Великий князь Александр Михайлович - императору Николаю II
26 марта 1895 г.
С.- Петербург
Мой дорогой Ники!
Посылаю тебе мою записку, прочтя ее, ты увидишь, что она составлена весьма смело и широко, но я понимаю дело так: или иметь флот, способный оградить наши берега на всех морях от неприятельских покушений и способный вести наступательную и крейсерскую войну, или не иметь никакого. Больно будет, если в случае войны нашему флоту придется прятаться за крепостными стенами, как это было прежде. Посылаю также копию с записки Ломена, он, так же как и я, находит необходимым все, что есть годного в Балтийском море, послать в Тихий океан. Я же написал о тех судах, которые ныне же могут быть посланы на Восток. Когда будут готовы «Полтава» и броненосцы, ничего нельзя сказать. У меня ни слова не сказано, каких расходов потребует постройка новых заводов, эллингов и т. п. Для этого надо собрать слишком много сведений. Цена 935 руб. за тонну весьма высокая, в Англии суда обходятся в 1 ½ раза дешевле. Если бы была решена усиленная постройка судов, то как это ни прискорбно, но пришлось бы ввиду необходимости иметь как можно больше судов в кратчайшее время, заказать таковые иностранным фирмам, но только не английским а французским. Напр[имер], Forges et Chantier de la Mediterranee строит отличные во всех отношениях суда и при этом быстро. Ты увидишь из моей записки, что за 12 лет мы построили и строим 131 судно, но вот результат не строго обдуманной программы - на поверку выходит, что судов все таки нет. Не буду тебе больше надоедать моим писаньем. До свидания. Крепко тебя обнимаем, Ксюша тоже, лицо немного лучше. Целую ручки Аликс.
Твой верный Сандро.
ГА РФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 1142. Л. 151, 152 об., 153, 154 об. Автограф.
Докладная записка великого князя Александра Михайловича «Проект обновления русского флота».
26 марта 1895 г.
Владивосток.
Построить судостроительный и машиностроительный заводы.
Построить второй док.
Построить казармы на 3000 матросов.
Усилить укрепления с суши и с моря.
Состав Тихоокеанского флота.
Теперешние.
Брон[еносец] “Император Николай I»
Брон[еносный] крейс[ер] “Адмирал Нахимов”
Брон[еносный] крейс[ер] “Память Азова”
Брон[еносный] крейс[ер] “Владимир Мономах”
Крейсер «Адмирал Корнилов»
Крейсер «Рында»
Брон[еносная] лодка «Отважный»
Брон[еносная] лодка «Гремящий»
Канон[ерская] лодка «Бобр»
Канон[ерская] лодка «Сивуч»
Канон[ерская] лодка «Кореец»
Канон[ерская] лодка «Манджур»
Крейсер «Разбойник»
Крейсер «Крейсер»
Крейсер «Забияка»
Минн[ый] крейс[ер] “Всадник”
Минн[ый] крейс[ер] “Гайдамак”
Минон[осец] “Ревель”
Минон[осец] “Свеаборг”
Минон[осец] “Борго”
Минон[осец] “Уссури”
Минон[осец] “Сунгари”
Минон[осец] “Янчине”
Минон[осец] “Сучена”
Трансп[орт] “Алеут”
Трансп[орт] “Якут”
Парох[од] «Силач»
Усилить ныне же.
Брон[еносец] “Император Александр II»
Брон[еносец] “Гангут»
Брон[еносный] крейс[ер] “Рюрик”
Брон[еносный] крейс[ер] “Дмитрий Донской”
Брон[еносная] лодка «Грозящий»
Построить в течение десяти лет.
5 броненосцев типа «Renown» в 11000 т
5 крейсеров типа «Рюрик» - 8000 т
5 брон[еносных] лодок типа «Храбрый» - 1500 т
5 минных крейсеров - 600 т
25 миноносцев - 150 т
2 минных транспорта типа “Vulkan” - 6000 т
2 парохода-ледокола - 400 т
На постройку этих судов потребуется 114 403 500 рубл., считая 935 р. за тонну.
Пока казармы не будут готовы - посылать смены команды на судах Добровольного флота, как это делается в английском и германском флотах.
Крейсеры «Разбойник» и «Крейсер» не имеют никакого боевого значения, но могут служить для охраны котиковых промыслов.
Мурман.
Построить укрепленный порт с доками и мастерскими, дабы суда могли в нем исправляться, построить угольные сараи, казармы на половинное число команд зимующих судов.
Перевести в Мурманский флот имеющиеся эскадренные броненосцы.
При разоружении оставлять суда в полной готовности; 2/3 команды отправлять в Кронштадт.
По окончании постройки порта на Мурмане перевести туда след[ующие] суда:
Брон[еносец] “Наварин»
Брон[еносец] “Сисой Великий»
Брон[еносец] “Севастополь»
Брон[еносец] “Полтава»
Брон[еносец] “Петропавловск»
Брон[еносец] “Петр Великий»
Перечисленные выше суда составят ядро будущего Мурманского флота.
Довести состав до след[ующего] предела в ближайшее десятилетие:
5 броненосцев в 11000 т;
10 брон[еносных] крейсеров в 8000 т для дальних крейсерских операций;
10 крейсеров-разведчиков в 3000 т для несения разведочной службы при боевой эскадре;
10 минн[ых] крейсеров в 600 т для охраны эскадры от нападения миноносцев.
Для местной обороны порта 20 миноносцев и 10 истребителей миноносок.
На постройку этих судов потребуется 165 900 000 рубл., считая 935 р. за тонну.
Практическая эскадра, состоящая из половины вышепоименованных судов, будет плавать в Средиземном море и в Атлантическом океане.
Балтийское море.
Построить новый судостроительный завод с двумя большими эллингами и тремя малыми, в также машиностроительный, способный работать в год 20000 инд[икаторных] с[ил] машины.
Организовать минную оборону берегов Финского залива и Балтийского моря.
Укрепить Балтийский порт, Гангут и Аландские шхеры.
Прекратить постройку Либавского военного порта в предполагаемых громадных размерах.
Иметь в Балтийском море исключительно минный флот, состоящих из минных крейсеров и миноносцев и быстроходных канонерских лодок, для защиты шхер и в помощь крепостям.
Построить в ближайшее десятилетие:
50 минных крейсеров - 500 т;
50 истребителей миноносцев - 300 т;
100 миноносцев - 100 т.
На постройку этих судов потребуется 59 000 000 рубл., считая 935 р. за тонну.
Черное море.
Построить в Николаеве машиностроительный завод.
Довести число имеемых броненосцев до 15; в ближайшее десятилетие построить:
5 броненосцев в 11 000 т;
6 крейс[еров] - разведч[иков] - 3000 т.
20 минн[ых] крейсеров - 500 т;
50 миноносцев - 100 т.
На постройку этих судов потребуется 87 755 000 рубл., считая 935 р. за тонну.
Всего потребуется на постройку судов для четырех флотов 427 058 500 рубл., считая 935 р. за тонну.
На 1895 г. отпущено на судостроение, артиллерию и мины 25 милл. рубл. Если продолжать отпускать ту же сумму и в следующие года, то за десять лет это составит 250 милл. р.
Вышесоставленная программа требует на ее выполнение в десять лет 427 милл. рубл., т. е. к существующему ассигнованию придется добавлять ежегодно по 17 700 000 рубл., или за десять лет 177 милл. р.
По предлагаемой мною программе следует построить в ближайшее десятилетие след[ующее] число судов:
С 1882 -1895 г. построено и строится след[ующее] число судов:
Эскадр[енных] брон[еносцев]
15
15
Брон[еносных] крейсеров
15
7
Крейсер - разв[едчик] II р.
16
3
Брон[еносных] кан[онерских] лодок
5
4
Канонер[ских] лодок
[5]
11
Минных крейс[еров]
85
8
Истреб[ителей] минон[осцев]
60
1
Миноносцев
195
2
Минных трансп[ортов]
2
2 (маленьких)
Брон[еносцы] бер[еговой] обор[оны]
3
Яхты
3
Учебн[ых] судов
3
Пароходов
3
Всего 393 судна
в том числе более 300 т- 138
Всего 131 судно
в том числе судов более 300 т - 61
Если вышеупомянутая сумма будет ежегодно отпускаема на судостроение, то возникает вопрос - хватит ли эллингов для постройки такого большого числа судов? Больших эллингов имеется 11, считая и три черноморских. Кроме того, судов с водоизмещением до 1000 тонн можно одновременно строить три на заводе Або и семь - в Черном море, по примеру 1886 г.
По программе судов более 1000 т надо построить в десять лет 53; считая два года пребывания судна на эллинге, если начать постройку с конца 1895 г., то первая серия 11 судов должна быть спущена в 1897 г., вторая - в 1899 г., третья - в 1901 г., четвертая - в 1903 г. и пятая - в 1905 г. Итак, при ускоренном судостроении возможно построить 53 судна в 10 лет. Кроме того, надо построить 145 судов от 300 - 600 т; считая пребывание на эллинге таких судов год, в десять лет может быть построено 100 судов. Надо для успешного выполнения программы построить еще пять маленьких эллингов. О миноносцах не говорю - их вполне возможно построить в десятилетний срок.
Состав флота,
к которому следует стремиться:
Следует иметь:
Имеется:
Следует построить:
Эскадренные броненосцы
Балтийский флот
10
7
3
Мурманский
20
20
Черноморский
15
7
8
Тихоокеанский
10
1
9
Броненосные крейсера 1 ранга для дальних операций
Балтийский флот
Мурманский
20
20
Черноморский
Тихоокеанский
20
6
14
Крейсера II ранга, разведчики и для близких операций
Балтийский флот
3
Мурманский
10
10
Черноморский
8
1
8
Тихоокеанский
10
1
9
Минные транспортные крейсера (каждый носит 10 миноносок)
Балтийский флот
Мурманский
3
3
Черноморский
2
2
Тихоокеанский
3
3
Минные крейсера в 500 или 600 тонн
Балтийский флот
50
3
47
Мурманский
20
20
Черноморский
20
3
17
Тихоокеанский
10
2
8
Истребители миноносцев с ходом до 29 узлов, вод[оизмещение] 300 т
Балтийский флот
60
1
59
Мурманский
10
10
Черноморский
20
20
Тихоокеанский
12
12
Канонерские лодки: для Тихого океана броненосные, в 1800 т, 17 узл[ов];
для Балтийского флота в 500 т, ход 17 узл[ов]
Балтийский флот
20
1
19
Мурманский
4
4
Черноморский
6
Тихоокеанский
12
7
7
Миноносцы: для Тихого океана в 150 т; для Балтийского, Черноморского
и Мурманского флотов в 100 т
Балтийский флот
200
37
168
Мурманский
20
20
Черноморский
50
20
40
Тихоокеанский
40
7
33
Всего следует построить, для обновления флота, след. число судов:
Эск[адренных] броненосцев - 40 - 11 000 т
Стоимость 909 240 750 рубл.
Брон[еносных] крейс[еров] I кл. - 34 - 8 000 т
Крейсеров II кл. - 27 - 3 000 т
Минн[ых] транспортов - 8 - 6 000 т
Минных крейсеров - 92 - 600 т
Истребителей миноносц[ев] - 111 - 300 т
Канонер[ских] лодок - 30 -500 - 1500 т
Миноносцев - 256 - 150 - 100 т
Сандро.
ГА РФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 435. Л. 1 - 6 об. Автограф.
Источник: Письма и доклады великого князя Александра Михайловича императору Николаю II. Москва. 2016 Стр. 233-239.