Не так давно в Эрмитаже открылась выставка Яна Фабра "Рыцарь отчаяния, Воин красоты". Это событие вызвало весьма неоднозначную реакцию, чтобы понять почему, можно, например, вспомнить, что первая его выставка состояла из картин, написанных кровью. Или сказать, что очень многие из его работ покрыты панцирями жуков. Настоящими хитиновыми панцирями ползучих насекомых, которых многие из нас так боятся. А еще у него есть серия работ из чучел собак и кошек, подвешенных за шкуру на крюки. Передернуло? Прониклись? Да, эпатаж его не знает границ, и публика возмутилась. В Эрмитаж полетели письма с требованием закрыть это безобразие.
И тогда родилась идея: показать, что страшные противоречивые экспонаты - неоттъемлемая часть существования музея, созданного как универсальная энциклопедическая коллекция. Для этого научно-просветительский отдел Эрмитажа разработал экскурсию "Страхи и фобии Эрмитажа", в рамках которой посетителям убедительно доказывают, что нет искусства без темы страха и тлена, и нет исторической науки без прикосновения к смерти.
Первая часть экскурсии посвящена археологии, она невероятно захватывает! Признаюсь в стыдном: в Эрмитаж хожу всю жизнь, меня туда еще чуть ли не в пеленках носили, но отдел скифской культуры полностью прошел мимо меня. Сокровища, хранящиеся там с 50-х годов, стали для меня открытием.
Вот например, голова вождя из Пазырыкского кургана.
Когда-то его похоронили с почестями, но злоумышленники пробрались в могилу, чтобы вынести ценности, и разбили мумию. Много столетий спустя курган раскопали советские археологи, которые и привезли голову вождя в Эрмитаж. Некоторые считают, что выставлять человеческие останки неэтично, но как иначе показать жизнь и смерть две с половиной тысячи лет назад? Каждый шрам - след для историка и напоминание о бренности бытия для посетителя.
В той же витрине выставлен кусок его кожи.
Когда экспонат доставили с Алтая на рубеже 1950-х, еще были свежи воспоминания о войне и фашистских концлагерях, где нацисты увлекались использованием человеческой кожи для книжных переплетов и прочих сувениров. Посетители возмущались, как можно такое показывать! Но между фашистом и археологом есть большая разница - археология никого не убивает, имея дело с давно умершими людьми. Более того, ученый-археолог сродни криминалисту, он проливает свет на обстоятельства жизни и смерти, на обычаи, уничтожает мифы о варварстве и рассказывает нам правду о тех, кто жил тысячелетия назад. Возвращаясь к этой коже, скажу - она сама слезла с останков из-за повреждений, нанесенных еще до нашей эры. Ученые подобрали ее, очистили и восстановили рисунок его татуировок.
Однако, о татуировках нам лучше расскажет следующий экспонат.
Это "Андрюша", мумия из 5-го Пазырыского кургана. Его имя неизвестно, но благодаря ему было сделано открытие: если исследовать кожные покровы с помощью инфракрасных лучей, можно восстановить татуаж. С помощью этого метода были исследованы многие останки, и это помогло ученым расшифровать бытовую магию, в которую верили кочевники. Хочешь быть храбрым - набей у сердца хищного барса, нужны крепкие выносливые ноги - наноси на них символы горных баранов и козлов. Просто и эффективно. Еще на Андрюше изучали технику мумифицирования - разрезы на теле, трепанационное отверстие и т.п.
Вот уникальная вещь, которой нигде больше нету - мумифицированная лошадь.
Когда-то ее обрядили в красивую попону, надели ритуальную маску, повели в могилу хозяина и убили 3 ударами в голову. Дырки в черепе отлично видно до сих пор. Климатические условия горного Алтая сохранили останки в целости, немного воображения и, кажется, лошадь сейчас поднимет голову и ускачет вдаль. А рядом - ее ритуальная маска, потрясающе, правда? Рога, украшения, контур терзаюшего ее барса - какая детальность и продуманность, и это у полудиких кочевых племен!
Глиняные маски на верхней части фото сделаны прямо по лицу покойников и снять их, не разрушив, невозможно. Поэтому взвесив все за и против, Эрмитаж решил выставить их как есть - вместе с головами. Снизу более поздние маски, созданные уже по отливке. На этом нехитром контрасте сразу виден скачок техники и искусства.
Некоторые посетители говорят - ваши экспонаты пугают детей. Не смешите мои тапочки. Всех петербургских школьников пятого класса водят в египетский зал в рамках истории древнего мира, и все они обожают мумию жреца Па-ди-иста, никто ее не пугается! На примере таких останков археологи исследуют обычаи племён, давно стертых с лица земли ходом времени. Не показывать такие экспонаты значит лишать человечество прошлого.
Вторая часть экскурсии проходит по более привычным залам живописи, керамики и скульптуры. Здесь нам предложили задуматься на тему вечности, страха смерти и бренности бытия через рассказ о символике голландского натюрморта, гда на самом жизнерадостном полотне с цветами и фруктами, оказывается, можно найти намеки на извечный круг рождения, увядания и гибели. Никогда не присматривалась к полотнам с этой точки зрения, это бездонный океан намеков и знаков! И это мы еще даже не приступали к популярным картинам о святых мучениках, где жестокость просто плещет через край.
И, конечно, удивительная керамика.
Блюдо XVII века, созданное последователем Бернара Палисси. Из-за фотографической точности работ этого скульптура ходили легенды, что он обмазывал глиной настоящих лягушек, змей и рыб и затем делал с них отливки. Не самый обычный декор для общества, в котором дамам принято падать в обморок при виде земноводных! Художник преступил принятые в то время каноны прекрасного, но получился шедевр. Так где грань между красивым и ужасным? Оправданным и своевольным? Приличным и недостойным? Эрмитаж предлагает нам задуматься именно об этом. Приходите и составьте свое собственное мнение.
Впечатления участников акции ищите в инстаграмме по хэштегу #страхиифобииэрмитажа.
За приглашение спасибо любимому сообществу
spbblog, лично
upsya, художнику-фотографу Эрмитажа Юрию Молодковцу и научно-просветительскому отделу Эрмитажа.