Сегодня я внезапно для самой себя попала в
библиотеку имени Лермонтова, что на Литейном, на лекцию от краеведческого проекта
«Trip Fiction» - «Неслучившийся город». Затронули 3 темы:
1. Петербургский "Манхэттен" на острове Голодай;
2. план Леонтия Бенуа по переустройству исторической части города;
3. проект переноса центра Ленинграда в район Московского проспекта.
Эти три амбициозных архитектурных проекта объединены общей судьбой - по разным причинам они так и не были реализованы, но их масштабность, и в чем-то даже утопичность, впечатляют. Сегодня я хочу рассказать о первом из них.
Итак, есть в городе Петербурге остров Декабристов, но так его назвали лишь в 1926г., а до того он загадочно именовался "остров Голодай". Вариантов происхождения этого названия несколько - то ли от имени англичанина Голлидэя, то ли от шведского слова «халауа», что значит "ива", то ли от английского же слова "holiday" (праздник), но так или иначе, русифицированная версия Голодай соответствовала правде куда больше: местность постоянно заливало наводнениями, вокруг сплощные кладбища, да и не жил там никто, кроме "асоциальных элементов", как мы бы сейчас выразились. И вот в этом прелестном местечке в 1898 году некто господит Шапит приобретает 250 гектаров земли, чтобы построить на них "Новый Петербург", утопающий в зелени город-сад из более чем 600 домов, как для рабочих (с отдельными 2-3-х комнатными квартирами), так и для более состоятельных людей. Для этой цели он организует акционерное общество «Новый Петербург», которое, однако, не вызвало большего доверия у "потенциальных инвесторов", если вновь обратиться к современной терминологии, и довольно быстро вылетело в трубу, успев построить лишь стены одного четырехэтажного дома (современный адрес: пер. Каховского, 10) за авторством архитектора В. Ф. Розинского.
Казалось бы, идея канула в Лету, однако в 1910 году она получает неожиданное продолжение. В город на Неве прибывает Рикардо Гуалино, итальянский «рыцарь промышленности с поэтическим уклоном», миллионер и вообще легендарная личность, достойная отдельного рассказа. Итак,
приехав в Петербург, Гуалино узнал, что на одном из островов Петербурга есть обширный участок незастроенной земли. Предпринимательская жилка быстро подсказала ему, как надо действовать, и к 1911 году он создал в Лондоне акционерную компанию «St. Petersburg Land and Mortrage C°», выкупил Голодай у обанкротившегося Шапита, с блеском провел рекламную кампанию в газете Times, и вскоре приступил к застройке. Проект был поручен двум маститым архитекторам того времени - Ивану Фомину и Федору Лидвалю. Фомин представлял неоклассицизм, а Лидваль - северный модерн, так что проект обещал быть нестандартным и интересным.
Три луча - Железноводская улица, нынешний переулок Каховского и третий - не проложенный - должны были сходиться на площади, образованной двумя полукруглыми зданиями с мощными колоннами и арками. Со стороны центра въезд в новый город обрамляли «пропилеи» - два здания с галереями-колоннадами, заканчивающимися павильонами с куполами.
проект Фомина-Лидваля
Увы, как это часто бывает с хорошими задумками, в ход истории вмешалась, простите за каламбур, история. Ввод в строй первой очереди «Нового Петербурга» планировался на лето 1914 года, однако, как вы знаете, началась Первая мировая война... В тех зданиях, что успели построить, расположился военный госпиталь, вкладчикам стало не до инвестиций, а после и вовсе случилась революция, так что разорившийся Гуалино едва успел унести ноги из ставшей столь негостепримной России.
Вот и все, что досталось нам, потомкам, от грандиозного проекта:
Арх. Лидваль. Дома-пропилеи на Железноводской улице
Арх. Лидваль. Дом 2 по переулку Каховского
Арх. Фомин. Дом 10 по переулку Каховского
Федор Лидваль после революции эмигрировал на родину предков, в Швецию, а самый удачливый из участников проекта, Иван Фомин, стал видным советским архитектором, родоначальником «сталинского ампира».
Вот такая вот утопическая идея, так и не обретшая материального воплощения. Воистину, не смешите богов планами...
Зы: кстати, проект города-сада напомнил мне проект строительства Тель-Авива, о котором я писала
по следам выставки в Главном штабе.