История Глазково

Apr 17, 2012 14:49

История Глазково.

ГЛАЗКОВО - СРЕДИННАЯ ЗЕМЛЯ МИРА. Не сомневаемся, что у глазковчан хватит чувства юмора с улыбкой отнестись к такой претензии - аж срединная земля! - но, что касается других земель и районов, то это уж их проблема. Не утрачивая чувства юмора, посмотрим в честные глаза матери-Истории.


Еще в 1886 году Николай Михайлович Ядринцев, сибиряк, публицист и редактор, выступая перед ученой аудиторией, смело заявил, что Азия - колыбель человечества и человек живет в центральной Азии уже тридцать, а то и все пятьдесят тысяч лет, а наш современник, один из ведущих сибирских археологов, доктор и профессор Г. И. Медведев сказал слушателям: "Мировая археология ориентировочно выделяет на Земле пять мест, где очень давно - тридцать, а то и пятьдесят тысяч лет назад, поселился человек и никогда более эти места поселения не покидал. Это окрестности Парижа во Франции, Токио в Японии и окрестности Тбилиси, Львова и нашего Иркутска в границах бывшего СССР".Поэтому неудивительно, что, начиная со второй половины прошлого века, в самом Иркутске, в его окрестностях и на прилегающих территориях открыты десятки и десятки стоянок первобытного человека, которые и показывают - человек живет здесь очень давно. Первые находки сделаны в бывшем Глазковском предместье в 1887 году. Потом вскрыли древние захоронения при строительстве железной дороги, и размеры могильников были огромны. Потом на циклодроме (стадион "Локомотив"), на даче "Луна" (ул. Джамбула). В последний раз раскопки велись в 1980 году огромной коллекцией различных материалов, освещающих жизнь давних первонасельников Прибайкалья.О первонасельниках нашего района и края в целом много говорили и писали в свое время Н. И. Витковский, М. П. Овчинников, В. И. Подгорбунский. И в прошлом веке и раньше в Глазково и Прибайкалье так много делали случайных археологических находок, что в том же 1886 году, архиепископ Вениамин получил письмо от председателя Императорской Археологической комиссии, что крестьяне, выпахивая на полях предметы старины - клады монет, железные и медные орудия, - переплавляют их, а изделия из камня и кости забрасывают, как языческую нечисть, а потому священники, близко стоящие к крестьянству, могли бы оказать услугу науке, вразумив крестьян относительно ценности древних памятников для науки. И за это доставившим материал будет даже награда.Известно, что в девяностые годы прошлого же века при строительстве дома В. П. Сукачева было найдено девять костяков с предметами старины.Давно существует идея создать на базе Глазковского некрополя археологический музей под открытым небом, поскольку кто ж его знает, не отсюда ли тянутся ниточки к древним алтайским курганам, потом в Скифию и далее везде. Так что будьте достойны этого, глазковчане.Таким образом, заселение того уголка земли, который мы называем бывшим Глазковским предместьем, началось очень давно.Иркутск основан в 1661 году - дата, бесспорно, известная по документам. Однако, многие авторы летописей и хроник отмечают, что еще в 1652 году, за девять пет до поставления острога, в излучине Иркута, на Дьячем острове, было поставлено зимовье. Но зимовья означали лишь места, где проходили и бывали казаки, и зимовий было много по Иркуту, Витиму, Аргуни, но далеко не каждое зимовье означало поставление острога и заселение края. На это надо было получить государеву грамоту. Сведения о зимовье говорят, что еще до того, как Яков Иванович Похабов получил от енисейского воеводы Ивана Ивановича Ржевского грамоту на построение Иркутского острога, здесь, в окрестностях Иркута, русские люди уже ставили первые заимки и зимовья, например, Иван Максимов и его сыновья, и вотчина их поставлена была на территории тогда еще будущего предместья Глазково.Остров Дьячий просматривается и сейчас - на него опирается левосторонняя часть шоссейного моста через Иркут. Иркут на последних своих километрах полностью прилегает к бывшему Глазковскому предместью, и от Иркута наш город и получил свое имя. Кроме названия самого Иркута топонимика Глазковского предместья хранит и другие самые ранние названия и обозначения пунктов. Речка Кая, а по ней и Кайская гора, - это от бурятского "хай" - камень, "подкаменная речушка". Надо сказать, что в русском языке XVII века Камень всегда означал гору или горы, а отсюда - Уральский Камень, Саянский Камень, и менее масштабно - Синюшин Камень - Синюшина гора, где первым поселился казак Синюх. Казачьи луга - земли и покосы Перфильевых, Михалевых, Гась-ковых, кстати, видоизмененное Глазковых. Смоленщина - заимка Васьки-Смолокура, а Максимовщина - вотчина Перфильевых, родоначальник которых Максим Перфильев - деятельный, умный и справедливый царский слуга, который в свое время первым добрался до Витима. Мельникове, Мельничная падь - от мельницы на Кае и от детей Афони Карпова, мельника, которые числились и Мельниковыми и Карповыми.Когда летом будете прогуливаться у подножия Кайской горы, направляясь вдоль Иркута от моста к устью Каи, обратите внимание, как много каменных глыб песчаника лежит у самого берега в воде, но не думайте, что это игра стихии. Обратите внимание, что как раз напротив камней гора имеет выемки и как бы отодвинута от воды. Здесь еще в XVII веке была каменоломня и мастер Ванька Каменщик отрывал от скалы глыбы, тесал их вместе с товарищами, загружал посредством ваги и веревок на плоты и дощаники и доставлял к Иркутскому острогу для первых каменных строений. В фундаменте Спасской церкви лежат плиты песчаника с Кайской горы. Случалось, и нередко, камни переворачивали плот или дощаник и падали в воду. Поднимать их из воды было невозможно, легче отломать и вытесать новый и на катках с высокого берега спустить на плот. А утонувшие глыбы так и лежат по сей день.Заселялся район Глазково медленно - мешала река Ангара, большая оторванность от города - и не каждый отваживался пускаться в плавание по быстрой и холодной воде. Первые дома глазковские стояли у самого берега, а далее по взгорку шел березняк и сосняк, и от Троицкого перевоза поднималась в гору дорога, что уходила далеко и шла кругом Байкала, да так и называлась Кругобайкальская (ныне Терешковой) - тоже один из давних топонимов района.С установлением постоянной паромной переправы на "самолетах" механика Либгарта район стал заселяться быстрее. В середине XIX века Глазково было в основном дачным местом, и сюда любили наезжать и зимой и летом. Лучшие дачи стояли в сосновом бору над Иркутом, и губернатор Кличка очень любил кататься по зимнему Иркуту в открытом возке вечерами и приказывал освещать себе путь огромными факелами - вдоль реки расставляли бочки со смолой и поджигали. Проделывали это и летом ради фейерверков при ночном катании на лодках.Глазково долго оставалось излюбленным местом отдыха всех иркутян. В летописи за 1907 год (и это несмотря ни на какие революции) сообщается, что "в июне и в июле между рощей "Звездочка" и парком "Царь-девица" рейсировали (так в летописи) катера "Ермак", "Иркут", "Байкалец", "Смелый", "Иоанн", а так же, что на катерах всегда музыка, но вот при возвращении давка".18 мая 1908 года, видя такую приверженность иркутян к Глазково, в местечке "Царь-девица" открыли ресторан и разбили газоны, аллеи и клумбы - настоящий сад. Откуда название "Звездочка", мы еще подумаем, а откуда "Царь-девица", нам известно доподлинно от частного книгоиздателя М. Е. Стаж, который тоже проживал в Глазково и основал издательство "Ирисы". Так вот, в своих летописях Михаил Евстигнеевич передает следующее. От церкви Троицкой ходил паром-самолет и троицкий взвоз выходил прямо на Кругобайкальскую улицу. А далее дорога шла на Кузьмиху (район студгородка), а там, по выезде из города, располагалась кузня и усадьба кузнеца Тихона: перед дальней дорогой и по возвращении от Байкала осмотреть гужи и ободы у телег, а также подковы коней самое время. Жил Тихон не бедно - работы хватало, да вот не дал ему бог сыновей, а потому в подручных у него ходила его восемнадцатилетняя дочь, Маша, кажется. Не слабая, знать, была девушка и однажды, когда отец уехал в город, грабители решили поживиться за счет кузнеца и один за другом полезли в боковое оконце. Маша не растерялась, взяла привычной ухваткой молот и, как только в оконце просовывалась голова, она слегка опускала молот на беспутное темя. И тут же втаскивала обмягшего грабителя. Так и порешила всех пятерых, за что и получила прозвание Царь-девицы. Имя закрепилось за местом, где стоял когда-то дом кузнеца.Кроме Кругобайкальской была еще одна дорога, еще один взвоз на Смоленщину и Синюшину гору. Он так и назывался Кайский взвоз, а впоследствии стал Понтонной улицей, и уже после революции переименован в улицу Маяковского. К слову сказать, бывшее Глазковское предместье по воле городских чиновников, не лишенных вкуса и любви к отечественной литературе, еще до революции стало одним из самых "литературных" - улицы Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Гоголя, Тургенева получили свое название еще до революции.В 1891 году летом бывшее Глазковское предместье с основной частью города, с его центром, связал понтонный мост. Разговор о постоянной переправе шел давно, поскольку переезд на паромах был во многом неудобен - много уходило времени, в торговые и праздничные дни скапливалось на берегу много подвод и народа, да и само путешествие на пароме не всегда было безопасным - были случаи, когда паром отрывало и уносило аж за Вознесенский монастырь, до деревни Боково. Редко работала переправа ночью. И вот, наконец, вопрос был решен и наплавной мост соединил берега Ангары, заречный пригород с самим городом.Торжество открытия пришлось на середину лета и приурочено было к приезду цесаревича Николая в Иркутск. Будущий император Николай II - первый и единственный из правящих особ, кто проехал всю империю из конца в конец, от Тихого океана до Балтики. Это было почти мистически прощальное путешествие представителя дома Романовых по российским владениям.Цесаревич Николай, совершив кругосветное путешествие, высадился на восточной берегу России и завершал путешествие сухопутным путем. В Иркутске он пробыл несколько дней и открыл понтонную переправу через Ангару, разрезав ленту. Понтон по этому случаю был украшен гирляндами зелени, вензелями, флагами - традиционное украшение при всяких торжествах.Несмотря на удивительную ауру глазковской земли и на оторванность от города, народ в Глазково всегда оставался набожным и душевные воздаяния Творцу всегда оставались первейшей потребностью зареченских жителей.27 апреля 1858 года в Глазково заложили каменную церковь во имя святого чудотворца Николая Архиепископа Мирликийского и во имя Иннокентия - первого епископа Иркутского и прозывалась церковь Николо-Иннокентьевской. Средства на строительство церкви дал староста Троицкой церкви Я. С. Малков и, как передает летопись тех лет, божественная литургия и крестный ход к месту закладки совершены по положенному чину, а по окончании закладки Малков пригласил всех к себе на обед, в домик недалеко от будущей церкви, а присутствующей публике были устроены на ближней поляне столы и скамьи, и хозяин с хозяйкой всех угощали радушно. Церковь возвели всего за полтора года и уже в сентябре 1859 года она была освящена. Конечно, торжественная литургия, конечно, опять обед у гостеприимного Я. Малкова, поскольку глазковчане хлебосольны.В июле 1887 года, в ограде Глазковской церкви похоронили Ник. Гавр. Тюменцева, бывшего редактора "Сибири". Речь на его могиле сказал В. И. Вагин, историк, общественный деятель, областник.В июле 1888 года россияне отмечали 900-летие крещения Руси и это событие широко праздновалось в Иркутске. Отслужили торжественные литургии в кафедральном соборе, на улицах стояли войска и играла музыка, исполняя гимн "Коль славен". Святили воду Ангары и салютовали из орудий, а потом два крестных хода направились в отдаленные предместья - один в Знаменское, а второй, под предводительством самого преосвященного Вениамина, в Глазково. Весь крестный ход перевезли на пароме и в предместье освятили закладку приходского училища, пел хор, и над Ангарою плыл звон со всех колоколен города и, само собой, так же и с колокольни глазковской Николо-Иннокентьевской.В октябре 1910 года в Глазково, а именно на перекрестке улиц Александровской и Понтонной, отвели место для армяно-григорианской церкви, а в июле 1915 года освятили церковь во имя. Иннокентия при богадельне братства св. Иннокентия. Существовала домашняя церковь и при больнице для хроников (ныне курорт "Ангара").В тревожные и лихие времена многие иркутяне находили спасение и приют в Глазково. Так, при пожаре 1879 года, когда горел чуть ли не весь Иркутск, народ, бросая дома и имущество, переезжал за Ангару и отсюда, с глазковской горы, в ужасе смотрел, как пылают сотни домов города, утопая в море огня и дыма.После пожара многие остались в Глазково -- здесь можно было получить участок и дешевле построиться. Отводили участки и под предприятия частного характера. 12 октября купец. Лаптев получил 9600 кв. сажен земли на правом берегу Иркута на 12 лет, где поставил лесопилку и лесо-склад, а в наше время там располагался мебельный комбинат.28-30 апреля 1905 года прошли торги на отдачу мест в Глазково под застройку жилья между циклодромом и гоголевским училищем. Отведенные участки застраивались быстро, цены на квартиры были высокие. Если до проведения железной дороги Глазково застраивалось медленно, то по проведению дороги застройка шла очень интенсивно. По ноябрьской переписи 1916 года в Глазково числилось: 56 кварталов, 711 отдельных участков, 764 дома и 460 флигелей, из коих 24 каменных и 1173 деревянных, 618 помещений крыто железом, 79 двухэтажных, 2 трехэтажных. В Глазково проживает 5958 человек взрослых и 3378 детей.В 1982 году в Иркутске появляются первые велосипедисты - Мясников, Яковлев, Попов - все купеческие фамилии, и уже в мае того же года городское общество отводит обществу велосипедистов 13 десятин в березовой роще в Глазково. Полицмейстер запрещает ездить на велосипедах по городу - велосипедисты умудрялись сбивать лошадей. И на циклодроме, на Кайское горе создают целый спортивный городок - там и беговые дорожки, и гигантские шаги для детей, и крокет, и кегли, и даже детские велосипеды. Уже в сентябре город видит первые гонки. Так что, профессиональный спорт в городе начинался с Глазково.Циклодром очень понравился иркутянам и решено было все праздники проводить там. В 1894 году пожарные города со знаменем отправились за циклодром, в Глазково, где состоялось гуляние и угощение нижних чинов. Более того - на циклодроме выстроили летний театр и летом 1896 года там музицировало трио: Медпин - флейта, Мошневич - виолончель, Гершевич - кларнет. А в дни коронации того же года на Ангаре и Иркуте пускали фейерверки, зажигали смоляные бочки, поднимали воздушные шары. А двумя месяцами раньше, намереваясь поспеть в Москву к торжественным событиям возложения короны на голову цесаревича Николая, что пять лет назад гостил в Иркутске, отсюда, с циклодрома, из солнечного Глазково, два велосипедиста Алфимов и Распопин на велосипедах покатили в Москву - в моду входили кругосветные странствия.В 1900 году на циклодроме проводились первые женские соревнования-гонки и соревновались две родные сестры и старшая обошла младшую. Спорт становился семейным делом.Газета "Восточное обозрение" N 149 за 1899 год сообщает: "В настоящее время на улицах города можно видеть автомобиль, привезенный г. Яковлевым из Франции... Отапливается бензином. Лошади относятся к автомобилю совсем равнодушно.Автомобиль будет на днях на циклодроме, где желающие за небольшую плату с благотворительной целью могут на нем покататься".На циклодроме уже действовал целый атлетический клуб и руководил им М. Миневский.Глазковское предместье стало быстро развиваться, когда в Иркутск пришла железная дорога. Протяженность сибирской трассы по проекту простиралась за 6500 верст, стоимость дороги оценивалась в 350 млн. рублей серебром. Строилась дорога только силами и средствами России. Когда историки пишут, что дорога строилась в основном лопатой, кувалдой и тачкой, они сильно лукавят. На строительстве сибирской дороги применялось много техники - локомобили, экскаваторы, дробилки, бетономешалки, разборные ангары, подъемные краны, дизельные лебедки, дрезины, хотя вместе с тем было много тяжелого ручного труда.Первая экспедиция по изысканию трассы дороги прибыла в Иркутск в июне 1889 года. Возглавлял ее О. П. Вяземский, будущий начальник строительства. В городе долго судили и рядили, где проложить дорогу. Предлагали через мост, там, где стояли Московские ворота, предлагали в обход города вывести рельсы прямо на Каю, вокзал хотели ставить на месте военного городка, прямо на болоте. Много чего думали, но решили проложить линию по левому берегу Ангары прямо до Байкала, а там переправой на пароходах-паромах до Мысовой. Строительство откладывали, на 25 лет. Но все менялось в одночасье. Пока ждали окончательного решения, в Глазково прибывали моряки и рабочие, уже где-то из Англии шли морем первые детали ледоколов и, наконец, решили окончательно дорогу вести до истоков Ангары, Кругобайкальскую строить, и 15 июня 1896 года заложили фундамент вокзала на берегу Ангары. Началось отчуждение земли для дороги. Глазковчане, владельцы домов и участков, расположенных по берегу, ломили страшные цены, члены комиссии хватались за голову, но, придя в себя, урезали цены вдвое.Того же года, 27 июля, рельсы дотянули до Иркута и в Скит пришел первый поезд. 3 августа укладывали рельсы в самом Глазково, 4-го уже у вокзала, 5-го провели испытание моста через Иркут и весь город уже слышал свистки паровозов.16 августа 1898 года в Иркутск пришел первый поезд. Нескончаемые толпы встречающих стояли от самого Иркута до вокзала. Сам вокзал, водонапорная башня, мастерские, дровяные склады, товарные пакгаузы, вспомогательные службы - все было размещено в прибрежной полосе на территории Глазковского предместья.Первую очередь иркутского вокзала построили к приходу первого поезда в 1895 году - здание было одноэтажным, с одной башенкой, платформой. В 1905-1907 годах вокзал расширили и он приобрел во многом нынешний вид. Проектировал и строил архитектор Коляновский. Здесь находились торговые лавки, трактир, ресторан, на привокзальной площади имели стоянку городские извозчики. Первым крупным предприятием района явилось вагонное депо. С 1908 года начал курсировать сибирский курьерский поезд Петербург-Иркутск.Еще в 1901 году над Иркутом в сосновом бору на средства Медведниковых построили 1 лечебный корпус (ныне курорт "Ангара"). Спустя совсем немного времени здесь, в Глазково, напротив двухэтажного каменного лечебного корпуса - его строил архитектор Кузнецов - был возведен целый переселенческий городок - переселенка. Жилые корпуса, баня, амбулатория, столовая, канцелярия - тысячи крестьян прошли через переселенку, направляясь на новые земли, в необжитые места. По окончании переселенческой эпопеи в городке размещался стрелковый полк.В феврале 1896 года бывшая иркутянка, проживающая в Москве, миллионерша Медведникова, пожертвовала для устройства больницы 600 тысяч рублей и больницу решено было строить в сосновой роще на Кайской горе.14 января 1901 года освятили закладку нового здания - строить взялись Курбатов и Русанов и стоило здание 140 тысяч рублей. Возводили его по проекту Кузнецова. Ныне это курорт "Ангара".Напротив больницы, в 1906 году начала действовать переселенка. Во времена русско-японской войны Глазково являлось чуть ли не самым оживленным местом Иркутска. Отсюда отправлялись на Восток войска и грузы, сюда прибывали раненые, здесь давали прощальные обеды и обеты.19 августа 1904 года в Иркутске открыли первый госпиталь на даче "Луна", в Глазково. Там же, в Глазково, открыли первый лазарет в доме Гордеева. 14 марта 1905 года открыли при вокзале чайную Красного Креста, где, кроме чая, раненым выдавались и порции обедов.15 марта того же года под госпитали выделили 40 тыс. кв. десятин на Кайской горе и за Иркутом. Госпиталь размещали в палатках, обогреваемый железными печками. Да вот беда, 15 сентября, осенью, ураган огромной силы разметал госпитально-шатровый городок за Иркутом.В годы гражданской войны много событий пережило Глазково. Видели жители предместья и японских солдат, и отряды каппелевцев. Каппелевцы - это основная часть отступающей Белой армии, которая зимой, в сибирские морозы прошла весь путь пешком от Красноярска до Читы -три тысячи верст. Это было огромное, полное трагического напряжения явление, еще неописанное с достаточной полнотой в нашей литературе. Все, кто пешком, в санях, увозя свои семьи, оружие, раненых, перешел Байкал - были награждены орденом "За ледовый поход". Генералы, которые возглавляли Белую армию, были очень молоды - Каппелю двадцать восемь лет, и он двигался вместе с солдатами, не садясь в возок или сани. Лебедеву - двадцать шесть лет, генералу Семенову - тридцать. Александру Васильевичу Колчаку - главнокомандующему всей сибирской армией - было сорок восемь. В январе 1920 года он был арестован местным Политцентром (меньшевики) и 7 марта расстрелян без суда, как и водится при всяком беззаконии, "руководствуясь революционным сознанием".Много грустного и печального знаем мы о разных войнах и революциях и потому только два-три факта о мерзостях, что видели сами глазковчане.В декабре 1917 года город обстреливают из орудий. Они стоят на горе над вокзалом и снаряды летят наугад. В городе паника, жители бегут в то же Глазково - там меньше стреляют, но на понтоне и красные, и белые всех обыскивают, грозя столкнуть в воду.28 июня 1918 года на площади у вокзала, в своей лавочке неизвестными был убит Тихон Дмитриевич Хахаев, хорошо известный как издатель открыток с видами Восточной Сибири и Иркутска. Его открытки продавались во многих киосках города.3 августа того же года в роще "Царь-девица", где чуть ли не весь город веселился и отдыхал, повесили комиссара Постоловского, совсем еще молодого человека. Вешали его без суда, сильно избитого. Он долго хватался ногами за березу, на которой висел, но солдаты сбивали ноги прикладом.Когда летом 1919 года чехи покидали Иркутск, то обещали многим женщинам, своим подружкам, взять их с собой. Например, 20 июля женщин к поезду пришло много и им выделили два вагона и прицепили к поезду. Все деньги и украшения женщины для лучшей сохранности отдали своим покровителям. Поезд тронулся, а два последних вагона остались. Не вздыхайте, глазковчаночки, по интеллигентной Европе - она не стоит того.4 августа того же года в ресторане вокзала давали роскошный обед японцам, которые брали под свою защиту сибирскую железную дорогу.По окончании войны рабочие вагонного глазковского депо восстанавливали вагонный парк и паровозы, сильно пострадавшие во время военных действий. Рабочие депо организовали первый духовой оркестр железнодорожников, открыли школу журналистов-рабкоров, участвовали в борьбе с бандами преступников и грабителей, которых развелось довольно много.22 августа от ж. д. вокзала отошел первый агитпоезд агитировать за новую жизнь, в нем ехала певчая капелла, везли библиотеку, фотографа, санитарную выставку, но в это же время глазковская роща у циклодрома вырубалась на дрова.В Глазковском предместье долгое время, еще с 1910-х годов, жил и работал первый и единственный частный книгоиздатель Михаил Евстигнеевич Стож. Он работал в депо, выпускал "Спутники пассажира", сборники, посвященные истории Сибири, сборники стихов и песен, посвященных Байкалу, произведения иркутских литераторов. Интересно, что самый "литературный" район городаГлазковское предместье - может гордиться тем, что несколько бывших рабочих и просто жителей Глазково стали известными писателями и поэтами - Иван Молчанов-Сибирский, Константин Золотовский, Михаил Скуратов. Все это гпазковс-кая молодежь 20-30-х годов.В 1932 году начинается строительство постоянного моста через Ангару. Городок строителей располагается опять же в Глазково, у сада Парижской коммуны и на месте бывшей мебельной фабрики "Байкал". Мост - железобетонный монолит длиной 1245 метров, шириной 18 метров, стоимостью в 43 миллиона рублей возвели за четыре года при тогдашней не ахти какой технике - дробилки, бетономешалки, канатная дорога. В тело моста уложили 45 тысяч тонн бетона, на сооружение его деревянной формы - он отливался целиком - ушло 68 тысяч кубометров леса. Такого размаха стройки Иркутск не знал до той поры. В те же годы, одновременно со строительством моста, в Иркутске впервые был возведен целый жилой комплекс из почти полутора десятков двух- и одноэтажных шлакобетонных домов - ИТР-городок. ИТР-городок заселен в 1935 году, мост для движения открыт в 1936 году. За четыре года стройки на мосту, в воде или в кессонах, куда не раз прорывалась вода, не погиб ни один человек.Во время войны все воинские формирования, вся техника отбывали из района Глазково, с железнодорожного вокзала. Это стоило много усилий и бессонных ночей глазковчанам.Вагонное депо производило наравне с обычной продукцией стволы и лафеты для минометов, стабилизаторы к авиационным бомбам. На курорте "Ангара", тогда ФТИ, в школе N 80 располагались военные госпитали. В ФТИ - госпиталь 934, в основном лечили летчиков и танкистов, вывезенных после боев под Москвой зимой 1941 года. Дети детсадика N 12, что был рядом, в ИТР-городке, часто навещали раненых, пели им песни, весной приносили цветы, поздравляли в праздники.Жители Глазково собирали деньги на строительство танковой колонны "Иркутский железнодорожник". Именно танки этой колонны первыми вошли в Берлин в апреле 1945 года с юго-западного направления.В 1947 году в Иркутске пошел первый трамвай, и строили его в основном путейцы железной дороги, рабочие депо, а сам трамвайный парк располагался на территории депо, и по утрам вагоны выходили из ворот депо прямо на привокзальную улицу.Строительство Иркутской ГЭС, которая относилась территориально к бывшему Глазковскому предместью, началось в 1950 году. В тело плотины уложили 12 млн. кубометров бетона и гравия, плотина протянулась от берега до берега на 2500 метров, уровень воды был поднят на высоту тридцати метров. Первый агрегат ГЭС дал ток в декабре 1956 года. Четыре человека за строительство удостоены звания Героев Труда, 353 награжденных орденами и медалями, 149 человек навечно занесены на мраморную мемориальную доску, укрепленную на здании ГЭС.С любовью к Глазково и уважением к гпазковцам,

Иван КОЗЛОВ, писатель-историк, коренной житель Глазково, Александр ПАНОВ, депутат Иркутской городской Думы от Глазково.




Из воспоминаний Н. Ф. Салацкого, бывшего председателя Иркутского горисполкома.
Когда главные работы на строительстве гидростанции - были закончены, в ноябре 1957 года я был избран первым секретарем Свердловского РК КПСС. Райком размещался тогда в небольшом полуподвальном помещении по ул. Румянцева.В начале 1959 года было закончено строительство нового уютного здания РК КПСС на ул. Чайковского.Главной заботой райкома было улучшение капитального строительства. В то время, помимо строительства Иркутской ГЭС, в районе строился масложиркомбинат, первый в городе завод сборного железобетона, мощностью 30 тыс. куб. в год в Мельникове, его своевременному вводу придавалось самое большое и первоочередное внимание. Строился хладокомбинат и фабрика мороженого, железнодорожные пути к металбазе и хладокомбина ту, учебные корпуса и общежития политехнического института, создавалась база дня строительства научных корпусов ФАН, а самое главное - было принято решение значительно увеличить объемы жилищного строительства и объектов соц-культбыта.В 195S-1960 годах в районе улиц 2-й Железнодорожной и Боткина на месте, где стояли многочисленные бараки строителей первого моста через Ангару, успешно застраивался квартал с многоэтажными кирпичными домами.В 1960 году по нашей инициативе было начато строительство второго маршрута трамвая от вокзала до политехнического института. Генеральным подрядчиком был мостоотряд N 2 треста "Вотс-сибтрансстрой" - начальник Иван Васильевич Голубев. Но практически в строительстве трамвайной линии принимали самое активное участие все коллективы района, они выделяли людей, автотранспорт. Особенно активно работал политехнический институт, его студенты.С наступлением весны 1958 года райком партии и райисполком уделяли большое внимание благоустройству, озеленению района и улучшению его санитарного состояния. Были бпагоустроены, заасфальтированы и озеленены улицы Круто-байкальская (Терешковой), Чайковского, Маяковского, Гоголя, Профсоюзная, Иркутная и ряд других, построена улица Лермонтова в районе политехнического института, приведены в образцовый порядок Детский парк и сад Парижской коммуны.Все подсобные работы, связанные с подготовкой полотна дорог и тротуаров к асфальтированию, выполнялись, как правило, на общественных началах.Летом 1959-1960 годов, особенно в мае и июне, ежедневно работало с утра до вечера ЗОО^КЮ жителей района, что называется, и стар, и млад. Район был чистым и нарядным, настроение у людей - приподнятое.В те годы в Свердловском районе на газонах, в палисадниках и на территориях промышленных предприятий, в скверах высаживалось много цветов, причем лучших сортов. Везде и всюду была идеальная чистота и уют, все это радовало глаз и создавало хороший трудовой настрой. Коллективы промышленных предприятий и строительных организаций, как правило, успешно справлялись с планом. Район из отстающих вышел в передовые, в 1959-1960 годах он неизменно занимал первое место в городе.Особенно большие работы были проведены по реконструкции привокзальной площади. Старожилы помнят, что до 1963 года на привокзальной площади находилось старое каменное здание, используемое под багажное отделение. И, как таковой, привокзальной площади-то и не было. Трамвайные пути проходили всего в трех метрах от узеньких тротуаров и здания вокзала. Однажды весной 1963 года мы обошли вокзал, осмотрели его хозяйство, все выглядело неприглядно, неряшливо. Стали советоваться, решили: будем делать реконструкцию площади. Надо будет снести этот багажник, часть горы, устроить подпорную стенку, отнести к ней трамвайные пути. Построим пригородный павильон с подземным переходом к поездам, сделаем металлическую ограду от вагонного депо до Ангарского моста. Так и начались работы по реконструкции вокзала, его площади и привокзальной улицы. Проекты, как говорят, сходу создал проектный институт.Всего три-четыре месяца понадобилось, чтобы Иркутский железнодорожный вокзал, привокзальная площадь и примыкающая улица коренным образом преобразились. Был выполнен огромный объем работ.Три года я работал первым секретарем Свердловского райкома партии, сроднился с его людьми, приобрел много друзей и единомышленников, стремился решить проблемы района, сделать жизнь людей благополучнее и счастливей.Из книги Н. Ф. Салацкого "О былом как было".

Газета "Глазковский житель" Использована картина Регины Присяжниковой "Вечернее Глазково"

живопись, память, иркутск, искусство, история, Россия

Previous post Next post
Up