Многофункциональная самоподъемная платформа "Ирбен" была построена в 2004 году.
Именно эта МСП примечательна тем, что в декабре 2009 года под воздействием штормовых волн затонула в акватории строящегося совмещенного порта "Имеретинский" в Сочи.
Фрагменты платформы, на
тот момент еще оставшиеся на плаву, болтало в воде около причального комплекса:
2.
Тем не менее, в июле 2012 года МСП уже задействована в работах по строительству причала морского терминала в районе санатория "Известия", адлерского курортного городка.
Принцип организации работ заключается в подъеме в рабочее состояние над поверхностью моря палубы на колоннах, которые в свою очередь опираются на грунт. Сами опорные колонны подвижны относительно понтона и опускаются вертикально вниз в точке проведения работ. На понтоне располагают технологическое оборудование, жилые помещения, может устанавливаться любая строительная техника, в частности, кран или экскаватор.
3.
Опоры "Ирбена" цилиндрические, имеют круглую форму поперечного сечения с выступающими рейками для фиксации:
4.
Корпус с помощью подъемников гидравлического типа начинает подниматься по колоннам из воды, нижние части опорных колонн вдавливаются в грунт, подъемный механизм фиксируется на рейке:
5.
Около берега часть причала уже построена и используется в технических целях. Размещены электростанция, вибропогружатель и бытовки. Сама платформа может работать на шельфе до глубин, не превышающих 25 метров:
6.
Установленная вдоль оси строящегося причала морского терминала платформа позволяет дизель-электрическому подъемному крану осуществлять забивку свай и проводить другие строительные работы в море:
7.
Сам причал выполняется по единой, принятой в рамках подготовки к Зимним Олимпийским играм для всего города, де-факто стандартной строительной схеме, которая предусматривает забивку полых свай с последующим заполнением и покрытие соединенными встык железобетонными плитами:
8.
На строительной площадке ведется энергонезависимое видеонаблюдение, однако наблюдать за темпом строительства с сайта ГК "
Олимпстрой", к сожалению, не получится:
9.
Строительство морских терминалов на месте существовавших в советское время портопунктов было призвано возродить морское канувшее в лету сообщение вдоль Черноморского побережья Кавказа. Несколько раз даже было объявлено об уже состоявшемся открытии не соответствующих действительности линий "морского такси", но сейчас эксплуатируется лишь морской терминал в Адлерском районе, да и то только для нескольких
международных рейсов в неделю с проблемным каботажем на линии Сочи-Адлер.
Не исключено, что с вводом в эксплуатацию остальных терминалов ситуация изменится к лучшему.