Проект театра балета им. Анны Павловой в Москве, 1992г. (Илья Уткин)
Автор текста - Максим Николаевич Полещук, профессор архитектуры, мой преподаватель, но я тут сделала выжимку, на свой вкус.
"Бумажная архитектура - концептуальное направление, появившееся в начале 80-х как альтернатива советской, официозной архитектуре. Адептами «бумажной архитектуры» стали
Александр Бродский и
Илья Уткин. С 1982 по 1988 год их совместные работы были отмечены рядом престижных международных премий.
Термин «бумажная архитектура» введен в употребление
Юрием Аввакумовым. Авакумов «изобрел» «бумажную архитектуру» как жанр концептуального, неприкладного проектирования, он же стал организатором многочисленных выставок советских «бумажных» архитекторов в Москве, Волгограде, Любляне, Париже, Милане, Франкфурте, Антверпене, Кельне, Брюсселе, Цюрихе, Кембридже, Остине, Новом Орлеане, Амхерсте.
Один из тех знаменитых архитекторов-бумажников, специалистов по бумажной архитектуре, выставки которого проходили и в середине 80-х годов - Михаил Белов. Фигура легендарная и неоднозначная. Один из самых ярких представителей «бумажной архитектуры», он стал рекордсменом по части выигранных премий (24 премии), а такие вещи, как «Мост через Рубикон», вошли в ее золотой фонд».
Бумажная архитектура - не только уникальное художественное явление, это еще и блестящий пример победы над обстоятельствами, превращения слабости в силу: не имея возможности реализовать свои идеи на практике, талантливые «бумажные» архитекторы вовсе отказались от идеи строительства. Это развязало им руки и, в итоге, превратило архитектурный проект из сугубо прикладного документа в произведение концептуального искусства.
Несколько лет, с самого конца семидесятых, молодые архитекторы и студенты Московского архитектурного института вдруг стали массово участвовать в конкурсах, объявленных западными архитектурными журналами, и регулярно получать на них призы.
«Бумажная архитектура» существовала только на листах ватмана, в офортах под старину и красочных акварельных картинках. Здесь было много остроумия, мрачноватой иронии, изящных построений и неявной тоски, веявшей от всех этих стеклянных башен над пропастью и вилл под названием "Клаустрофобия", все это было далеко от реальности и к ней никак не стремилось. Хотя сами архитекторы, «бумажники», мрачны не были и играли в конкурсы с таким азартом, что в конце концов соревновались на страницах японских журналов друг с другом. Почему западный мир принимал выставки наших «бумажников» с энтузиазмом, вычислить несложно - в мире ничего подобного не было. В мире архитекторы строили, а не фантазировали.
Параллельно бумажной архитектуре, в своих теоретических основах, развивался средовой подход, но на несколько иных основаниях. Основа средового подхода - понимание случайности исторического города как высшей закономерности архитектурного развития. Следы времени здесь понимаются как пространство, в котором строится новое здание. В то время «бумажным архитекторам» был свойственен средовой подход, но в случае «бумажников» ставить знак равенства между понятиями «реальный проект» и «средовой подход» - не совсем правильно. Хотя бы потому, что у них сама эта среда выдуманная. Т.е. они фактически придумали свой архитектурный мир. Они придумали такой мир, в котором их проекты могли бы быть реальными. Отсюда, кстати, и возникла их особая графика - графика не абстрактная и отвлеченная, т. е. не такая, которая выявляла бы просто голые объемы и пластику архитектуры такой позерской, а графика, неслав себе ответственность за конечный результат. "
Илья Уткин (персон. сайт)
Юрий Авакумов (персон. сайт)
Михаил Белов (страница на archi.ru)
Александр Бродский (на ремонте:)
Сайт "Русская Утопия" - компактный архитектурный депозитарий на 480 нереализованных проектов последних 300 лет российской истории - малая часть фонда идей архитектурного переустройства России.