Навязчивые ритмы (Cadences obstinées)

May 09, 2015 12:46

Laisse-moi devenir
L'ombre de ton ombre
L'ombre de ta main
L'ombre de ton chien
Ne me quitte pas

"Ne me quitte pas", Jacques Brel

По наводке untersuchen вчера ночью смотрела "Навязчивые ритмы", режиссерскую работу Фанни Ардан. Сюжет: виолончелистка Марго отказалась от карьеры ради любви к мужу, превратившись от скуки и нереализованности в истеричную, усталую женщину.
Героиня сразу чем-то напомнила мне Мерилин Монро - та же хрупкость в глазах, отчаяние, ищущее выхода, тоска по любви, неприкаянность и детская радость от чужого внимания - характерные черты "синдрома Мэрилин". Она повторяет мужу "Почему раньше я тебя не раздражала?", "Почему я больше не делаю тебя счастливым?" Однако тот - давно остывший равнодушный бизнесмен, озабоченный проблемами, ему осточертела прилипчивость жены, но чувство собственничества при этом заставляет его ревновать. В этом клубке любви-ненависти и разворачивается действие.
Фильм снят рваными тусклыми сценами, много темноты и черных одежд. Все в нем прогнило: и отношения, и души, и здание гостиницы, которое реставрирует муж героини, и бюрократы... Оператор испытывает явную любовь к рамкам, отрезающим героев от реальности, многие сцены словно выхвачены из тьмы прожектором, а дергающийся на сквозняке полиэтилен добавляет ситуации нервозности.
Тема любви раскрывается под прелестную песню Luigi Tenco - Ho capito que ti amo (1964г.), которая кажется единственным светлым мотивом во всем фильме.
Впечатление у меня осталось двойственное. Задумка хорошая, но слишком много нарочитости - муж выбрасывает в аквариум обручальное кольцо, а Марго жжет себе руки зажигалкой после его ухода, русский учитель музыки пьет водку и ест селедку; как будто перелистываешь энциклопедию штапмов или играешь в викторину "угадай, что будет дальше", у меня даже возникло подозрение, что это замысел режиссера. Актеры играют достаточно безэмоционально, никто из них живой симпатии не вызывает, даже сама героиня, хотя ей рвется посочувствовать сердце любой женщины, которой когда-либо отказывали в любви.
Момент, когда Марго идет по коридору музыкального училища, напомнил мне "Любовное настроение" Вонга Кар Вая, в котором подобная сцена составляет стержень фильма: одинокая красивая женщина плавно движется под красивую музыку (здесь можно посмотреть один из отрывков*), кстати, тоже виолончель. Интересно, Фанни намекнула на этот эпизод сознательно, или просто коллективное бессознательное сыграло?
В конце фильма один из второстепенных героев, художник, реставрирующий фреску в церкви, вписывает лицо Марго в образ святой, окончательно канонизируя ее. Еще одна параллель с Мэрилин: несчастная при жизни, она стала иконой после смерти.
Не могу назвать шедевром, но и знатоком арт-хауса я себя не считаю, может быть историки кино сочтут иначе :)



*фильм настоятельно рекомендую, один из моих любимых, а саундтрек там просто божественный

кино

Previous post Next post
Up