Севастополь, Батаан, Тунис. Знак равенства?

Dec 12, 2010 05:53



Среди не вычисленной в своё время 5-м Управлением КГБ нечисти существует - и, видимо, неплохо существует сейчас определённое количество… нет, не историков, а, скорее, исторических публицистов, делающих себе имя (и всё остальное) на эксплуатации двух нехитрых постулатов. Постулат первый: вся история Великой Отечественной войны оболгана советскими историками, печатью и чуть не воспоминаниями ветеранов. Постулат второй: виноват в войне Сталин, Советский Союз - угроза миру № 1, Красная Армия воевать не умела, офицеры были бездарны, генералитет - труслив, и вообще, победили мы исключительно путём заваливания всего пути сперва до Волги, а потом до Берлина трупами. Некоторые прибавляют ещё, что зря победили, и надо было бы идти под власовский флаг, дабы строить потом свободное от большевиков и евреев государство. То, что немцы такого, в общем-то, не планировали, это мелочь.

И вот, среди образцов бездарности военного командования и подлой сущности красных командиров приводится отъезд комсостава Приморской армии и Черноморского флота из Севастополя. Трусливо, мол, бежали, оставив армию на разгром судьбы. Подлые такие генерал Петров, адмирал Октябрьский, и прочие… И уж конечно, как читаем, к примеру, у капитана 3 ранга Бешанова,* одного из целой компашки «Тарасовских» (sapienti sat) авторов, нигде, кроме как в Союзе, не было никогда ничего подобного… Паулюса вот вспомнить, который не бежал из "котла"...

Так вот, было. Было!

Вот пример номер один…

Жил-был один генерал… Строго говоря, он был не только генерал, но ещё и фельдмаршал армии Филиппин (прямо как Рокоссовский. Только тот хоть какое-то отношение имел к полякам), но, в конце концов, нам это не столь и важно. Получил в течение полугода два повышения - с генерал-майора до генерал-лейтенанта, а потом и полным генералом стал. Потом пришли японцы, и армия, возглавляемая нашим героем, несмотря на численное превосходство, драпанула, не оказывая особого сопротивления (по американским данным, потери японцев убитыми в ходе филиппинской кампании были почти в три раза меньше, чем у американо-филиппинских вояк), на полуостров Батаан. Там эта армия, вроде бы, окопалась, но под натиском детей Страны Восходящего солнца продолжала отступать. Собственно, ясно уже было, что американцы не удержатся. И 12 марта 1942 года герой наш, получив приказ из Вашингтона, с семьёй и несколькими штабными офицерами на 4 катерах покинул ставший неуютным остров Лусон, уплыв на Минданао.

А 9 апреля американо-филиппинские силы капитулировали. 70 тысяч пленных. 6 мая пал Коррехидор, последний оплот союзников… С островов Лусон и Коррехидор были эвакуированы очень немногие. В плен попал и генерал Дж. М. Уэйнрайт, которого наш генерал/фельдмаршал оставил вместо себя. И отсидел в японских лагерях до конца войны. И умер уже в 1953 году.

А что наш герой? А он, прибыв в Австралию, получил новое назначение - Верховного командующего войсками союзников в Юго-Западном Тихоокеанском регионе. Получил Medal of Honor; притом было установлено, что личных боевых заслуг, за которые она вручалась, он отнюдь не имел - но, тем не менее, был награждён… Кстати, Уэйнрайту он аналогичную награду «запорол»…

И что, отъезд с Батана как то отразился на карьере Дугласа МакАртура - ага, он самый, кто ж ещё?! Да ни черта. Служил, получал повышения, ещё и в Корее повоевал; там-то он был весь из себя такой ястреб. На президентских выборах свою кандидатуру выставил… И что-то не знаю я, не слышал, чтобы хоть когда-то терзался угрызениями совести по поводу брошенной армии… или хотя бы считал её брошенной.

Вот пример номер два. Роммель и Арним… Да, Роммеля тоже отозвали «сверху», лично Гитлер… но тот, хотя дело было всего за два месяца до капитуляции немцев в Африке, тоже не стал делить тяготы последних боёв и плена со своими солдатами, и уехал в Германию… А сменивший его Ганс-Юрген фон Арним попал в плен вместе с 230 тысячами своих солдат… Опять же, из Африки вермахт успел эвакуировать очень немногих; кстати, немцы, как и советское командование в Севастополе, продолжали подбрасывать подкрепления в котёл достаточно долго, в том числе и тогда, когда уже вряд ли была возможность эвакуации. Здесь, правда, нужно заметить, что Арниму плен явно пошёл на пользу, в отличие от уехавшего Роммеля; генерал-полковник пережил генерал-фельдмаршала аж на 18 лет. Но дело не в этом, а в принципе.

А что касается принципа - он тут только один. Приказ есть приказ. И приказы такие - и ситуации, породившие такие приказы, - как можно видеть, были не только в кровавом СССР при бездарном палаче Сталине, но и у образцовых немцев-американцев… Война вообще состоит не только из побед, но и из поражений. Пресловутое статистическое равновесие... Можно вспомнить ещё и сданную 6-ю немецкую армию - Паулюс-то не улетел, но замёрзшим немцам вряд ли от этого было намного легче - и бегство норвежской королевской семьи в Англию, и много чего ещё...

Правда, я не думаю, что на Бешанова и иже с ним подействовало бы даже шествие в колонне «марша смерти с Батаана», не то что подобные факты. На них сенсацию про Кроваво-Красную Армию не сделаешь, как ни старайся...

* понимаю, что сего автора исторического фэнтези с фактиками вроде "полка танков "Центурион"" в РККА и с проблемами с собственной математикой (он в разных местах даёт разные цифры потерь СССР в те или иные годы войны) воспринимать серьёзно сложно. Но его много читают либерально-антисоветские детишки 90-х годов рождения.

Вопросы истории, Стандарты, Вторая Мировая война

Previous post Next post
Up