Гадкий утенок как буддийская притча :)

Jan 15, 2015 23:32

Сегодня я попала на открытый семинар по книге "Бегущая с волками" Клариссы Пинколы Эстес, на котором разбиралась сказка о гадком утенке. Пошла потому, что, если честно, мне было до ужаса тяжело читать эту книгу, для моего рационального ума слишком много слов, завуалированности, темных мест, недосказанностей и нелогичностей, поэтому я всегда рада подсказкам и намекам, в каком направлении копать.
Много было сказано, участники жаловались, приводили примеры из жизни, искали ответы. Любая сказка, когда ее рассматривают как архетипический сюжет, до ужаса многопланова, поэтому даже в этой всем известной истории, помимо понятного сюжета об изгнаннике и "своей стае", можно найти отсылки к роли матери (утка, высидевшая гадкого утенка, но отказавшаяся от него под давление соседок), к нацизму (он не такой, как мы, значит, его нужно запугать и изгнать), к бескорыстной помощи (старик приносит замерзающего утенка домой), поиску себя (кто же я? не утка, не гусь, не кот, не курица...), инстинктивном узнавании (утенок видит лебедей в небе и влюбляется в них), отчаянию (я никому не нужен) и т.п.
И знаете, что мне пришло в голову?
Что это в какой-то степени буддийская теория о принятии и непротивлении!
В конце истории замученный утенок приходит к пруду и видит больших красивых птиц:

"Вот и пришел мой конец, - подумал утенок, - но, если мне суждено умереть, то пусть меня убьют эти прекрасные создания, а не охотники, крестьянские жены или долгие зимы". И он склонил голову, ожидая ударов."

Т.е., поняв, что он бессилен что-либо изменить, он смирился со своей судьбой и принял ситуацию.
Что же дальше?

"И тут - о диво! - он увидел свое отражение в воде: то был лебедь в белоснежном оперении с темными глазами и всем прочим, что положено лебедю. Сначала гадкий утенок не узнал себя в этом отражении: ведь оно как две капли воды походило на прекрасных незнакомцев, которыми он любовался издали.
А теперь оказалось, что он один из них! Его яйцо случайно закатилось в утиное гнездо. Он - лебедь, благородный лебедь! И вот в первый раз сородичи приблизились к нему и с любовью и нежностью коснулись его кончиками крыльев. Они гладили его клювами и плавали вокруг него в знак привета."

Видите, как только он принял происходящее, ситуация изменилась, враги оказались друзьями, неминуемая смерть обернулась жизнью. Но самое, на мой взгляд, главное то, что он впервые за всю сказку увидел себя, что вполне можно читать как то, что, пройдя долгий и тернистый путь, он познал себя.

Вот такая полушуточная, но и полусерьезная трактовка :)
(Текст сказки в том виде, в котором он приведен в книге, можно найти здесь).

С одной стороны, это развлекательная игра в аналогии, но меня в последнее время дико прет от осознания, насколько все связано! Вот уж точно, коллективное бессознательное в действии - европейская сказка с буддийским подходом :) Кстати, она также укладывается и в концепцию христианского смирения, что еще раз подтверждает, что все религии в основе сводятся к одному и тому же, а различия чисто наносные.
А еще здорово, что сказки/мифы/притчи и всякие бытовые философии дают возможность обычному человеку познакомиться с высшей психологией. Потому что попробуйте почитать основоположников:
"Специфически навязчивый (компульсивный) характер невротических симптомов представляет собой бессознательное восполнение к сознательной моральной непринужденности, свойственной исключительно ощущающей установке, которая с точки зрения рационального суждения без выбора воспринимает все происходящее. " (Карл Густав Юнг. Психологические типы)
Пара таких абзацев и хочется застрелиться!)))
Вот такие мысли меня сегодня посетили.

ЗЫ: на Лурке чудесно-ржательная статья про Юнга

непротивление, притчи, бегущая с волками, мысли

Previous post Next post
Up