Оригинал взят у
zidanio в
Этнографический обзор - Россия второй половины XIX века (32) 32. Жители крайнего Северо-востока.
Наше этнографическое путешествие завело нас в самый дальний северо-восточный угол Российской Империи. В географическое понятие «крайний Северо-восток» входят территория современной Чукотки, Камчатки, Колымы и северной части Охотского побережья.
Здешние коренные жители - ламуты (эвены), юкагиры, камчадалы (ительмены), коряки, чукчи, эскимосы, алеуты - традиционно занимались оленеводством, морским зверобойным промыслом, охотой, рыболовством.
В XVII веке русские казаки начали освоение этих краев. В 1644 г. землепроходцы основали Нижнеколымский, в 1648 г. - Анадырский, а в 1649 г. - Охотский остроги. Так ко второй половине XVII в. на крайнем Северо-востоке возникли важнейшие форпосты России на ее дальних рубежах. Затем русские казаки-землепроходцы двинулись в сторону Камчатского полуострова, и в 1697 г. Владимир Атласов «поклонился Петру Камчаткою». Коренное население, как правило, относилось к пионерам-колонистам доброжелательно и с сочувствием.
При подготовке текстовой части обзора использованы следующие источники:
- "Народы России. Этнографические очерки" (издание журнала "Природа и люди"), 1879-1880;
- "Живописная Россия", т.12, ч.2, "Приморская и Амурская области", 1895;
- В.И.Немирович-Данченко,"Страна Холода", 1877;
- Г.Майдель "Путешествие по северо-восточной части Якутской области в 1868-70 г.", 1894;
- Э. Гранстрем "Вдоль полярных окраин России", 1898.
Иллюстрации взяты из названных изданий, других журналов и книг того периода; использованы фотографии 2-й половины XIX века.
Тунгусо-манчжурский народ - эвены, или, как их называли раньше, ламуты - расселились по северо-восточным окраинам России довольно широко: от Охотского побережья до Колымы, Камчатки и Чукотки.
Подобно тому, как соболь, лисица и белка могут всюду устроить себе гнездо, где только есть лес, так и ламут кладет на оленей свою легкую уросу из бересты и свой незатейливый домашний скарб и бродит с места на место, постоянно следуя за пушным зверем. Но он не берет на себя даже и хлопот по переселению: он кладет на плечо свое ружье, вешает пороховницу, а зимой еще свои лыжи и готов в путь. Он сообщает только своей жене, что через столько-то дней или недель она должна ожидать его на известном месте, а затем уходит в полном убеждении, что найдет там свой дом в полной готовности. Жена должна сама позаботиться о том, чтобы прийти с детьми и имуществом на назначенное место, поставить свою уросу и приготовить все к возвращению домой хозяина.
Жилище ламута, уроса, имеет очень малые размеры, и устроена так, что ее легко загрузить и увезти на спине оленя. Жерди сделаны так легко и удобно, как только допускает требуемая от них прочность. Белая береста сшивается двойным слоем в длинные полосы шириною в локоть; она тщательно разглаживается и становится мягкой и гибкой от выделки.Такая уроса очень изящна, ее легко снять, уложить и вновь поставить.
Ловко и красиво сложенный, крепкий и мускулистый, способный без труда переносить голод и жажду, холод и зной, прекрасный стрелок как из ружья, так и из лука, - ламут представляет из себя истого охотника, которого самые трудные лишения не могут заставить даже подумать о том, чтобы остаться у человеческого жилья долее, чем необходимо для обмена его добычи.
"Путешествие по северо-восточной части Якутской области"
Но из-за северных оленей сложилась дурная слава ламута. Если спросить купцов, то от каждого из них услышишь, что ламут - самый честный из инородцев Сибири, что он никогда не обманывает и выплачивает свой долг с неизменной аккуратностью. Совершенно противоположное мнение о ламуте можно слышать от чукчей: они считают его просто за вора и нарушителя спокойствия. Чукчи просто ненавидят ламутов, упрекая их в том, что они, охотясь за оленями, не всегда дают себе труд отличать диких животных от принадлежащих чукчам. Иными словами, ламуты бьют все, что ни подвернется, даже в том случае, если отлично знают, что перед ними прирученное стадо. Если же их ловят на месте преступления и пытаются отнять убитое животное, они будто бы хватаются за ружье, чтобы обороняться. Мне говорили, что чукчи в этих случаях правы.
"Путешествие по северо-восточной части Якутской области"
Юкагиры - потомки древнейшего населения приполярной Сибири - имели также весьма обширный ареал обитания: от устья Индигирки до Анадырского залива. Среди них выделялось племя чуванцев, считавшихся отдельной народностью. Имела хождение версия, что они появились от смешения с русскими казаками. Но уже в XIX веке чуванцы частично обрусели, частично ассимилировались с чукчами, частично смешались с юкагирами.
Темные, почти черные глаза и волосы, продолговатое правильное лицо и удивительная, особенно у женщин, белизна тела, составляют отличительные черты юкагиров. Они стройны и среднего роста. В характере и образе жизни юкагиров виден еще отпечаток легкого, беззаботного, веселого расположения духа кочевого народа; у них сохранилось во всей чистоте радушное гостеприимство, как равно и некоторые другие добродетели, исчезающие с дальнейшим образованием. К несчастью, между юкагирами в последнее время укоренились притворство и скрытность, особенно в торговле они всегда стараются обмануть противную сторону.
"Народы России"
Юкагиры страстные любители музыки. Каждый из них. молодой или старый, играет на скрипке или балалайке. У женщин довольно чистые и приятные голоса, но в напевах их песен есть что-то особенное, неправильное и дикое, сначала неприятное для слуха, но впоследствии оно может нравиться. Юкагиры при пении импровизируют не только слова песен, но и напевы, и потому здесь нет никаких народных, общих мелодий. Несмотря на такое разнообразие в музыкальном отношении, смысл песен юкагирских женщин почти один и тот же: жалобы на неверность или отсутствие возлюбленного. Иногда упоминается о соловье. сизокрылом голубке, решетчатых окнах и других предметах, ныне юкагирам совершенно не известных. Может быть, эти понятия принесены сюда предками юкагиров из других, более благословенных стран. Надо заметить, что в песнях никогда не упоминаются предания страны, хотя туземцы рассказывают много чудесного о похождениях своих предков. Мужчины воспевают собственные подвиги, поют про убитого оленя, медведя, или преодоленную опасность, превознося притом самыми лестными выражениями свое мужество, силу и ловкость.
"Народы России"
Все существование бедных жителей здешней бесплодной страны зависит единственно от охоты, и именно на оленей, доставляющих им пищу, одежду а отчасти и жилище. Оленей всего легче бить, когда они переплывают реки, потому здешние жители и не могут удаляться от берегов внутрь страны, в леса, или на тундры, где водятся другие сибирские звери. Время переправы оленей через Анюй составляет здесь важнейшую эпоху в году, и юкагиры с таким же боязливым нетерпением ожидают появления этого животного, с каким земледельцы других стран ожидают времени жатвы или собирания винограда.
Оленья охота в воде представляет нечто необыкновенное. Шум нескольких сот плывущих оленей, болезненное харканье раненых и издыхающих, глухой стук рогов, обрызганные кровью охотники, прорезающие с невероятною быстротою густые ряды животных, крики и восклицания других охотников, старающихся удержать табун, обагренная кровью поверхность реки - все это вместе представляет картину, которую трудно себе вообразить.
По окончанию охоты и раздела добычи, убитые олени тотчас опускаются в воду, потому что на воздухе они через несколько часов портятся. В холодной воде они безвредно сохраняются несколько дней, пока хозяева успеют выпотрошить и приготовить их для сохранения. Оленье мясо обычно сушат на воздухе, коптят или, при ранних холодах, замораживают. Особым лакомством почитаются копченые оленьи языки; их тщательно сберегают и подают на стол только при торжественных случаях.
"Народы России"
Теперь переместимся на Камчатку, где обитал народ, именуемый камчадалами. Их современное название - ительмены, еще их называют камчатскими индейцами. По мнению этнографов, их ближайшими родственниками являются аляскинские тлинкиты (колоши), а те, в свою очередь, генетически близки индейцам навахо.
Камчадалы далеко не привлекательны. Представьте себе неуклюжего, малорослого, смуглого и скуластого дикаря с подозрительно бегающими глазами, цепкими и тонкими руками, словно крадущеюся походкой, во всяком движение которого так и сквозит раболепство и лукавство. К этому же необходимо прибавить, что они почти никогда не моются и обладают каким-то особенным, только им одним свойственным, запахом перегнившей рыбы. Женщины их особенно противны. Тут нечистоплотность достигает своего апогея. Это просто ходячие зверинцы - и понятен ужас одного американца, которому пришлось провести несколько дней между этими изящными представительницами прекрасного пола.
Занятия камчадалов определяются временами года. Летом они ловят и сушат рыбу, собирают разные коренья, ягоды и мухоморы; осенью они продолжают рыболовство, бьют птиц, гусей, лебедей, уток, заготовляют лес; зимою охотятся за соболем и лисицею, плетут сети для рыбы, делают санки, перевозят запасы из летних промысловых шалашей в свои юртовья. Весною - начинаются морские звериные промыслы, ловля бобров. Все эти работы строго распределены между мужчинами и женщинами: первые бьют и ловят зверя, вторые занимаются его приготовлением. Первые строят юрты и балаганы - вторые шьют платья.
Пища камчадалов состоит главным образом из юколы, приготовляемой из всех рыб рода лососей. Каждую рыбу они делят на шесть частей. Бока с хвостом сушат на воздухе, спинки и тешки приготовляют особенно. Головы квасят в ямах, пока весь хрящ покраснеет - и несмотря на страшную вонь, едят их как лакомство. Остающееся на костях мясо снимают, сушат и толкут для примеси к вареву, а кости заготовляют для собак. Затем следует рыбья икра, которая сушится вместе с корою ивы и березы и употребляются в пищу во время промыслов и охот. Мясо и жир тюленя, моржа и др. морского зверя они также едят, приготовляя его с разными кореньями и травами. Ягоды и корни дополняют их неприхотливое меню.
"Страна холода"
Во время праздников и пиров камчадалы пьют настой из мухомора, или высушив этот гриб, глотают его целиком. Вслед за тем почти тотчас же наступает опьянение: это тот же гашиш. Русские казаки, употреблявшие это снадобье, рассказывают о нем самые удивительные вещи. Так, им мухомор приказывал удавиться, зарезаться, и это приказание непременно было бы исполнено ими, если бы не товарищи, вовремя останавливавшие расходившихся пьяниц. Другому казаку почудился ад и геенна огненная, причем тот же мухомор приказал ему исповедаться, что он и начал вслух на потеху хохотавших собеседников, выложив им все сокровенное. Коряки и чукчи едят мухомор, когда собираются кого-нибудь убить или решиться на опасное предприятие.
На своих пирах камчадалы также и поют. Песни их однообразны, хотя их ритм и мотивы не лишены своей приятности. Песни, преимущественно любовного содержания, сочиняются их девушками и женщинами.
В обычаях камчадалов весьма много странного. Вот как, например, у них еще недавно сводилось знакомство. Если один камчадал хотел короче сойтись с другим, то он, предварительно заготовив всякого рода припасов на десятерых, звал будущего друга к себе в гости. Юрта на этот случай топилась до невозможности. Хозяин и гость сидели в ней раздевшись. Затем последнему предлагались яства - и в то время как он ел, хозяин на раскаленные каменья очага наливал воду. Гость, по засвидетельствованию очевидца, старается все, что у хозяина приготовлено, съесть и жар его вытерпеть, а хозяин старается, чтоб гость взмолился и просил свободы от пищи и жару. Выйти из юрты гость права не имеет, хозяину же предоставляется оставлять ее, когда ему угодно. Гость откупается собаками или платьем.
"Страна холода"
Камчадалы занимаются с любовью разведением и воспитанием собак, которым живется у них несравненно лучше, чем прочим домашним животным - лошадям и быкам. Камчатские собаки закалены в далеких путешествиях и, несмотря на дурные дороги и неровную почву, бегут без устали на большие расстояния. Они мало отличаются от крестьянских дворовых собак; но камчадалы совершенно переделали на свой лад этих животных: они приучили их и к иной пище, и к иному обращению, и к своеобразному способу дрессировки. Из всех сибирских собак камчатские - лучшие по быстроте бега. Они так горячи, что часто на бегу повреждают себе члены, и от чрезмерных усилий шерсть их нередко бывает покрыта потом с кровью. Они очень сильны: четыре собаки могут везти троих людей вместе с их багажом и делают от 30 до 40 верст в день по дурным дорогам и до 80 верст по хорошей дороге. Если даже в Камчатку когда-нибудь проникнет образование, и жители ее сделаются более развитыми, нежели теперь, все-таки местные и климатические условия не изменятся и заставят всегда предпочитать езду на собаках всякой другой езде.
"Народы России"
Север Камчатского полуострова, Колымское и Корякское нагорья, и еще севернее, вплоть до Чукотки - здесь традиционно обитают коряки, древний палеоазиатский народ, родственный чукчам и ительменам. Коряки подразделяются на береговых, которые издавна вели оседлый образ жизни и тундровых, кочевников. Иногда среди береговых коряков выделяют алюторцев, не считающихся отдельным этносом. Иногда так называют всех оседлых коряков. Еще одно племя - кереки - до недавнего времени официально включалось в состав коряков, но сейчас их считают отдельным народом. Впрочем, кереки уже почти ассимилированы чукчами.
Лицо у коряков по большей части круглое, реже продолговатое; цвет кожи у них темно-желтый, но у женщин несколько нежнее и белее. Нос не особенно приплюснут, скулы не слишком выдаются, встречаются мужчины с орлиным носом. Лоб чаще высокий, глаза узкие и почти всегда темные. Рот большой, губы красные и не очень толстые. Верхняя губа несколько удлинена и придает лицу некоторое выражение. У коряков почти нет бороды, они вырывают бороду, когда она растет. Волоса у них черные, блестящие, прямые. густые и мягкие. Женщины заплетают две косы; мужчины стригутся очень коротко и оставляют расти только один кружок вокруг головы. Очень редко мужчины носят длинные волоса, в таком случае они их заплетают. Коряки обыкновенно среднего роста, хорошо сложены и сильны. Женщины у них маленького роста, толстые, но руки и ноги у них отличаются изяществом форм.
Кроме своего родного языка, очень, впрочем, бедного, коряки изредка говорят на языке чукчей, отчасти знакомом всем соседним народам. Местные русские говорят на корякском языке: им необходимо знать его для заключения торговых сделок. Корякский язык неблагозвучный; но так как он беден словами, то ему научиться нетрудно.
"Народы России"
Коряки разделяются по месту жительства и образу жизни на кочевников (оленных) и оседлых. Последние подразделяются на четыре племени, говорящие разными наречиями. Кочевники говорят на своем особом наречии.
Некоторые кочевые коряки из-за постоянных конфликтов с чукчами разорились, лишились своих стад и впали в страшную нищету. Коряки-кочевники отличаются от оседлых племен тем, что все их существование зависит от оленеводства. Оленеводство было главной причиною сохранения их народности и древних обычаев. Северный кочевник имеет весьма ограниченные жизненные потребности. Есть у него кое-что, чем он может утолить свой голод - он и счастлив, и благословляет свою судьбу.
У оседлых же коряков, добывающих себе пропитание охотою, мы видим совершенно иное: если охота не удалась,- им нечего обменять на зимние съестные припасы, и тогда они принуждены питаться рыбою вместо говядины, к которой они уже привыкли. Вследствие неудачной охоты они делают долги, или идут в батраки, утрачивая таким образом свою независимость, забывая свои первобытные нравы, обычаи и национальные привычки.
"Народы России"
Ныне оседлые коряки от русских торговцев заимствовали ложь, обман и воровство, а от американских китоловов - пьянство и распущенность нравов. При этих пороках оседлые коряки уничтожают в огромном количестве опьяняющий сибирский мухомор, продаваемый им тайно русскими купцами, так как торговля им запрещена законом, а этот яд может развратить и низвести человека до самого низкого уровня. Кочующие коряки, редко видя русских купцов и американских китоловов, не употребляют, или очень мало, русскую водку и американский ром, а потому умеренны, целомудренны, человечны и стоят выше оседлых в нравственном, физическом и умственном отношении.
"Живописная Россия"
Как видим, рисунки Булычова несколько, мягко говоря, приукрашивали действительность...
На женщине лежит все домашнее хозяйство, кроме того, она обшивает всю семью и занимается выделкою оленьих шкур. На обязанностях мужчины лежат все тяжелые работы по дому и вне дома. Молодые парни часто проводят лето со своими стадами далеко от юрт, расположенных по берегам рек и озер, для более удобного занятия рыбной ловлей. Пастухам приходится питаться одними только кореньями или от охоты на морских животных, преимущественно на тюленя, по причине огромного количества жира, добываемого из него.
Добывание леса для топлива сопряжено с большими трудностями: нередко корякам приходится пройти верст десяток и достать только немного мелкого кустарника. Кроме того, мужчины занимаются изготовлением байдарок и саней, оружия для охоты, рыбной ловлей и меновой торговлей. Коряки ежегодно платят ясак пушным зверем и еще обязаны содержать почтовое сообщение с Камчаткой.
"Народы России"
Браки у коряков заключаются с большими трудностями. Желающий жениться должен предварительно сделать подарки своему будущему тестю. Если подарки приняты, тогда жених поступает в услужение к отцу своей невесты, и на него взваливают самые тяжелые работы: заставляют пасти оленей и ухаживать за ними, добывать дрова. С невестою своей он никогда не говорит, да ее никто и не спрашивает о согласии, ее дело только повиноваться отцовской воле. Если жених нравится отцу невесты, тогда он за несколько лет неутомимой работы - иногда испытание продолжается лет десять - отдает ему в награду свою дочь, весьма непривлекательную, благодаря ее крайней нечистоплотности. Если жених не нравится, ему отказывают без лишних рассуждений, и тогда его многолетний тяжелый труд пропадает ни за грош.
В семейной жизни, как мужья и как отцы, - коряки отличаются нежностью чувств. От природы они добры, честны и справедливы. Гостеприимны до нерасчетливости: другу своему они отдают последний грош. Темперамента они по большей части живого, любят поострить, наделены от природы здравым смыслом, горячим воображением и иногда отпускают весьма удачные остроты. Но если их обидеть - тогда они не скоро забудут нанесенной им обиды и при случае отомстят за нее. Вообще в них хорошие качества берут верх над дурными, но, тем не менее, всякий мало-мальски образованный человек невольно отталкивается от них по причине их крайней нечистоплотности, перешедшей все границы. Невозможно без полнейшего отвращения смотреть на приготовление их пищи; одежда их с головы до ног усеяна разными скверными насекомыми; с самого дня рождения они никогда не моются; только случайно как-нибудь выкупаются в воде, упав в реку.
"Народы России"
В православие крещена только часть оседлых коряков, остальные кочевые и оседлые коряки принадлежат к шаманству. При шаманских их обрядах важную роль играет волчья шкура, потому что они почитают волка, считая его слугою злого духа. Многоженство допускается обрядами коряков, хотя они редко имеют более одной жены. У коряков существует странный обычай закалывать умирающих, что делается или самими умирающими, или кем-нибудь из окружающих, и в таком случае с большой церемонией среди всего кочевья. Умерших не зарывают в землю, по невозможности рыть замерзшую почву, но сжигают и пепел развеивают по воздуху.
"Живописная Россия"
От мест обитания коряков переместимся еще севернее. Здесь, в самом-самом дальнем северо-восточном углу евразийского материка обитает самый популярный из всех северных народов - чукчи.
Из всех племен северной Азии чукчи в наибольшей чистоте сохранили свою народность. Как все дикие, необразованные народы, чукчи имеют немногие потребности, легко удовлетворяемые произведениями оленьих шкур. Чукчи почитают себя счастливее всех своих соседей, и смотрят на них с сожалением. Легко и хладнокровно переносят они все недостатки и лишения, и не завидуют другим, видя, что за удобства и удовольствие жизни надо отказаться от своей природной независимости.
Чукчи переходят с места на место; но у них гораздо более оседлости, нежели у других кочевых народов. Они собирают запасы, и только скудость пастбищ и недостаток корма оленей могут принудить их переменить жилье. Наклонность чукчей к оседлой жизни проявляется и в бережливости, даже скупости, качествах, совершенно несвойственных кочующим народам. Одежда чукчей, широкая, неуклюжая кухлянка и длинные меховые шаровары, приспособлена к сидячей жизни.
Чукчи разделяются на два отдела: на оседлых или береговых, и на оленных или кочевых. Обе группы живут в согласии и взаимно снабжают друг друга жизненными потребностями. Береговые чукчи доставляют кочующим китовые ребра и китовое мясо, моржевые ремни, жир, а взамен получают оленьи кожи и готовые платья.
"Народы России"
Булычовский чукча почему-то напоминает мне советского торгового работника среднего уровня - завскладом, например, или товароведа...
Главное занятие береговых жителей составляет ловля тюленей и моржей. Волков ловят чукчи совершенно особенным образом: концы длинного куска китового уса заостряются и связываются ниткою. Образовавшийся таким образом круг обливается водою до тех пор, пока не покрывается весь толстой ледяной корою, не позволяющей ему разогнуться. Потом веревка разрезается и все обмазывается жиром. Такая приманка бросается на снег, и волк. найдя ее, с жадностью глотает; но в желудке его лед тает, китовый ус разгибается и заостренными концами умерщвляет зверя. Гораздо опаснее охота чукчей за белыми медведями. Чукчи отыскивают их среди неприступных льдов Ледовитого моря и убивают копьями.
"Народы России"
Многие чукчи крещены, но они остаются язычниками, не понимая собственно духа и смысла христианского учения. Крещеные чукчи исполняют только те христианские обряды, которые не сопряжены с трудом или издержками, и могут принести какую-нибудь пользу. Несмотря на крещение, богатые чукчи имеют по две, по три и более жен, которых они по произволу берут, оставляют и меняют на некоторое время на других. Но судьба чукотских женщин во многих отношениях лучше участи женщин других диких народов. Обычно чукча никогда не разлучается со своею женою, которая легко может заслужить уважение своего мужа и нередко управляет им и всем домом.
"Народы России"Чукчи, как и все дикие народы, суеверны. В каждой юрте имеется так называемый волшебный барабан, который употребляется при заклинаниях и ворожбе, а также множество амулетов, состоящих из разных деревянных предметов, волчьих или медвежьих черепов, плоских камней. Чукчи убеждены, что талисманы, которые они носят на груди, предохраняют их от болезней. Когда молодой человек идет свататься, он берет с собою волчий череп, который должен помочь ему сделать хороший выбор.
"Вдоль полярных окраин России"
На японочку похожа...
Экипаж чукчей состоит из маленьких легких нарт (саней), с полозьями из китового уса; нарты запрягаются собаками попарно и с собакой-вожаком впереди. Во время своих поездок по снежным полям чукчи часто распевают песни. Пение их очень однообразно и состоит большею частью только в подражании звукам животных.
"Вдоль полярных окраин России"
Молодые девушки забавляются иногда пляскою, которая состоит в том, что две из них становятся друг против друга или же рядом и покачиваются в обе стороны, затем прыгают обеими ногами сразу вперед и поворачиваются кругом. Во время пляски они поют, или, вернее сказать, хрюкают в такт.
"Вдоль полярных окраин России"
Чукчи не лишены чувства изящного, что доказывается рисунками, которые они вырезают на кости. Рисунки эти, конечно, очень грубы и говорят о примитивном состоянии чукотского искусства.
"Вдоль полярных окраин России"
Замечательно, как может существовать народ без всяких начальствующих лиц. Это можно объяснить только условиями жизни чукчей, где каждый живет отдельно, сам по себе и на большом расстоянии от своего ближайшего соседа. Такая жизнь дает возможность избегать бесчисленных поводов для споров и недоразумений, столь часто встречающихся у оседлых народов. Тем не менее видим же мы, что и кочующие народы создают себе начальствующих лиц, и даже народы, которые принуждены вести столь же изолированный образ жизни, какой выпал на долю чукчей.
Объяснение такого странного явления - не в одной изолированности. Чукчам с самого начала не приходилось защищать свою землю от враждебных соседей, да и сами они никогда не совершали завоевательных походов. В обычных случаях для живущего в одиночку номада вполне достаточно власти главы семьи, который существует, конечно, и у чукчей и умеет отлично держать в повиновении своих чад и домочадцев.
Но как скоро кочевников теснит враг, им необходим начальник. За исключением Чукотской земли, вряд ли существует другой населенный клочок в мире, который не подвергался бы нападениям разбойничьих соседей; только одни чукчи совершенно недоступны в своем естественном укреплении. Для отражения пограничных разбойничьих набегов, исходивших от коряков и оканчивавшихся угоном стад, не было никакой нужды в предводителе, набеги исполнялись и отражались несколькими главами семей.
"Путешествие по северо-восточной части Якутской области"
На восточном побережье Чукотки и на Аляске жили и по сей день живут эскимосы, по чукотски - "айванальыт". Г.Майдель ("Путешествие по северо-восточной части Якутской области") рассказывал о племени айгванов, частично уже смешавшимся с чукчами. Айгваны приходили на реку Анадырь, чтобы заняться рыбной ловлей и поторговать с чукчами, хотя им мало что было чукчам предложить.
До 1867 года России принадлежали Алеутские острова, коренное население которых, алеуты, были российскими подданными. Несколько сотен алеутов до сих пор живет на Камчатке.
Это - терпеливое, мужественное и честное племя. Собственность между ними неприкосновенна. Они не только не запирают ничего у себя, но имущество и посторонних людей - вполне обеспечено. Нет между ними и убийств. Самые ужасные страдания не вырвут у алеута стона или вопля. Попав в капкан, алеут будет неподвижно ждать, пока из его ноги не вынут глубоко вошедшие в тело зубцы. Алеут совершенно бесстрашен. Он считает за крайнее неприличие удивляться чему бы то ни было. Его ничем не обрадуешь, ничем не испугаешь, ничем не вызовешь в нем сильного впечатления. Алеут сохранил благородную гордость до такой степени, что считает оскорблением не только обидное слово, но и пренебрежительный взгляд. Он свято держит данные им обещания и никогда не лжет.
Больше всего алеуты любят водку и табак. Особенно же последний. Они смешивают его со стружками сосновой коры и вполне отдаются этому наслаждению, зажмуривая глаза. Трубка обходит круг собеседников. Ожидающие ее наслаждаются созерцанием приятных ощущений того, у кого в руках она находится в данный момент.
Не особенно развитый в умственном отношении, алеут отличается необыкновенною переимчивостью. Он с удивительною легкостью способен усвоить себе ремесло, виденное им вскользь. Таким образом, между ними, в последнее время явились столяры, плотники, кузнецы, слесаря и сапожники. Были даже примеры, что из алеута выходил недурной местный живописец. Большая часть мужчин-алеутов говорит хорошо по-русски, впрочем теперь, с уступкою этих земель американцам,- между ними развивается изучение английского языка.
"Страна холода"
А по соседству с алеутами, на побережье Аляски обитали колоши, или тлинкиты, которых я уже упоминал в связи с их генетической близостью с ительменами.
В журнале, из которого взята иллюстрация, рассказывается о вере колошей, которая заключается в жертвоприношении какому-то злому духу, которому нет даже имени. В качестве жертвы фигурирует кто-нибудь из невольников вождя. Обряд совершается без всяких приготовлений, и жертва до последнего момента не подозревает о своей участи. На бедолагу неожиданно нападают, сбивают с ног дубиной, а затем поражают кинжалом о двух лезвиях. Тело оставляют на месте жертвоприношения, на съедение зверям и птицам. А еще колоши верили в отдельный, собачий загробный мир, куда, помимо собак, попадали те, кто плохо обращался с животными, а также самоубийцы и колдуны...
Ой! А ведь мы давно уже в Америке! Продолжать наше путешествие уже нельзя, дальше уже некуда. Это означает, что проект "Этнографический обзор - Россия второй половины XIX века" закрывается. В 32 частях мы познакомились с более чем сотней наций и народностей, населявших Россию в те времена. Почти все эти народы сохранились и по сей день, некоторые из них обрели свою государственность, но представителей подавляющего большинства этих народов мы можем встретить в современной России. Так что давайте будем взаимно уважать языки и культуры, традиции и обычаи друг друга, к какой нации и народности бы мы ни принадлежали. На том Россия стояла, и стоять будет.
К оглавлению этнографического обзора