Санкт-Петербургская Филармония: каждый раз как первый

May 18, 2016 22:15



Большой зал Филармонии.
Торжественный зал с белыми колоннами, гул собирающейся публики, поиск места с его неизменными «разрешите, пожалуйста, пройти».
Выход оркестра, аплодисменты, взмах дирижерской палочки.
Как много раз это было. И каждый раз все происходит впервые.
Первая мелодия, пока музыка не вовлекла меня в свой танец, обычно проходит немного мимо - я еще нахожусь в земной реальности, разглядываю серьги впереди сидящей дамы и бабочку первой скрипки, и лишь постепенно, нота за нотой, пассаж за пассажем, отправляюсь в полет, следуя путеводной ниточке мелодии среди вспыхивающих перед глазами картин.

Кто-то любит слушать музыку, закрыв глаза, чтобы полностью погрузиться в ее таинство; кто-то - любуясь страстными движениями дирижера; кто-то - разглядывая оркестрантов и размышляя о том, как сложно не заснуть человеку, играющему на треугольнике, в самом деле, когда твоя партия состоит из 3 ударов за первое отделение, очень сложно не выпасть из реальности. И для каждого найдется в БЗФ свое место: первые усядутся за боковыми колоннами, вторые на хорах, а третьи комфортно расположатся в партере. Казалось бы, спасибо архитектору за продуманный план, и даже сложно представить, что это здание изначально вообще не предназначалось для академической музыки, а было построено для Дворянского собрания.

Тем не менее зал для балов и заседаний, официально ставший филармоническим лишь в 1921г., повидал на своем веку немало великих музыкантов - Лист, Шуман, Берлиоз, Вагнер- это лишь малая часть тех, кто искал счастья в императорской России, привозил сюда свои сочинения и искал меценатов среди неприлично богатых русских аристократов.
Здесь выступали Артур Рубинштейн, Владимир Горовиц, Бенджамин Бриттен, Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович; играли Бостонский, Филадельфийский, Кливлендский, Чикагский оркестры, оркестры Берлинской, Венской и Нью-Йоркской филармоний, амстердамский оркестр "Концертгебау". Именно здесь в 1926 году состоялось первое исполнение Первой симфонии Д. Шостаковича, чье имя Петербургская филармония носит и поныне.

В темные блокадные годы жизнь непрактичного академического учреждения, казалось, заглохла: оркестрантов эвакуировали, окна забили светомаскировкой, погасили великолепные хрустальные люстры. Однако Дмитрий Шостакович не переставал думать о любимом городе и написал в 1941г. свою Седьмую симфонию, ставшую потом известной под именем Ленинградской. В марте 1942г. партитура была доставлена в осажденный город. Но кому же играть? Единственный музыкальный коллектив, оставшийся в Ленинграде - оркестр Ленинградского радиокомитета - к тому моменту состоял из 15 полумертвых от голода музыкантов. Дирижер - Карл Элиасберг - собрал всех уцелевших и бросил клич среди фронтовых исполнителей. В день концерта, 9 августа 1942 года, военные устроили предупреждающую атаку, чтобы обезопасить город от налетов во время исполнения. Светомаскировку сорвали, зажгли все люстры - да будет свет в знак нашей непременной будущей победы! Зал был полон. Концерт транслировали по громкоговорителям по всему городу и на линию фронта; в тот день горстке ослабевших голодных людей удалось доказать, что Ленинград стоит и не собирается сдаваться. Фашисты, слышавшие музыку по тут сторону фронта, были поражены и морально подавлены, кто-то из них даже впоследствии разыскал Элиасберга, сказав, что «тогда … мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…» Вот она, великая сила музыки!



Сегодня с неба в БЗФ падают лишь игривые солнечные зайчики, превращающиеся в радужные пятна на паркетном полу и белобоких колоннах, но музыка не теряет от этого свою силу и притягательность. И каждый раз, когда я переступаю порог музыкального зала, я вспоминаю, что жизнь коротка, и лишь искусство вечно, отпускаю внутреннюю суету и расслабляюсь. Жаль только не получается надолго сохранить потом этот мелодичный покой, а как было бы здорово.
Видимо, нужно приходить сюда чаще.
[тайны!]
За стенами парадного зала прячутся артистические, гостиные, лестницы, хранилища. Вот, например, парадные комнаты для солистов и приглашенных звезд:



Инструменты вблизи. Между прочим, в левой части органа можно увидеть маленькую дверку, через которую внутрь попадает мастер-настройщик.



А еще в БЗФ есть своя кондитерская, представляете? Пирожные ну просто ням! И цены, каких уже не встретишь, в кафе для сотрудников кофе с пирожным обойдутся рублей в 100. Приятный маленький сюрприз :)

музыка, spbblog, концерт

Previous post Next post
Up