Выставка "Дмитрий Пригов. В диалоге с авангардом" в Мраморном дворце

Nov 02, 2015 00:01

На прошлой неделе в Мраморном дворце открылась выставка нашего современника, русского художника-концептуалиста Дмитрия Александровича Пригова. Событие приурочено к его 75-летию. Здесь представлено более двух сотен работ художника с 1970-х по 2000-е годы, собранных из коллекций Эрмитажа, Фонда Пригова и Русского музея.


Д.А. Пригов родился в 1940 году в Москве, отец был инженером, а мать - пианисткой. Закончил Московское высшее художественно-промышленное училище им. Строганова по специальности "скульптор", но прославился как художник и поэт. В 1986г. из-за несоответствующего линии партии перформанса «Обращение к гражданам» (раздавал прохожим стихи) попал в психушку на принудительное лечение, но за этим последовал массовый протест советстских дейтелей культуры, и через некоторое время Пригова освободили.



(Пригов - справа)

В 1987г. работы Пригова были впервые представлены в СССР в рамках проектов «Неофициальное искусство» и «Современное искусство», а уже в 1988 году была организована первая его персональная выставка в США. Впоследствии его работы многократно выставлялись в России, Германии, Венгрии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Австрии и других странах.
Написал более 35 тысяч стихов, вот это плодовитый автор!
Умер в 2007г.

Прежде чем смотреть на работы, попробуем определиться в терминах.
Дмитрий Пригов - один из основателей и идеологов русского концептуального искусства, или, в определении арт-критика и философа Бориса Гройса, "московского романтического концептуализма". Концептуализм - это направление в искусстве, придающее приоритетное значение не качеству исполнения произведения, а смысловой оснащенности и новизне его концепции, или концепта. Говоря по-простому, цель искусства - в передаче идеи. Таким образом, концептуальное искусство обращается не к эмоциональному восприятию, а к интеллектуальному осмыслению увиденного.
Изобретение самого термина «концептуальное искусство» приписывают американскому философу и музыканту Генри Флинту, поскольку именно так называлось его эссе 1961г. Это движение оформилось в 1960-х, а в 1970г. состоялась первая выставка концептуального искусства в Нью-Йоркском культурном центре. Существует также полушуточное, но весьма образное определение концептуализма от художника Ильи Кабакова: "Художник начинает мазать не по холсту, а по зрителю".
Итак, запоминаем: в концептуализме задача художника заставить своего зрителя остановиться перед картиной и задуматься. Поэтому не ищите в подобных работах понятной красоты классического искусства, а ждите ребусов, намеков, крючков и вопросов без ответов.

Вот как поясняют свой замысел организаторы выставки: «Современное отечественное искусство во многом сформировано отношением к феномену русского авангарда, и Пригов в этом контексте - одна из главных фигур. Авангард как объект исторической рефлексии, опыт личного переживания, повод для истолкований и комментариев: все это можно найти в его творчестве.»
В первой части экспозиции акцент сделан на взаимодействии Дмитрия Пригова с «Черным квадратом» Казимира Малевича, который когда-то одним из первых задумался о ключевых для концептуализма понятиях «пустоты», «ничто» и т.п.




"Эскиз к инсталляции"



Особый раздел выставки составляют произведения из цикла «Рисунки на репродукциях», где имена художников авангарда соединены с классическими произведениями русских пейзажистов XIX века.


Цикл работ Пригова под общим названием "Бестиарий", в котором он изобразил известных людей в образе мифологических чудовищ.

 

"Скважины"




Вот такой мир загадок, ответы на которые каждый ищет в своей душе.

Выставка будет открыта в Мраморном дворце до 16 ноября 2015.

За приглашение спасибо spbblog.

русский музей, выставка, авангард, живопись, spbblog

Previous post Next post
Up