За терпентин сойдет телевизор, поскольку впервые мы встречаем в Чехии Рождество с телевизором. Весь Щедрый вечер подряд шли сказки, ради чего все и затевалось; новая чешская постановка "12 месяцев" оказалась очень славной, а про "Мэри Поппинс" я уже писала.
А вечером пустили кино, про которое я прочла в программке, что, дескать, это любимая чешская комедия под Рождество, и, взращенная "Обыкновенным чудом" и "Иронией судьбы", села смотреть.
Понятия не имею, почему это рождественский фильм, потому что Рождество там есть, но просто как часть годового цикла, семейный праздник. Комедия? - ну сам режиссер говорит "печальная комедия", но на мой взгляд, это не комедия вообще, хотя смеешься там много. Это классический, очень чешский арт-хаус. Очень хороший. Очень живой, печальный, дышащий. По ощущению немного похож на "Стеклотару", только это Ян Хржейбек, а не Сверак; и все равно ощущения странно похожи. Словно просто смотришь в окно на жизнь людей. Живых, разных, иногда бесящих, иногда прекрасных, всегда людей.
Полезши в интернет, я выяснила, что он же - Хржейбек - снимал чудесный фильм "Мы должны помогать друг другу", о котором я уже
писала и даже писала, кто режиссер, но напрочь забыла, конечно.
Если вам нравится "Стеклотара" и "Коля", или "Мы должны помогать друг другу", скачайте и посмотрите "Норки" - так называется этот фильм в русском переводе. Он есть на рутрекере, но я не проверяла скорость, конечно. Это отличное кино, кроме того, оно кое-что объясняет о том, чем была Пражская весна для Чехии, хотя ей из всего фильма уделено дай бог 10 минут, и то косвенно. Хржейбек мастер говорить без пафоса о таких вещах, о которых без пафоса, кажется, невозможно говорить вовсе.
Себе же здесь пишу на память, что хочется скачать и посмотреть:
Хржейбек - Kawasakiho růže; Kráska v nesnázích; Horem pádem; Pupendo
Иржи Менцель (тот, который "Я прислуживал английскому королю", еще один блестящий образчик чешского кинематографа, всячески рекомендуемый мною к просмотру): Ostře sledované vlaky.