Оригинал взят у
zidanio в
Этнографический обзор - Россия второй половины XIX века (29) 29. Народы Севера и Сибири: тунгусы, якуты, долганы, татары.
В
предыдущей части обзора мы начали путешествие по северным пределам Российской империи с запада на восток и остановились где-то в окрестностях Енисея. Продолжим наше продвижение на восток вдоль Ледовитого океана, но заглянем и в сибирские края, потому что народы, о которых в основном пойдет речь - тунгусы (эвенки) и якуты - расселились не только на "северах", но и в глубине материка. Заодно поговорим еще о кое-каких народах и специфических этносоциальных группах, обитавших в этих суровых краях.
При подготовке материалов этой части обзора использовались следующие текстовые источники:
- "Народы России. Этнографические очерки" (издание журнала "Природа и люди"), 1879-1880;
- А.Миддендорф, "Коренные жителм Сибири", 1878;
- "Живописная Россия", т.12, ч.1, "Восточная Сибирь", 1895;
- Н.В.Латкин, "Енисейская губерния, ее прошлое м настоящее", 1892.
Как всегда, богато иллюстраций как из перечисленных, так и из других изданий, фотографий и рисунков XIX века.
Тунгусы, или как теперь их называют, эвенки, хотя и не слишком многочисленны, но расселены по очень обширной территории. Корнями тунгусы уходят в Забайкалье и Манчжурию. Расселяясь на север, они ассимилировали племена аборигенов, и поэтому северные тунгусы отличаются от забайкальских, которых называли ороченами и манеграми (к ним мы еще вернемся позже). Тунгусами также иногда именовали эвенов (ламутов) и негидальцев, которых мы также не забудем рассмотреть отдельно в одной из последующих частей обзора.
Тунгусы среднего роста, имеют голову овальную, лицо, скорее круглое, чем продолговатое, цвет кожи искрасна-смуглый, грудь у них широкая, лоб широкий и плоский, глаза узкие, черные или карие, брови дугообразные, нос плоский, скулы выдающиеся, рот широкий, волоса черные, жесткие и прямые, не чесанные и не мытые от рождения. Бороду и усы имеют редкие и в большинстве не дают им расти, всё выщипывают, чтобы зимою не намерзало. Женщины, кроме очень молодых, крайне безобразны и все вообще донельзя нечистоплотны, никто и никогда не моется.
Характер у тунгуса вообще пылкий и легко возбуждающийся, в особенности под влиянием водки, но вместе с тем тунгус, безусловно, ловкий и неустрашимый охотник и до крайности добросердечен. От смеси с другими соседними инородцами, остяками и в особенности якутами, а также с русскими казаками и промышленниками, не брезговавшими в этих отдаленных и пустынных краях тунгусскими женщинами, первоначальный тунгусский тип ныне претерпел некоторые изменения.
"Енисейская губерния"
Образ жизни оседлых тунгусов совершенно различен от кочевых. Оседлые тунгусы имеют в своих поселениях небольшие постройки, где кроме общего семейного помещения вы найдете у каждого тунгуса отдельную, чистую комнату для приема почетного гостя. Печи считаются ненужными, и они заменяются обыкновенно камельками, тщательно обмазанными и выкрашенными глиною. В окнах, за неимением на севере Сибири стекол, употребляются слюда и очищенные пузыри нерпы, а то и толстый лед. В целом хозяйство оседлых тунгусов приближается к русскому сельскому быту, даже в отношении скотоводства, несмотря на то, что весьма немногие из них привыкли к этому роду занятий. Оседлые тунгусы охотно улучшают свой быт, и таким образом обращают на себя внимание торгующих кочевых инородцев.
Само собою разумеется, что вечно кочующему оленному тунгусу нужно иметь переносное жилище. Он покрывает свою палатку замшею или внутренним слоем бересты, которому придает гибкость кожи тем, что моет его, коптит и держит на водяных парах. Юрта оседлого тунгуса состоит из квадратного пространства с плоской земляной крышей, и такой величины, чтобы она быстро прогревалась камином из битой глины.
Есть тунгусы сидячие, не имеющие оленей и домашнего хозяйства. Образ жизни их, при недостатках. которые они претерпевают, заслуживает сострадания. Жилища их состоят большею частью из таких землянок или юрт, помещение в которых в зимнее время может быть допущено только при тяжелых условиях того животного состояния, в котором эти люди остаются по причине нищеты. Одежда приобретается ими от оленных тунгусов в виде подаяния, а дневную пищу их составляет рыба, добытая в течение дня. В случае же неулова рыбы, нередко бывает, что они по нескольку дней остаются без продовольствия. Все их достояние состоит в шести-семи собаках, с помощью которых они переезжают с одной речки на другую для рыбной ловли, единственно поддерживающей их существование.
"Народы России"
Только одна крайняя нужда может заставить тунгуса бросить свою свободную жизнь в лесах. потому что тунгус - это кочевник, со всей страстью души. Уже через несколько дней он переносит свою палатку на другое место и утверждает, что не существует худшей доли, чем жить постоянно на одном и том же месте по-русски или якутски. Своею беззаботностью и веселостью, подвижностью, ловкостью и остротою, приятностью и веселым юмором, тунгус отличается от всех прочих сибирских племен: мрачного самоеда, неуклюжего остяка, кислого, неприветливого якута, и потому тунгуса можно назвать французом тундры и леса. Нравственно он, впрочем, гораздо хуже, ибо хитер и пронырлив.
"Народы России"
Одежда тунгуса очень соответствует его подвижности, и в то же время показывает его легкомыслие. Он не одевается в неуклюжую шубу из шкур оленей, а из тех же шкур шьет себе особый костюм, обыкновенно украшенный бусами, полосками сукна и конскими волосами, и настолько узкий, что едва можно застегнуть, ибо по тунгусской моде нужно оставлять грудь открытою, чтобы видна была расшитая бусами нижняя одежда, покрывающая грудь. На голове тунгус носит татарскую ермолку, всю унизанную бусами. Короткие, доходящие до колен панталоны, из тонкой замши, и башмаки, точно так же украшены полосками из бус; на плечах висит ожерелье из бус и мешочек с огнивом, трутом и кремнем.
"Народы России"
Тунгусы женятся в зрелых летах, и нередко жениху бывает 30-35, a то и более лет, а невесте 12-14 лет. Всякое сватовство, как у христиан, так и язычников, связано с уплатой калыма родителям невесты, смотря по ее достоинству, от 2 до 10 оленей; нередко добавляются к этому кое-какие домашние вещи, а то и деньги, если таковые у кого водятся. Девушка, несмотря на то, что до свадьбы у ней были любовники, также свободно выходит замуж, только калыма платится за нее меньше. К просватанной невесте жених, уплативший часть калыма, ходит как к своей жене.
Жену тунгус любит и ласкает. Если он некрещеный, то имеет не одну, а две или три жены, и во избежание ссор для каждой делается отдельный чум. Хотя нравственность тунгусок не особенно высока, неверных жен относительно немного. Девушки ведут себя довольно свободно, и любовные шашни между молодежью нередки, да впрочем, на это и мало обращается внимания.
"Енисейская губерния"
Я не знаю другого народа, у которого большую часть года жизнь проходила бы так уединенно. Каждый чум сам по себе отправляется в лесную глушь, предаваясь охоте или рыбной ловле. Из этого обстоятельства у тунгусов развилось и первобытнейшего рода письмо, состоящее из знаков. Так, в лесу вы встречаете срубленное деревцо, в зарубке которого торчит стрела концом вниз. Это значит: я расставляю луки поблизости. Если стрела смотрит вкось кверху, то охотник ушел далеко. Ветка от куста, втиснутая таким же образом, указывает на присутствие охотника на близком расстоянии. Положенный через след сучок запрещает идти дальше по этому направлению; чурбан, положенный на таком месте, где прежде находился вход в чум, не позволяет или не советует устраивать туг чум. Лошадиная голова, нарисованная на снятой с дерева коре, предлагает искать лошадь, пропавшую на месте привала.
В случае болезни или погибели кормильца, иное семейство беспомощно погибает от голода. Разговор с тунгусами, мимоходом, касается того или другого случая подобного рода, как будто это так и должно быть. Находят скелеты или замечают, что недостает знакомых: все они погибли бесследно. Я встретил три совершенно обедневших тунгусских семейства. У одного из них был всего один северный олень, у другого три, а у третьего их вовсе не было. Эти три семейства соединились между собою, чтобы помогать друг другу.
Как ни уединенно тунгус живет в своей глуши, все-таки он очень подвижен. Не повезет ему в одном месте, он отправляется в другое, и движется все дальше и дальше, так что постепенно, большею частью весьма небольшими переходами, посещает самые отдаленные местности и сходится с самыми разнообразными соседями.
Жизнь тунгуса представляет поразительную смесь кочевки с оседлостью. Он не упускает случая в течение года побывать в местах, отстоящих одно от другого на более, чем тысячу и даже две тысячи верст, тут занимаясь ловлей рыбы, там охотясь на лучших соболей. Но с другой стороны, он любит также постоянно возвращаться на зиму в те же места, где он ведет свои засеки, расставляет ловушки, устраивает ямы.
"Коренные жители Сибири"
Относительно пищи и питья тунгусы вовсе неразборчивы, и пьют и едят, что попадается. Одно из любимых их кушаний состоит из непереваренного содержимого желудка северного оленя; прибавив к нему ягод, они раскладывают его тонкими пластами на древесную кору и сушат на солнце или ветре. Тунгусы очень много употребляют кирпичного чая; они из него с жиром и ягодами приготовляют густую кашицу. От этого нездорового кушанья тунгусы еще более желтеют, хотя желты по природе.
"Народы России"Пища тунгуса незатейлива, он ест все что дает местная страна: рыбу, дичь и зверя, но любимая еда - оленина. Если можно достать - хлеб, каша с салом, хотя бы даже медвежьим, чай, сухари и водка. За водку все можете иметь, за водку все продается, ничего нет заветного, без водки у тунгуса пары рябчиков не купить, впрочем, это относится не к ним одним, а ко всем северным инородцам.
"Енисейская губерния"
Более половины тунгусов уже окрещены, а потому считаются православными христианами, но какие это православные? Они кое-как умеют креститься, да произносить: «Господи помилуй», да и то не все, о христианстве все их понятия этим только и ограничиваются. Правда, знает он что надо окрестить ребенка, повенчаться и похоронить умершего и за это дать «батьке» белку, песца, лисицу, рыбу или другую какую дичину или шкурку.
Вот пример уже несколько цивилизованного тунгуса. «Антошка», - спрашиваю я тунгуса-вожака, - «есть у тебя дети?» - «Есть двое, сыновья» - «A как зовут?» - «Один Илья-пророк, а другой Петр Сосулин!» (Сосулин - фамилия одного золотопромышленника).
Тунгусы гостеприимны и для гостя ничего не пожалеют, того же они требуют и в отношении себя. Между собою тунгусы приветливы и ласковы, к старшим почтительны и готовы помочь, чем могут, своему соседу и соплеменнику. Они не прочь и повеселиться, в особенности если есть водочка. Тунгусы песен не поют, а при круговом танце, вокруг воткнутой в землю палки, припевают в такт, переступая с ноги на ногу,- так проводится иногда вся ночь.
"Енисейская губерния"
Якуты, так же как и эвенки расселившиеся на обширной территории Сибири,- потомки тюркоязычных племен, около 1000 лет назад пришедших с юга и поглотивших мелкие племена аборигенов.
Якуты, занимающие большую часть Якутской области, не суть первобытные обитатели этой страны; они пришельцы с юга. Все согласны в том, что якуты татарского происхождения, но никто исторически не доказал, какие татары и когда переселились на берега реки Лены. Судя по тому, что они далеко распространились по области и размножились, можно только с достоверностью полагать, что они живут здесь давно.
Якуты вообще небольшого роста, с калмыцким типом лица. Глаза у них большей частью черные или темно-карие, малые и узкие; носы у них частью искривленные, а большей частью широкие и сплюснутые; волосы черные, как смоль, жесткие и щетинистые. Ростом они довольно высоки. Мужчины все ходят остриженные, с небольшими косами на затылках, и голобородые; они в молодые годы выдергивают из бороды волосы щипцами. Женщины обыкновенно отличаются длинными волосами, заплетаемыми в косы, малым ростом, менее грубыми чертами и широкими лицами.
"Народы России"
Якуты - народ в полном смысле пастушеский; главное богатство его заключается в многочисленных табунах и стадах рогатого скота, доставляющих якутам почти все необходимое для пропитания и содержания. Изобилие пушных зверей, обитающих в бесконечных лесах, и прибыль, получаемая от продажи их русским, пристрастили якутов к звероловству, которым занимаются они с неутомимым рвением и удивительным искусством. С самого младенчества приученные к лишениям всякого рода и в них закаленные, якуты с величайшим терпением противостоят всем житейским нуждам, неразлучным с суровым климатом их земли. Они кажутся почти совершенно нечувствительными к стуже и почти до невероятной степени могут переносить голод.
"Народы России"
В чертах лица и одежды якуты почти не отличаются от тунгусов, но разница в образе жизни тех и других тотчас же бросается в глаза. Я был поражен, встретив под 70° широты и всего в каких-нибудь 30 верстах от лесной границы - лошадей и коров! Это казалось мне тем более удивительным, что на Лене скотоводство встречается только разве до Якутска и его ближайших окрестностей. Поэтому можно только предположить, что якут, происходящий от истинно пастушеского племени, мог все-таки, несмотря на затруднения, поддержать здесь скотоводство, в то время как тунгус, происходящий от рыбаков и охотников, не имеет для этого ни желания, ни достаточных познаний. Русские же в этом краю преимущественно занимаются торговлей и тоже не чувствуют склонности к сопряженному с большими хлопотами скотоводству.
Якут Мартын Борогон, у которого я нашел целое стадо, имел не менее 20 лошадей и более 10 штук рогатого скота. Первые лошади были приведены сюда еще его дедушкой, имеющиеся же теперь родились и выросли здесь. Они, хотя и низкорослы, но весьма крепки, имеют плотную шкуру и отлично переносят здешнюю стужу. Днем и ночью, зимою и летом их держат на открытом воздухе, и только с жеребятами обходятся несколько нежнее. Зато рогатый скот требует гораздо больше забот. Хлев, например, примыкает к самой юрте и от нее заимствует свое тепло, а чтобы не дать доступа холоду, хлев имеет только одну дверь - в юрту же. Вследствие этого атмосфера, царствующая в юрте, может показаться европейцу не слишком приятной, в особенности еще, если к теплой печке хозяин принесет из хлева нескольких своих любимцев. Впрочем, труды по уходу за рогатым скотом богато вознаграждаются, и здешние коровы славятся своей удойливостью.
"Живописная Россия"
У якутов бывают жилища двоякого рода. Летом - «уросы», род легких конических шатров, составленных из жердей, обтянутых берестою. В них кочуют они по обильным травою лугам, на которых пасутся их стада, между тем как хозяева стад запасаются на зиму нужным количеством сена. С наступлением зимы переходят якуты в свои теплые юрты. Это род хижин из тонких бревен, в виде отрезанной пирамиды, покрываемой снаружи толстым слоем травы, глины, дерна и имеющей размер сообразно с потребностями в ней помещающихся.
"Народы России"
Окна заменяются тускло освещающими внутренность небольшими квадратными отверстиями, в которые зимой вставляют льдины, летом вклеивают рыбьи пузыри, а иногда пропитанную жиром бумагу. У бедных глиняный пол опускается вниз обычно на два или три фута и плотно утаптывается, у богатых - поднимается и выстилается досками. Дверь делается посредине и всегда к востоку. Вдоль стен устраивают из лежачих шестов широкие лавки, похожие на низкие полати, которые вместе служат и кроватями, и, по числу жильцов, по крайней мере, женатых, разгораживаются слегка на несколько отделений.
Посередине юрты, ближе к дверям, ставится чувал, род очага или открытого камина, с трубою, проведенною в кровлю. В нем горит беспрестанно огонь, для тепла в юрте и для варки пищи. По стенам развешиваются платье, белье и другая домашняя рухлядь, но во всем господствует беспорядок и величайшая неопрятность. Вне юрты ставят кругом еще несколько подобным образом построенных сараев для коров.
"Народы России"
Якуты представляют замечательное явление покоренного народа, навязавшего победителям свои обычаи и язык. В Якутске несравненно более говорят по-якутски, чем по-русски, ибо почти все тамошние ремесленники - якуты; все няньки - якутки, и даже богатый русский пушной торговец нередко женится на якутке Даже тунгусы и их жены, живущие в пустыне между Якутском и Охотском, говорят весьма чисто по-якутски. По-русски же многие якуты весьма плохо понимают.
"Народы России"
При значительной инициативе и ассимиляционной силе якутов, этот даровитый народ обладает такою необыкновенною способностью приноравливаться к естественным условиям и к обычаям других стран и других народов, что в этом отношении он составляет полнейшую противоположность к неподвижному национальному характеру евреев, которые везде так долго остаются одними и теми же. Среди первобытных порядков тунгусских или самоедских, якут в самое короткое время становится тунгусом или самоедом, но не останавливается на этом превращении и не погрязает в нем, а напротив, вскоре в этом новом своем качестве начинает превосходить других. Железное, закаленное тело его позволяет ему браться за любую работу в новой обстановке, а превосходство его изворотливого, живого ума вскоре возвышает его над этой обстановкой. Мирно властвуя над приютившими его, якут в скором времени начинает эксплуатировать их. Являясь среди русских, он вскоре приучается возвышаться до их уровня; затем, благодаря своему знанию людей и хитрости, быстро подмечает их слабости и тотчас же ловко приноравливается к новым условиям. Как только он попадает под гнет чиновного взяточничества, так он с замечательною быстротою осваивается со всею грязью официального бумажного прикрывательства и надувательства, знакомится с тонкостями разных формальностей и делового хода, эксплуатирует взяточничество и становится одним из самых отъявленных кляузников и крючкотворов.
"Коренные жители Сибири"
Якуты - превосходные кузнецы и, вообще, достигают довольно значительного искусства в обработке разных металлов. Я видел весьма искусно сделанные ими украшения из серебра и железа, имеющие большое сходство с кавказскими изделиями. Они сами делают все свои хозяйственные, домашние орудия: ножи, колья для охоты на медведей и прочее, и прекрасно воспроизводят все металлические изделия, привозимые сюда русскими.
Кроме металлических изделий, якуты превосходно исполняют токарные работы, вытачивая из мамонтовой кости вещицы, не уступающие по чистоте отделки китайским произведениям в этом роде. Но у якутов нет оригинальности, вымысла; они могут работать лишь по данным образцам, европейским или китайским. Вообще у них большая склонность ко всем ремеслам. Из якутских изделий особенно славятся непромокаемые сапоги из лошадиной кожи с мягкими подошвами, которые совсем не пропускают воду. По оригинальности своей заслуживают внимания ковры из черного и белого конского волоса, сплетенные так, что образуются разные рисунки, чаще, впрочем, в виде шахматной доски.
"Живописная Россия"
Якуты бывают очень обжорливы. Кроме говядины, едят в большом количестве конину. Главное их лакомство - жир. В большие праздники они поглощают громадное количество масла, большею частью топленого. Из коровьего и кобыльего молока они приготовляют разные продукты: кумыс и кушан. Врангель называет последнее «якутским маслом», мне давали его под именем «коньяка». Это - смесь творога и масла, иногда с прибавкой брусники, с которой кушанье это очень вкусно и напоминает наше фруктовое мороженое. Склонность к жирной пище распространена, впрочем, у всех северных народов и объясняется суровостью климата. Я всего лучше предохранял себя от холода, съедая утром, за чаем, прежде чем уйти со двора, несколько кусков вареного горячего оленьего жира. И это служило для меня лучшим предохранительным средством от ледяной температуры, чем все остальные съестные припасы.
"Живописная Россия"
Хотя якуты по христианскому закону и не должны иметь более одной жены, однако редкие из них не имеют двух, на что наши священники смотрят сквозь пальцы. Обычай женить детей еще в малолетстве существует между якутами, но все же чаще молодые люди сами находят себе невест. В этом случае, с согласия родителей жениха, посылается сват к отцу невесты, и они договариваются о калыме и приданом, которое всегда бывает ровно в половину от калыма; туда же включается и лошадиное мясо. Потом уже спрашивают согласия невесты; при этом ее молчание означает согласие. После начала выплаты калыма жених приходит в дом невесты на правах мужа, а по окончании выплаты невеста переезжает в дом жениха.
"Народы России"
Мужчины и женщины страстно любят курить. Так называемый черкасский табак они покупают у русских купцов и курят его из самых маленьких трубок, употребительных у всех народов восточной Азии, в том числе у японцев и китайцев. При курении они затягиваются: им нравится одурение от крепкого табаку. В последнее время у них входит в большее и большее употребление водка, которой они прежде не знали.
"Живописная Россия"
Одежда якутов похожа на тунгусскую. В глухих местностях, отдаленных от торговых путей, она состоит из кож и мехов; зажиточные люди шьют себе одежду из материи, а старшины обшивают ее даже золотыми позументами. Многие якуты совершают зимою большие переезды, и притом исключительно верхом. Поэтому кафтаны их, несколько короче тунгусских, имеют разрез сзади, чтобы удобнее было сидеть верхом, а ноги защищены несколькими меховыми брюками и чулками. Одежда женщин очень похожа на мужскую, только несколько длиннее. Якутки любят носить разные уборы, преимущественно из серебра.
"Живописная Россия"
Польза от развития русской цивилизации между якутами не может подлежать никакому сомнению. Якуты научились у русских земледелию и самым разнообразным ремеслам. Влияние русского духовенства также весьма велико; сверх того и правительство доставило якутам возможность получать образование, учредив в Якутске гимназию. Цивилизующее значение этого учебного заведения очень велико и важно для всего края.
"Живописная Россия"
Якуты теперь почти все крещены, но огромное большинство их, особенно в отдаленных местностях, только числятся христианами. Язычествующие якуты, кроме идолов, поклоняются огню и солнцу. Огню они приносят в жертву пищу, чтобы он не причинял им вреда. Они верят в существование «девяти небес», населенных стадами домашних животных. Дьявол играет у них большую роль. Шаманы и шаманки считаются его союзниками. Познания якутов в астрономии невелики, но есть вожаки по тундрам, умеющие распознавать путь по звездам. Якуты отличаются большою зоркостью и хорошей памятью.
"Живописная Россия"
Близкие родственники якутов, долганы, сформировались как народность только в первой половине XIX века. Большие группы якутов переселились в Туруханский край, где "объякутили" местное тунгусское племя и так называемых "затундренных крестьян" - русских старожилов Таймыра, обитавших там еще с XVI века. В результате такого смешивания и сложился долганский этнос. Долганский язык можно считать наречием якутского языка, хотя и сильно обособленным под влиянием эвенкийского (тунгусского) языка.
Долгане имеют более тунгусский, чем якутский тип. Лицо продолговатое, лоб довольно высокий, выражение лица серьезное, умное и добродушное. Между женщинами встречаются миловидные лица. Девушки долганские славятся красотой и пылкостью характера. Мужчины и женщины заплетают волосы в косы и надевают наличник из бисера. Верхнее платье похоже на русскую поддевку; подол его убирается разноцветным сукном, вместе с бисером, а по краям оторачивается меховою опушкою. Зимою надевают шубы.
В старые годы, даже еще в нынешнем столетии, у якутов и долган отец нередко продавал свою дочь или сестру заезжему гостю, пожелавшему за это приятное угощение хорошо заплатить или даже даром, если этому гостю нужно было чем-нибудь особенно угодить, ради своего личного интереса или прибытка. Ныне обычай этот совсем вывелся. Девушки, в особенности долганки, несмотря на подчинение их воле отца, а за неимением его - старшего брата, не склонны выходить замуж по принуждению, а стараются сами выбрать себе суженого. Они не стесняются заводить любовные сношения с молодыми людьми, и это не ставится им в порок.
У якутов и долган немало песен, в особенности любовных, и песни эти - не набор слов или отрывки каких-то бестолковых фраз, как у других инородцев. Они имеют все признаки поэзии и одушевлены искренним чувством, хотя в них заключается, по нашему понятию, немало нецензурных выражений, так как все вещи и действия называются в них полных их именем, без всякого стеснения, как вообще у всех первобытных детей природы.
"Енисейская губерния"
Сибирские татары - коренной этнос Сибири. Ближайшими историческими предками различных территориальных групп современных сибирских татар считаются кыпчакские тюркоязычные племена, обитавшие в XII-XIII вв. на широких пространствах от Западно-Сибирской низменности до низовьев Волги. Сибирские татары живут главным образом в сельских местностях, селения их вкраплены среди русских селений. В меньшем количестве они живут в городах Западной Сибири: Тюмени, Тобольске, Томске, Таре, Барабинске, Новосибирске, Омске. Сибирских татар принято делить на три этнотерриториальных группы: тоболо-тюменских, барабинских и томских татар. Некоторые исследователи считают сибирскотатарский язык восточным диалектом татарского языка, другие - самостоятельным языком.
В XIX веке существовала определенная путаница в названиях народностей, и к сибирским татарам причисляли также хакасов, называя их "минусинские татары" и даже бурят ("братские татары"). С этими народностями мы поближе познакомимся в следующей части обзора.
Теперь - не совсем о национальной специфике. В исследуемых нами местах обитали особые группы населения, аналогов которым практически не было в других регионах России. То есть, это были этносоциальные общности, характерные только для Сибири и, в меньшей степени, для Дальнего Востока. Одной из таких групп были переселенцы из Европейской России - в основном русские, а также украинцы и белорусы.
В XVIII - XIX вв., вплоть до отмены крепостного права, основную массу переселенцев составляли государственные крестьяне северных губерний России, свободные от крепостничества. Большинство из них были крестьянами-середняками, имевшими опыт устойчивого хозяйствования, людьми трудолюбивыми и настойчивыми. За 5-10 лет проживания в Сибири они обрастали крепкими подворьями.
После отмены крепостного права тронулись в путь на поиски свободных земель в основном, опять же, крестьяне-середняки. Они имели кое-какие средства, распродавали имущество, чтобы собрать денег на дальнюю дорогу. Беднейшее крестьянство не имело средств на переезд, а из зажиточных пускались в путь немногие, так как им было неплохо и на родине. В 1880-е годы Сибирь, где не было помещичьих хозяйств и существовали огромные массивы свободных земель, стала главным районом переселения.
Пересенцы в Сибирь имели ряд льгот: им давали ссуды на продовольствие и покупку семян, освобождали от уплаты казенных сборов и арендных платежей за отведенные земельные наделы на три года, с них снимались все недоимки и выкупные платежи.
Сначала в Сибирь засылали ходоков, которые выбирали место будущего заселения. Затем, получив от ходока письмо, собирались в дорогу. Путь до Енисейской губернии пешком занимал от 3 до 7 месяцев. Иногда шли с остановками на зиму, чтобы подзаработать и двигаться дальше. Переселенцы шли в сутки по 35-40 верст. Крупными партиями по 60-100 семей шли до намеченной губернии, а далее по уездам: затем расходились отдельными семьями по селениям.
Еще одна специфичная для Сибири категория - ссыльно-каторжные, приговоренные к принудительным работам. К концу XIX века их было около 11 тысяч человек. В основном это были уголовные преступники, "политических" было на тот момент 180 человек.
Здесь ссыльно-каторжные трудились...
... а здесь они жили.
Осужденным на каторжные работы после отбытия в остроге испытательного срока (1-2 года) дозволялось жить отдельно, в поселениях при острогах.
Ну, а те, кто не хотели мириться с положением каторжника, переходили еще в одну самобытную категорию, приумножая ряды сибирских бродяг. Беглые ссыльные становились настоящим бедствием для Восточной Сибири, сбиваясь в хорошо организованные шайки. Сельская полиция в силу своей малочисленности была не способна организовать эффективную борьбу с такими ссыльными. Городская полиция все же вела борьбу с бродягами, но повсюду победа была на стороне последних, так как арест и тюрьма никогда их не страшили.
Народ, тем не менее, зачастую относился к бродягам сочувственно. О них слагались народные песни. Их, как известно, крестьянки кормили хлебом, а парни снабжали махоркой.
Давайте же и мы, дорогие читатели, будем стараться проявлять милость к падшим и снисходительность к слабостям окружающих!
К оглавлению этнографического обзора