Dec 04, 2012 00:52
Артистам по дороге в Китай надо было зарабатывать на пропитание. А увиденное и услышанное по дороге питало их творчество.
Жонглеры, фокусники, акробаты были народом странствующим, перебиравшимся в поисках заработка от места к месту. Они появлялись на праздниках, на ярмарках, на больших базарах.
Прибыль мимов и их подельников от таких гастролей была огромна. Одна нефритовая маргарита в дешевом устричном пенале, проданная в Риме, обеспечивала безбедную старость.
Белизна, размер, округлость, гладкость, вес - вот все те качества, за которые ценится жемчуг , и сочетание которых настолько непостоянно, что невозможно встретить две одинаковые жемчужины, откуда и название «унион» (единственный), данное жемчугу, разумеется, римскими любителями роскоши, ведь на самом деле, ни у греков, ни у варваров, которые открыли жемчуг, ему не дают никакого другого наименования и называют только margarita.
Хотанский нефрит, камни Восточного Туркестана и побрякушки из них оказались весьма востребованным в Риме. Как и другие невиданные предметы с Востока.
Плиний Старший утверждает, что даже римские бедняки стремились иметь маргариты, а женщины цепляли маргариты к ушам, наслаждаясь производимыми им звуками. Китайские нефритовые поделки (очень дорогие в Китае) заполонили Рим времен Плиния.
Это может значить только одно: грабеж Китая был поставлен на широкую ногу. Действительно, время жизни Плиния совпадает с бедствиями, обрушившимися на Китай. Правления Чэн-ди и Пин-ди были ознаменованы соперничеством между женами императоров и отсутствием явного наследника. Слабость императоров дошла до того, что Чэн-ди в угоду новой наложнице велел умертвить сыновей от других женщин. Смерть обоих императоров наступила неожиданно и породила множество слухов.
После смерти Пин-ди регентом был назначен его тесть Ван Ман, принадлежавший к могущественному клану Ванов. Ван Ман предпринял попытку спасти государство преобразованиями. Он принял титул императора и попытался привлечь на свою сторону беднейшие слои населения. Стремясь ограничить частное земле- и рабовладение, узурпатор настроил против себя верхушку общества. Экономические реформы, призванные покрыть огромные расходы на боевые действия против хунну, не приносили ощутимых плодов.
Ван Ман оправдывал свои преобразования возвращением к старым китайским устоям. Но в провинциях уже орудовали шайки, главари которых присваивали себе императорский титул. Наконец самые дерзкие из бандитов, называвшие себя краснобровыми, вошли в императорскую столицу. Ван Ман был пленен, обезглавлен, а его тело изрублено на куски. Как отмечали хронисты, голодные поедали друг друга. Убитых насчитывалось несколько сот тысяч. Столица превратилась в развалины. Зараза гражданской войны дошла до Китая.
В результате победы движения краснобровых в 25 году императору Юсь Ханю удалось вернуть власть фамилии Лю. Хотя на первых порах на престолонаследие претендовали разные лица, восстановленная династия Хань просуществовала до 220 года под названием Поздней (Хоу) или Восточной (Дун) Хань. Прежняя столица после периода восстаний находилась в развалинах, и императоры вместо её восстановления предпочли перебраться в Лоян, где в 68 г. был основан первый в Китае буддийский храм, Баймасы.
Считается, что государство усилилось до такой степени, что нанесло решительные поражения кочевникам и предприняло попытки утвердиться в Средней Азии. Ханьский разведывательный отряд во главе с Гань Ином добрался до Междуречья. Солдаты Бань Чао, как считается, достигли Каспийского моря. Так далеко на запад китайские войска больше не зайдут до танского периода.
Итак, в I в. н.э. гражданские войны потрясли Китай. Хунну вышли из борьбы усиленным. Шаньюй Юй восстановил мощь империи Модэ. Когда посол нового императора предложил Юю возобновить договор, заключенный Хуханье в 47 г. до н.э., шаньюй возразил, что времена переменились: тогда Хунну было слабо, а Китай силен, сейчас же хунны заняли все пограничные места и восстановили границу, установленную первыми шаньюями. Гибель Ван Мана шаньюй также приписывал своему вмешательству и на основании этого от возобновления договора категорически отказался. Борьба между степью и городом была неизбежна, перипетии же ее составляли содержание новой эпохи. Обе стороны собрали все средства для войны - от длинного копья и тугого самострела до острого языка дипломата и шелковых нарядов для подкупа вельможных наложниц.
Мимы, жизнь которых напоминала цыганскую, были образцовыми создателями спроса на новые товары, особенно дорогие предметы роскоши.
А примечания долго тут постить.
римская эмиграция,
я,
римские невозвращенцы,
книги,
римские пленные