«Караван-сарай», художник - Тимур Аканаев
Посмотри, караван в бытие к нам ведут,
Как шагают свободно, без тягостных пут!
Им, идущим, неведомы наши заботы,
Посему так беспечно идут и идут...
Омар Хайям
Зашли с подругой на фестиваль «Императорские сады России» в Михайловском саду, в этом году фестиваль посвящен Шелковому пути. Погода подпортила впечатление, мы продрогли, а это состояние отнюдь не самое подходящее для впитывания красот, поэтому особого эстетического восторга я не испытала, но верблюды и караваны освежили детские воспоминания о бескрайности пустыни, завывании сирокко, бездонности звездного неба… Поэтому не буду мучать вас фотографиями композиций, их и так полон инстаграм, а расскажу лучше сказкунемного о Шелковом пути.
Великий Шелковый путь появился во II веке до нашей эры и связывал Китай со средиземноморским регионом. Начинаясь в Сиане, он шел в Дуньхуан, где раздваивался на северную и южную ветви: первая вела через Памир в Ферган и нынешние казахские степи, а вторая уходила через Индию и Ближний Восток к Средиземному морю. Северная дорога появилась раньше и служила для торговли шелком в обмен на ферганских скакунов, но в начале нашей эры восстания местных племен нарушили сообщение, маршрут был закрыт, и караваны пошли по южной ветке. В разные годы локальные войны заставляли купцов искать новые пути и обходы, и в итоге родилась целая сеть караванных путей, показанная на карте.
Основной функцией Шелкового пути была, конечно, торговля: Китай продавал шелк, фарфор, чай, рис, косметику, посуду, пряности и т.д., а покупал коней, оружие, драгоценные камни, золото, серебро, хлопчатобумажные ткани, фрукты, собак, овец, слоновую кость и многое-многое другое. Однако, вместе с товарами неизбежно распространялись и нематериальные, так сказать, активы - религиозные верования, искусство, технологии. Из Кушанского царства распространился буддизм, из Персии - зороастризм, затем пронеслись вихри христианства и ислама. Искусство танца, музыка, актерское мастерство - все, что услаждает чувство прекрасного, распространялось по Пути, изменяя сознание народов.
образец шелка династии Хань
Именно по Шелковому пути пришли в Европу порох, бумага, компас и книгопечатание. Вот, что пишут историки:
- Магнитное приспособление для определения сторон света в дневное время суток впервые упоминается в китайской книге 1044 года.
- Различные способы изготовления пороха с содержанием селитры были описаны в военном трактате 1044г. «У-цзин цзун-яо».
- Изобретение бумаги приписывается Цай Луню, придворному чиновнику династии Хань, который ок. 105 г. изготовил лист бумаги из волокон шелковичного дерева и отходов производства пеньки, однако археологи нашли в окрестностях Дуньхуана фрагменты бумаги, датированные 8 г. н. э.
- Техника печатания деревянных гравюр была известна в Китае с IX века, техника печати изображений на ткани - с III века. По сообщению Шэнь Ко, начало книгопечатанию положил обычный ремесленник Би Шэн, который ввёл в употребление подвижные литеры из обожжённой глины уже в XI веке.
А помимо ценностей и знаний по дорогам шли люди. Скифы, сарматы, гунны, авары, болгары, мадьяры, печенеги… Бесконечная река племен, традиций, убеждений, характеров смешивалась, бурлила, вспыхивала конфликтами либо, наоборот, порождала дружбу и сплачивала народы и государства.
«Яки», художник - В.Верещагин
Путешествия в те времена - это вам не на самолете летать. 20-30 км в день - предел скорости каравана, а проходили они тысячи километров, причем местами по адски сложным условиям. Вот как описывается путешествие по дороге через перевалы Памира в Кашмир двадцати пяти монахов, шедших на поклонение буддийским святыням Индии: "Они оставили за собой царства Куча и Кашгар, поднялись на горы Памира, перевалили Снеговые горы (Гималаи). Ядовитые пары давили на них с тысячной силой, наледи вздымались ввысь на десять тысяч ли, а под ними была большая река, которая неслась стрелой. Мостом с восточного на западный берег служили толстые веревки.… Они шли три дня и вновь поднялись на большие заснеженные горы. Отвесная скала стала перед ними стеной, такой гладкой, что не упереться ногами. ... У каждого из спутников было по четыре колышка. Они выдергивали нижние колья и карабкались на верхние, так попеременно взбираясь, то на одни, то на другие. Только к концу дня они выбрались на ровное место. Здесь они подождали отставших и произвели счет потерям. Они потеряли двенадцать человек". Согласитесь, далеко от турецко-египетского олл-инсклюзив :)
А потом пришел поручик Ржевский и все опошлил :) Шелковый путь ушел в небытие, товары теперь возят баржами и самолетами, пустыни пересекают на вездеходах, в горы ходят адреналина ради. И лишь романтикам и мечтателям снятся неизведанные дороги и незнакомые города прошлого.