Swissarmy Man

Oct 22, 2016 23:37

Вечер совершенно бессмысленного дня провела за Swissarmy Man (Человек Швейцарский Нож в русском переводе).

That's fucking creepy.

И это очень хорошее кино, по-моему. Никогда бы не поверила, что я такое скажу, но оно очень хорошее. И тяжелое, как гайдуковский шкаф.

В отзывах говорят "трагикомедия", я так понимаю, что слово "притча" из активного словаря ушло.

Я просмотрела рецензии и пребываю в озадаченности. То ли пердеж, как таковой, слишком сильно отвлекает зрителя (seriously? you didn't know?), то ли те, кого не отвлекают, не пишут рецензий.

Возможно, дело в переводе, потому что английский полон идиом, довольно наглядных для смотрящего; и в целом языковая сетка построена точно и продуманно. To get lost in the forrest - то, что говорят (говорит) о себе герои (герой), как и сама метафора леса - дает целый пласт смыслов, из которых первый - "потерять смысл жизни, утратить ориентиры, блуждать без смысла и опоры". Хэнк и Мэнни - одно. Мэнни - имя которого на самом деле Man, человек - это сам Хэнк, его _человеческая_ сторона, пердящая и плачущая. Та жизнь, которую он забыл, как говорит Мэнни - а на самом деле, которую он от себя отрезал, откусил, завязал намертво, узелок затянул.

Лес - одиночество и половинчатость. Мэнни - вторая половина, и она мертва, и становится живой - ее оживляет любовь и память. И душа и тело без конца меняются местами, смешиваются и прорастают друг в друга, всю дорогу Хэнк волочет на себе мертвое тело, невесть почему он его не бросил с самого начала - но не бросил и даже научился извлекать пользу. А под конец из леса уже Мэнни выносит Хэнка на себе - не поймешь уже, что тело, а что дух.

Это история о том, как человек пробивается к себе и без конца отчаивается, натыкаясь на мертвое тело вместо живого сада - а потом понимает, что смерти, строго говоря, нет, и тело не мертво. Все это так больно, что Мэнни хочется стать мертвым снова: жить - это больно, как писала Седакова. И он становится мертвым, а потом снова перестает быть мертвым, потому что он просто больше не мертв. "Все срут, все преврашаются в дерьмо... это дает надежду, - говорит Хэнк, пока его тащит медведь, - что когда-нибудь мое дерьмо встретится с твоим дерьмом", и эта мысль отгоняет страх смерти, потому что, в общем, когда соединяешься с собой, умирать, видимо, не настолько страшно. По крайней мере, я надеюсь, что это так. Во всяком случае, Мэнни оживает.

Это история и о том, как мальчик выходит из отцовской тени, и пройти через лес и выжить - в добавок к прочему, почти лобовая метафора инициации. Единственный зритель в конце, смеющийся и подмигивающий, когда Хэнк отпускает Мэнни в океан - все, они уже одно, больше не нужно мертвое тело, чтобы помещать в него живую жизнь, дальше Хэнк справится сам - так вот, это отец. Последние сцены в итоге - это разговор Хэнка и отца и освобождение, остальные, в общем, статисты. Все кино тщательно выверенная, нигде не потерянная и не провисшая метафора, и при этом насыпано достаточно безотказных отвлекалок, на случай, если зрителю хочется отвлечься. И это тоже метафора: мы привыкли считать бессмысленными отвлекалочками это все; мы легко поднимаемся над другими, которые так падки на генитальный юмор - ха-ха, вот дебилы (retarded, важное, ключевое слово в фильме, напрямую связывающее фильм от первого разговора Хэнка и Мэнни до последнего диалога с отцом - слово, от которого ОТКАЗЫВАЮТСЯ, и это тоже часть соединения с собой); так вот, мы так легко отвлекаемся на это все, будь это просто бездумность или столь же бездумное личное превосходство - что совершенно теряем послания, скрытые в этих лесах. А часто - и то, что может спасти нам жизнь.

Хорошее кино.
https://www.kinopoisk.ru/film/918087/


кино

Previous post Next post
Up