Велосипедная летучая почта.
В конце мая в Порт-Артуре была учреждена велосипедная летучая почта под начальством корпуса жандармов ротмистра Познанского. Для этой цели были привлечены 57 чел. местных жителей, изъявивших согласие и умеющих ездить на велосипедах, и 12 чел. нижних чинов. Большая часть велосипедистов имела свои машины, а для не имеющих таковых на казенный счет было куплено 12 велосипедов. Для передачи донесений и пакетов было учреждено 8 станций летучей почты при штабах: укрепленного района, крепости, 4-й и 7-й дивизий, 25-го, 26-го, 27-го и 28-го полков.
Вначале к велосипедистам штабы относились с некоторым недоверием, а затем оценили всю пользу этого учреждения и стали широко ими пользоваться. Велосипедисты - добровольцы охотно и добросовестно работали, хотя служба их при гористой местности и плохих дорогах была не легкая. Случаев утери или недоставления пакетов не было; даже случаи задержки в пути бывали очень редки и причиной этого служила только поломка или повреждение машины, чего нельзя было избежать при плохих и гористых дорогах Порт-Артура.
Впоследствии ротмистр Познанский изобрел приспособление для соединения двух велосипедов и обращения их в тележку для перевозки раненых. Приспособление состояло из разборной рамы (по размеру носилок), с натянутым на нее холстом, которая очень легко и быстро прикреплялась к двум велосипедам, обращая их в четырехколесную тележку. На такую тележку клали раненого и два велосипедиста везли его в госпиталь. Эти тележки были очень мягки на ходу и не беспокоили раненого, почему на них перевозили исключительно тяжело раненых; к тому же велосипедисты были к ним очень заботливы и внимательны; раненые нижние чины обыкновенно просили, чтобы их отправили на велосипедных носилках. Особенно дороги были услуги велосипедистов по перевозке раненых в период боев на передовых позициях, когда тяжело раненых приходилось везти в госпиталь за 10 - 15 верст по плохой горной дороге.
Для возмещения расходов, вызываемых службой в велосипедной команде, каждому добровольцу-велосипедисту выдавалось ежемесячно по 10 руб. вознаграждения. Более состоятельные из них жертвовали эти деньги на покупку красного вина и папирос для раненых нижних чинов.
Велосипедисты-добровольцы добросовестно и честно работали до капитуляции крепости, при чем во время осады их утилизировали, главным образом, для перевозки раненых.
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Источник: «Русско-японская война 1904-1905 г.г. Работа военно-исторической комиссии по описанию Русско-японской войны.», Том 8, Часть 1, Стр. 337 - 338.