… Переползли Солдатский перевал, поставили точки ЖПС у обоих балков, поставленных на случай, если перевал заметён или пуржит. Чисто все, аккуратно, по северному, вдумчиво - предбанник, печь добротная металлическая.. Пара банок консервов, запас сухих досок. Один балок открыт, другой - пока заперт. Ключи на перевал-базе Осиновая - с той стороны перевала. Его откроют ближе к зиме. Как раз сразу за перевалом и находится перевал-база «Осиновая».
ПЕРЕВАЛ-БАЗЫ
Название перевал-базы такое же, как и у реки, на которой она стоит. Сейчас базу содержит артель Чукотка. Стоит ровно на середине пути между Певеком и прииском Валунистый. По дороге этой в Валунистый возят шахтеров, работяг и специалистов, которые работают на прииске вахтовым методом.
Перевал-база обычно представляет собой 2-3 балка (или домика или кедра) балок-столовая, балок-спальня и хозяйсмтвенный балок (иногда мастерская, иногда дэска - от ДЭС - ДизельЭлектроСтанция).
На перевал-базах живут смотрители вахтовым методом. Вахта обычно 4 месяца. В зависимости от времени года, невольная трудовая Робинзонада бывает более или менее одинокой. Иногда 1-2 машины проходят почти ежедневно, иногда раз в неделю может пройти колонна из 3-5, а то и десятка машин. Иногда может никого не быть по нескольку недель. Смотритель, он же радист, он же энергетик, он же повар. Деньги не то чтобы большие, но народ подсаживается на такой образ жизни и многие «трубят» уже не один десяток лет. Вахтовики разные - одни интеллектуалы и прочитывают за вахту множество книг, иногда готовятся к поступлению в ВУЗ, некоторые просто привыкли быть в одиночестве, кто-то любит севера - рыбалку, природу…. Романтики среди смотрителей перевал-базы обнаружены не были
Водителей на перевал-базе всегда ждет вкусный обед или ужин, при необходимости - ночлег. Кроме того, между приисками и перевал-базами установлена достаточно стабильная радиосвязь, и в определенное время 1-2 раза в день идет открытый радиоэфир между перевал-базами, приисками, метеостанциями - идет обмен информацией о движении транспортных средств, погоде, уровне воды на бродах в реках. На Осиновой мы остановились на обед, Серега, смотритель базы, разбитной мужик лет сорока. Корнями с Украины, но родился или был привезен родителями на Чукотку давно. Батя работает на Майском, а он, отработав очередную вахту, едет к своей семье на Украину и через пару месяцев житья там уже начинает подумывать о следующей вахте.
КОНТЕЙНЕР, КОТОРЫЙ ВСЕГДА С ТОБОЙ….
Серега не романтик. Просто один из тех, кто прирастает к Северу навсегда. Кстати, таких здесь много. Людей, приехавших однажды, или родившихся здесь, мечтающих (а скорее рассуждающих) об отъезде на материк, регулярно собирающих вещи, покупающих 20-футовые контейнеры, пакующих их и…. остающихся дальше. Контейнер с запакованными вещами, у некоторых здесь некий сложившийся фетиш (или пунктик, или этакая синяя птица) - в общей атрибут психологии или философии. КОНТЕЙНЕР, КОТОРЫЙ НЕ ОТПРАВЯТ НА МАТЕРИК НИ-КОГ-ДА….
Перекусив, наполнив термосы снова кипятком, поболтав о том о сем и обменявшись парочкой сальных анекдотов с «Длинной бородой» (Серега от скуки собирает их на аудиокассету старого Шарпа), поехали восвояси. Впереди начинался район глубоких бродов на бесконечных чукотских реках. Осиновую проскочили, дальше аккуратно переехали еще десяток достаточно широких и глубоких рек и речушек. На многих из них уже начал появляться снег и шуга - начинается период ледостава. Я отметил про себя, что, с одной стороны, это хорошо - низкий уровень воды, с другой стороны,- неясно, что нас ждет на обратном пути, так как и для квадров и для машин в период ледостава переправы усложняются. Опасения оправдались на обратном пути - но об этом позже.