Общественное сознание невозвращенцев определилось с их бытием строго по Марксу.510
Янус определял бытие римлян с детства. Янус определял с детства римское мировоприятие, мировоззрение.
Но не сознание, не мировосприятие, не мировоззрение людей определяет их бытие, а, наоборот, их общее, общественное бытие определяет их сознание, их мировоззрение.511
Янус определил сознание Будды.512 Разницы, запоры в сознании стерлись бытием лагерников.513
С учетом тонкостей перевода германского языка Карла Маркса на язык русский, история римских невозвращенцев является прекрасным примером, иллюстрацией, к справедливости главной проповеди Маркса, марксистского евангелия.514 Ведь в сути своей она верна, как верны в сути своей проповеди Будды или еврейского Мошиаха-Христа.515
Нехитрое умственное действие лагерников фундаментально, революционно преобразило буддизм. Говоря языком буддологов, появился путь Большой колесницы, махаяны, ставшей в итоге наиболее распространенной разновидностью учения Будды, известной в Китае как чань,516 а в Японии как дзен.517
Впрочем, более разумным представляется мнение о полном тождестве махаяны и якобы предшествовавшей ей хинаяне. Во всяком случае, с точки зрения Будды должно быть так.518
510 Маркс К. Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 46, ч. 2, с. 407-96, 513-21.
511 Там же, т. 13, с. 6-7: «Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания... Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции».
512 С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства - от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче - от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что? сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по её сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями: Сочинения К. Маркса и Ф. Энгельса, изд. 2, т. 13. С. 1-167:
http://esperanto-mv.pp.ru/Marksismo/Krit/krit-00.html513 Удачное сравнение в военно-исторической литературе: А на запад идут и идут колонны войск. От проходящих колонн комиссары берут по нескольку человек, везут в Освенцим, показывают: сами смотрите, да товарищам расскажите! На машинах политотдела догоняют солдаты свои батальоны, рассказывают.
- Ну, как там, браток, в Освенциме?
- Да ничего интересного, - жмет плечами бывалый солдат в черном бушлате. - Все как у нас. Только климат у них получше: Виктор Суворов. Ледокол:
http://lib.ru/WSUWOROW/icebreak.txt514 Леонтьев Л. А. О работе К. Маркса «К критике политической экономии» (1859-1959), М., 1959; Малыш А. И. Формирование марксистской политической экономии, М., 1966. С.331-49; Выгодский В. С. Российские универсальные энциклопедии / Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия / Объединенный словник:
http://gatchina3000.ru/big/057/220_bolshaya-sovetskaya.htm515 «Учение Маркса всесильно потому, что оно верно»: крылатые слова В. И. Ульянова: Ленин В. И. Три источника и три составных части марксизма // Полное собрание сочинений. Т. 23. С. 43-44.
516 Абаев Н. В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. Новосибирск, 1983.
517 Судзуки Д. Т. Кацуки С. Дзэн-Буддизм: Основы Дзэн-Буддизма. Практика Дзэн. Бишкек, 1993; Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. М., 2003.
518 Хинаяна не является тибетским термином, это - термин санскрита-пали, и его резкое, уничижительное значение невозможно изменить любыми попытками преуменьшения. Чем же тогда является Хинаяна? Это буддизм Тхеравады? Нет, это, пожалуй, оскорбительно и, скорее всего исторически неверно. Действительно ли это духовная устремленность в Махаяне и Ваджраяне? Нет, это - тибетское theg pa dman pa, меньшие способности, а не санскритская Хинаяна, низменная колесница. Поэтому, в действительности, нет никакой Хинаяны. Хинаяна есть не что иное, как миф, путающий и дезориентирующий нас, и разумно мыслящие буддисты должны оставить это слово пылиться на полках музеев, которым оно по праву принадлежит, и найти другие слова для обозначения тех духовных устремлений, которые они хотели бы определить: Каре Альберт Лиэ. Миф о Хинаяне / Пер.: Олега Богославского: The myth of Hinayana, by Kare Albert Lie:
http://www.dhamma.ru/lib/authors/misc/myth.htmО, послушаю, пока пишу:
Click to view