверхностный контакт, но он должен быть, чтобы ребенок в трудные минуты мог обратиться. Ну и последнее нам нужно предоставить ребенка его судьбе.

*** Из доклада Ольги Александровны Карабановой, доктора психол. наук, проф., зам. декана по научной работе и зав. кафедрой факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, принимавшей участие в разработке новых стандартов общего образования для начальной школы.

Оригинал взят у magazinplacebo в Взрослые дети. Kidult. Что делать с ребенком в эпоху Интернет.

подростки, не мое, дети, семья, жизнь, воспитание, отцы и дети, помощь

Previous post Next post
Up