Ирак 2 (часть 2)

Apr 06, 2017 23:18

Дорога в Миссан.
Итак, утром выдвинулись. Кавалькада джипов, вооруженная охрана и машина шейха из Миссана (про шейха позже).
Перед нами лежал путь в 600 км на юг по территории Ирака. Как уже отмечал, дороги здесь были и остаются отличными. По основным направлениям Ирак пересекают мощные хайвеи в несколько полос со всеми знаками, разметкой, отбойниками, заправками и прочим дорожным хозяйством. Дороги построены при Саддаме, но до сих пор, не смотря ни на что в отличном состоянии. Почему они такие и кто это поддерживает? У меня ответа нет. Тем более, что по обочинам обычная арабская свалка, ну и разруха, естественно. За время пути ничего необычного не произошло. Машин на шоссе практически нет. Населения вдоль дорог нет, жизни нет, пейзаж однообразный.

Какой-то город


Дорога


Свалка


При подъезде к редким каналам и речкам наблюдается жидкая зелень и жидкая сельскохозяйственная деятельность. Ирак не стремится стать аграрной супердержавой и все овощи и фрукты импортирует. Зачем парится, пока есть нефть? Мы все купим, говорят. В промышленных масштабах выращивают  только финики. Финиками серьезно занимаются и гордятся ими как национальным продуктом.

Жидкая деревенская жизнь


Финики.
Финики - единственный продукт, который я ненавижу с детства. Как же трудно в Ираке не подавать вида, когда тебя кормят финиками, дарят финики, собирают в обратную дорогу, упаковывая коробки с финиками: недоспелыми (это шик), обычными, вяленными, с финиками фаршированными разными орешками и еще бог весть чем. Иногда приходилось возить домой целые баулы с этой дрянью. Но самое главное, каждый иракский человек считает  своим долгом сообщить, что кушать финики это очень полезно для мужской силы. Поэтому, если вы хотя бы краем глаза обратите внимание на финики, или не дай бог, покажете свою заинтересованность в финиках, каждый иракец с хитрым прищуром обязательно сообщит : «О, финики, от этого у тебя ТАК будет! О-го-го, ну, ты понял !». Если иракец этого не скажет, Аллах убьет его громом на месте в ту же секунду.    
Впрочем, мы отвлеклись.

Приехали в Миссан затемно. На въезде в провинцию были встречены разъездами местной армии и сопровождены в отель.


Дом для гостей. Провинция и местные власти.
Приехали в отель. На ресепшен человек спрашивает: «Вам арабский туалет или европейский?»  «Европейский!» - гордо отвечаем мы.  Человек выдает несколько рулонов туалетной бумаги.
В отеле прожили одну ночь, далее поселились в гостевом доме, по нескольку человек в комнате и такой коммуной прожили пару недель. Днем выезды на встречи. Вечером кормежка и сон. Провинция Миссан одна из самых нефтеносных в Ираке. В день нефти добывается на десятки миллионов долларов. Незадолго до нашего визита провинция выбила у Центра преференцию - 1 доллар с барреля в местную казну. В бюджет большие деньги пошли, через это местные все реконструировать задумали, а тут и мы на подхвате.

То что строится для народонаселения, социальное жилье, ибо серьезный человек живет на Востоке в своем доме


У начальника какого-то. В правом углу интересная картина.


Кстати, добыча ведется собственными силами. Ни одного американца (вообще западного человека) в провинции нет. Местные говорят, что башка режем амерекия и ненавидим аж кушать трудно! Вся добыча ведется иракскими силами. Теория об американском вторжении из-за нефти не подтвердилась. Может быть,  я чего-то не знаю. Вся инфраструктура, аэродром и техника (в провинции накапливались резервы армии США для дальнейшего распределения) брошены иракцам. Над городом реет белый дирижабль наблюдения армии США оставленный аборигенам. Квадрокоптеров в те времена еще не было, но над значимыми объектами висели дирижабли с камерами. К сожалению, снимать запрещено, а из под полы, да из-за зашторенного стекла крайне неудобно и некачественно.
Местная власть симбиоз власти светской и религиозной. Регион шиитский, местный духовный лидер согласовывает решения гражданских властей. Как это работает, в деталях не изучал, но местный главный мулла встречал нас, лично везде сопровождал и вел обсуждения народно-хозяйственных вопросов. Крайне деловой мулла.

Религиозная ветвь власти


Шейх 
С нами все время был шейх. Настоящий, хотя на первый взгляд не скажешь. Простоватый дед в грязноватой арабской рубахе до пят , в платке ( у нас «арафатка», у них «гутра») и сандалиях на босу ногу - обычная униформа. Тем не менее, шейх. Наши как-то выразили сомнение, что, мол, шейх у нас какой-то некондиционный, не роскошный. На что было получено объяснение, что человек крайне уважаемый и за ним тысячи людей его клана. Вот как эта система работает: есть шейх (по какой причине он шейх не важно) под ним главы нескольких околотков, деревень, может частей провинции. Под ними соответственно домохозяева со своими семьями, родственниками и приближенными. Получается  разветвленная сеть, клиентела. Сам шейх не обязательно сказочно богат и усыпан бриллиантами, но он во главе клана, который по решению шейха (и совета из самых уважаемых) может собрать большие деньги, выполнить работу, выставить армию. Например: решили всем кланом заняться бизнесом по продаже песка в пустыне. Если в клане несколько тысяч человек, и если каждый сдаст хотя бы по доллару - уже набегает неплохая сумма, далее открываются торговые точки (административную и другую поддержку оказывают, естественно, чиновники - члены клана), из людей клана формируются продавцы, логисты, охрана. И глядишь, через годик в твоем регионе  только люди шейха торгуют песком в пустыне. По тому же принципу устроены бизнесы наших торговцев шаурмой и фруктами на рынках, кстати.

С шейхом


Племяннику Шейха солдаты дали поиграть с СВД (местность на фото - 2 км от границы с Ираном, когда-то фронт)


Русский доктор приехал.
В нашем составе был доктор. Серега, хирург из Ровно, убежденный бандеровец, но тогда это никого особенно не беспокоило. Вместе травили анекдоты про москалей и хохлов. Так вот, взяли Серегу, поскольку планировалось вести проекты по строительству медицинских объектов. Серега приехал в Миссан и на свою голову оказал медицинскую помощь шейху. Шейху помогло. Дальше в расположение был приведен родственник шейха, Серега и его осмотрел и дал ценные советы.  Далее процесс пошел лавинообразно. По городу пронесся слух - русский доктор приехал! Расположение стали осаждать, больные, калечные и убогие разных видов. Чисто как в фильме про исцеление святого Йоргена. Серега сначала пытался помогать, но потом, когда стали привозить инвалидов с детства в колясках отказался. Сказал, что он хирург, а не чудотворец, тем более, что большинству больных помочь просто физически не было возможности. Характерная история, после свержения Саддама уровень медицины, особенно в провинции, опустился на уровень близкий к средневековому, так что простой цивилизованный доктор вызвал эффект прибытия пророка в лагерь бедуинов.
Кстати,  власти провинции намеревались серьезно заняться возрождением медицины. Регион, во-первых, был прифронтовым в войне с Ираном, во-вторых, при вторжении НАТО здесь велись масштабные боевые действия, бомбардировки с применением спецсредств. После всего этого, уровень онкологии вырос втрое, и на момент нашего визита был самый высокий по стране.

Охрана на чеку
Как водится, нас охранял приданный взвод местных военных. Часть была рассредоточена по периметру, насколько человек постоянно жили в доме. Приходим раз вечером, охранник спит, уткнувшись носом в спинку дивана. Автомат на полу валяется. Ну, мы взяли оружие и пофотографировались. Охранник не проснулся.

Судя по тому, как этот мужик держит автомат, в армии он все же служил


А этот нет. Наверное откосил под предлогом плоскостопия.


Еще немного о Миссане.
Как я уже упоминал, провинция южная, шиитская, а значит во многих аспектах крайне дикая. Внешность большинства мужчин вокруг как с плаката, на котором террористов изображают.  Женщины-вороны, замотанные в черное с ног до головы.  В плане привычек и традиций - архаика. Жена шиита, например, обязана оказывать интимные услуги его отцу, и старшему брату (если те захотят, конечно). Такая вот, этнография. Любимейшее блюдо местных - вареная баранья голова.  Я в детстве, когда смотрел фильм про Индиану Джонса, на сцене с поеданием мозга обезьянки всегда думал, что мне, слава богу, такое не грозит.  Ошибся.

Женский комитет какой-то


Недостроенная плотина.


Какой Восток без верблюдов.


Тем временем дела наши в Миссане были завершены, и экспедиция прикатила обратно в Багдад для подписания итоговых документов.

В Российском посольстве.
Генерал сказал: «Поедем в посольство, пригласим посла России для обеспечения окончательной крутизны нашему мероприятию».  Приехали. К посольству пробились  через три ряда баррикад. Само здание в обычном двухэтажно доме, который ничем не отличается от обычных домов вокруг. В посольстве дежурит наш ОМОН, парни приезжают  в командировку по месяцу. В вестибюле доска памяти убитых джихаддистами сотрудников.

Уверенный в успехе Генерал, описал Послу нашу цель, и пригласил на подписание.
Посол ушел от ответа под предлогом неожиданности нашего приглашения и неготовности с процессуальной   точки зрения.
Генерал сказал, что все уже согласованно, необходимо поддержать весом посольства бизнес - миссию (на самом деле показать Посла перед телекамерами для пущей важности).
Посол сказал, что у него уже распланированы все дела.
Генерал уговаривал, Посол - уходил от ответа. Не согласился в итоге. Старая дипломатическая лиса.

В машине Генерал зло сказал: «Ну и хрен с ним. Украинского посла пригласим».
Пригласили украинского посла в итоге. Молодой парень, исполняющий обязанности, с радостью согласился продемонстрировать активность и показать, как он поддерживает бизнес страны за рубежом.
Понимающим арабский язык видео с мероприятия даст более широкое понимание сути нашей поездки: https://www.youtube.com/watch?v=MSr8h3YvFKg

Тем временем, после двухмесячного пребывания под постоянной охраной, я,  как и все остальные натурально ненавидел Ирак, нашу деятельность и всех вовлеченных в нее лиц. Требовался перерыв. Я заказал билеты и поставил Генерала перед фактом. «А мы еще в Курдистан на пару недель планируем, думали ты с нами» - сказал Генерал и посмотрел на меня как на власовца. Мне стало стыдно, но я выдержал сцену и ответил, что никак нельзя в Курдистан. Что меня уже в Иордании ждут. Короче, с боем на следующий день улетел. Опять дорога в аэропорт для ВИП персон по загранпаспорту, который (опять!) выдали за дипломатический, опять Saddam International, далее 1 час полета и вот она, Иордания!

Иордания.
Что чувствует человек прибывший, наконец, из мокрой степной палатки в город? Что чувствует солдат первого года службы, выйдя впервые за много недель из ворот части в увольнение? Простое счастье, ощущение, что весь мир свеж и умыт и принадлежит тебе, а также легкое желание выпить. Все эти чувства владели мной в такси до города. Цивилизация, наконец-то! Все в Иордании выглядело чистым, аккуратным и комфортным после пыльного, разбитого, заваленного мешками блок-постов и разваливающегося Ирака, хотя, лет 20 назад все было ровно наоборот и Ирак считался одним из лидеров Ближнего Востока. Воздержимся от рассуждений на тему чья «дружба» привела к этому.

Еще из интересного. Посетил известную речку Иордан и  «место крещения Христа». Я люблю посещать известные речки. Вот и эту посетил. Правда, Иордан редко где видно - это такой ручей в овраге. Самое широкое место и оказалось местом крещения. Очень удобно. Сколько раз за две тысячи лет река меняла русло уточнять не стал. На «месте Крещения» установлен помост и места для сидения (как раз сидели толпой какие-то корейцы). Сопровождающий сказал, что я могу омыть ноги в священном месте. Я сказал, что вообще-то не планировал (было лень разуваться). Сопровождающий, доктор Кусай (а это был он) сказал, что глупо прийти суда и не совершить омовения в священном месте. Короче, пришлось лезть в воду.

"Место крещения Христа", на том берегу уже Израиль.


Пробыл в Иордании еще пару дней, сел в самолет и полетел на Родину. Чего и вам желаю. Ну, сесть в самолет и полететь куда-нибудь. А на этом все. Кто слушал - молодец. 

#в современном Ираке, #оккупация Ирака, #Ирак, #война в Ираке

Previous post Next post
Up