Оказались сегодня неподалеку от Бутовского полигона, печально известного тем, что в 30х годах прошлого века тут расстреляли около 21 тысячи человек. Рядом с полигоном, огороженным высоким забором с колючкой, находится недавно построенная церковь Новомучеников и Исповедников Российских. Очень красивая и светлая. А внутри есть что-то вроде музея, с личными вещами погибших - одеждой, письмами и фотографиями.
Бабушка мне как-то рассказывала, как после революции их семью раскулачили и они были вынуждены скрываться от гонений в соседних деревнях у дальних родственников. Жили исключительно тем, что удавалось найти в лесу. Прадед, лишенный возможности кормить большую семью, подался в Москву строителем и через какое-то время получил комнату в бараке. Со временем к нему переехали жена с детьми и они уже вместе пытались выжить на те крохи, которые он зарабатывал. Унизительнее всего было вести себя так, словно ты действительно веришь в социалистические идеалы и в ту власть, которая до этого тебя унизила и чуть было не расплющила на смерть. Этот дуализм, это умение жить двумя жизнями так въелось в сознание, что бабуля моя, немало потерпевшая от коммунистов в детстве и молодости, сейчас искренне радуется, отмечая очередную годовщину революции. :)
Мы правда от своих терпеливых предков мало чем отличаемся в лучшую сторону, к сожалению. Перед лицом опасности мы не объединяемся и не приходим друг к другу на помощь, а надеемся каждый на себя.
Даже если нас снова начнут стрелять, все будет тихо и чинно. Даже если стреляющий будет всего один, он будет приходить забирать нас по-одиночке, а остальные будут смотреть на это полными ужаса глазами и ровным счетом ничего не делать, пока не придет их черед. Точно также сбившиеся в стадо бараны равнодушно смотрят, как перерезают горло кому-то из них, и не убегают, хотя имеют возможность избежать смерти.
Не питаю никаких иллюзий относительно будущего - подавляющее большинство все совершенно устраивает, и попытки расшевелить это разлагающееся болото заранее обречены на неудачу. Зачем рисковать своей жизнью и идти в атаку, если любой деревенский с удовольствием ткнет потом в тебя палкой, назовет болотным, да и просто поглумится в своей уютной жежешечке? По-моему гораздо справедливее сесть безразличным на шею и указывать им путь в бесконечном разнообразии материальных ценностей.
Недалеко от полигона находятся дачи бывших нквдшников, а за ними - Расторгуево с его вековечными бараками и их обитателями.
Смотрю я на это все и понимаю, насколько далеко мы оторвались от земли, и насколько мы чужды ей.