Неожиданное появление неопознанных летающих объектов в разных точках планеты повергает мир в трепет. Намерения пришельцев не ясны - вооруженные силы всего мира приведены в полную боевую готовность, а лучшие умы человечества пытаются понять, как разговаривать с непрошенными гостями. Правительство обращается за помощью к лингвисту Луизе Бэнкс и физику Яну Доннели, чтобы предотвратить глобальную катастрофу и найти общий язык с пришельцами. Отныне судьба человечества находится в их руках…
В прокат вышел новый научно-фантастический фильм «Прибытие» (Arrival) канадского режиссера Дени Вильнева. Когда я шла на просмотр, прочитав приведенный выше синопсис, ожидала очередной одноразовый боевичок со спецэффектами, но, как бы невероятно это не звучало, впервые за последние годы упор в слове «научно-фантастический» пришелся на «научно». Фильм снят по мотивам повести Теда Чана «История твоей жизни» (Story of your life), разумеется, в угоду зрелищности сюжет перестроили, добавив динамичности и интриги - политической подоплеки и военных скандалов на грани новой мировой или даже межзвездной войны в литературном источнике нет, но основная линия сохранилась: когда перед человечеством оказывается непознанное, авангард должен состоять из ученых, а не из солдат, иначе возможность контакта будет загублена еще до начала. Потому что протоколы не работают там, где нужна фантазия.
Из зала я вышла с горящими глазами, готовая признать фильм отличным. Потом нашла и прочла повесть, и впечатление смазалось, как ни крути, экранизация никогда не сможет заменить текст. Тем более полный элегантных формулировок текст с введением в популярную лингвистику и вариационные принципы физики, уверена, что Азимов и Хайнлайн аплодируют своему молодому последователю. Но хотя книга бесконечно прекрасна, я благодарна создателям фильма за попытку снять что-то новое, без упора на зрелищность, заставляющее поразмыслить о своих страхах и способе общаться с внешним миром.
Советую посмотреть фильм и после прочесть повесть, она недлинная, всего страниц 30. Сделайте это, просто, чтобы оценить, как смещаются акценты в разных видах искусства: в книге упор сделан на то, что строение языка определяет способ мышления, и перестроив одно, можно изменить и второе, а фильм иллюстрирует военно-политическую паранойю во всей красе. Кстати, готовя сценарий, авторы специально изучали настоящие протоколы Пентагона на случай контакта с пришельцами, и это, мягко говоря, не внушает особых надежд на мирное существование с внеземными цивилизациями, ибо друзья воина - неусыпная бдительность и стопроцентная паранойя, а не любопытство и доверие. В целом по сценарию человечество на этом и погорело, потому что мы не умеем играть в игру «с ненулевой суммой», когда, объединившись, все выигрывают, а по отдельности проигрывают. Увы, эволюционно человек заточен под соперничество и конфликты, это мы наблюдаем каждый день в новостях, а менять себя сознательно - мучительно и долго.
Фильм точно понравится тем, кто ходит в кино не за действием, а за толчком к размышлениям. Сюжет здорово закручен, и в чем же дело, становится понятно только в самом конце. Эми Адамс, исполнительница главной роли, сыграла очень выразительно, а ее партнер, Джереми Реннер, отлично оттеняет ее образ, не пытаясь перетянуть лавры на себя.
Не могу не упомянуть композитора - Йохана Йоханнссона, чья музыка завораживает. Да, я знаю, я зануда :) Но для меня саундтрек формирует впечатление не меньше, чем наполовину, и не говорить о нем было бы странно.
Рекомендую.
За приглашение спасибо
spbblog,
zaoblachnaya, знающему о кино все порталу
КИНОАФИША.ИНФО и
кинотеатру Люксор. Кстати, к фуршету компания Пончкофф привезла специальные пончики с символикой языка пришельцев, ням-ням!