Римские невозвращенцы

Nov 18, 2012 20:41


Ordo в Китае

36-35 гг. до н. э. дают яркий пример из жизни одной из орд невозвращенцев. Настолько яркий, что на него еще в 1941 г. обратил внимание Гомер Дабс.
Перебежчики-дезертиры из армии Антония предпочли стать невозвращенцами и сразу оказались ввязанными в войну хуннских вождей за власть. Их противников поддерживал китайский приграничный чиновник.
Вождя хуннов, который избрал римский лагерь своей ставкой, китайцы именуют Чжи-Чжи (Ши-Ши). Войсками ханьцев, пришедших его карать, командовали Гань Янь-шоу и Чэнь Тан. Необычность противника с которым они встретились была отражена во множестве рисунков, ставших позже источником для описания штурма в «Истории раннего Хань» Бань Гу, а непосредственно после экспедиции рисунки вызвали большое любопытство как двора, так и женщин императорского гарема (что необычно).
Римляне запомнились китайцам благодаря своей черепахе - боевому порядку «в виде рыбьей чешуи». Однако против самострелов не помогла и черепаха, лагерь китайцы взяли штурмом.
Вот как переводит рассказ Чэнь Тана о бое с участием римлян Боровкова:
«На следующий день прямо подошли к городу Чжи-Чжи на реке Дулай . Остановились в 3 ли (1,2 км - Л. Б.) и заняли позиции. Было видно, что над городом шаньюя водружены пятицветные знамена. Несколько сот латников находились на стенах, несколько сот конников скакали туда - сюда под стеной и более ста пехотинцев у ворот строем, (подобным) рыбьей чешуе, упражнялись с оружием. Находившиеся на стенах то и дело кричали: «Подходите, сразимся!»
(Вдруг) более ста конников устремились к лагерю (ханьцев), но, встреченные лавиной стрел, повернули назад. (После этого Чэнь Тан) послал множество командиров и воинов обстрелять конницу и пехоту у городских ворот, но те ушли внутрь (города). (Воспользовавшись этим), Яньшоу и Тан приказали войскам под бой барабанов подойти к стенам и окружить город со всех сторон. Каждый знал свое место: (одни) прорывались через ров (сянь), (другие) заваливали ворота, щитоносцы вышли вперед, за ними стали лучники и начали стрелять вверх в людей на вышке (лоу-шань-жэнь), и люди с вышки спустились вниз.
Перед земляной стеной (ту-чэн) была двойная деревянная стена (чжун му-чэн). Из-за деревянной стены (осажденные) убили и ранили многих осаждавших. Осаждавшие стали подносить хворост, чтобы поджечь деревянные стены. Ночью несколько сот конников хотели выехать (из города), но (осаждавшие) стрелами перебили их.
Сначала шаньюй, узнав о походе ханьских войск, хотел бежать, но засомневался: канцзюйцы ненавидят его и поддержат ханьцев изнутри, (а извне) выставили, как он узнал, войска Усунь и все царства, бежать некуда. И Чжи-Чжи, уже выехавший из (ставки), вернулся, сказав: «Лучше упорно обороняться. Ханьские войска пришли издалека и не смогут долго нападать». Затем шаньюй, облачившись в латы, поднялся на вышку. (Даже) жены шаньюя (яньчжи) и несколько десятков наложниц стреляли в осаждавших. Стрела осаждавших попала в нос шаньюя, погибли и многие наложницы. Шаньюй спустился (с вышки), сел на коня и, передав (командование) сражением, (удалился) в свои покои (да-нэи). За полночь ханьцы прорвались за деревянные стены. Осажденные ушли за земляную стену и с нее стали кричать, (так как) в то время более чем 10-тысячная канцзюйская конница с десятка направлений (подошла) и окружила город. При поддержке (осажденных) она ночью несколько раз нападала на лагерь (ханьцев), но безуспешно, и отступила.
На рассвете (ханьцы) со всех сторон подожгли (деревянные стены), командиры и войны от радости громко закричали. От барабанного боя задрожала земля. Канцзюйские войска ушли. Ханьские же войска под прикрытием щитоносцев прорвались через земляную стену внутрь. Более ста сынов и дочерей шаньюя укрывались в покоях, и ханьские войска подожгли (их). Когда командиры и воины с боем ворвались (в покои шаньюя), он уже умер от раны. Цзюнь-хоу-цзячэн Ду Сюнь отсек голову шаньюя (которую затем доставили в Чанъань. - Л. Б.). Были обнаружены две верительные грамоты ханьских послов и написанные на шелке письма Гу Цзи и других. Все захваченное имущество было отдано тем, кто его добыл. Убили жен (шаньюя), великого наследника, известных ванов и (знатных людей) ниже (по статусу) - всего 1518 человек; 145 человек взятых в плен живыми, более 1000 сдавшихся были переданы правителям 15 царств Западного края, выставивших (войска в этот поход)».
Из описания похода Чэнь Тана также известно, что стены взятого города были построены за два года ежедневной работы 500 человек. То есть, строительство лагеря было начато еще до разгрома Антония и велось неторопливо. Город был огражден рвом без воды, двумя частоколами и земляным валом. В город был один вход.
Переводчик подчеркивает, что кочевники таких сложных сооружений делать не умели. Как видим, к началу осады население города составляло около 3000 человек. По размерам разоренный лагерь был сопоставим с величинами упомянутых в 97-ой главе «Вэй Шу» столиц Западного края (Восточного Туркестана). В V в. они имели в окружности: Шаньшань (Чарклык) - 0,55 км, Яньци (Карашар) - 2 ли (1 км), Гуйцы (Куча) - 5 ли (2,6 км), Юйтянь (Хотан) - 8-9 ли (около 4,5 км), Шулэ (Кашгар) - 5 ли.
Были ли хунны и римляне в лагере родственниками? Считаю, что были. В таком случае сама история мятежа Чжи-Чжи предстает уже в ином свете.
В рисунках о победе Чэнь Тана (весьма отличных от традиционных китайских картин) можно разглядеть нечто похожее на римские триумфы, подобных тем, что проходили по улицам Рима по случаю побед Помпея или Цезаря. То, что в отряде невозвращенцев были ветераны обоих, сомнений не вызывает.
Пленных римлян привели в Китай и поселили в приграничье. В 35 г. до н. э. в провинции Ганьсу возникает город с названием Ли-сянь. Гипотеза о том, что название города - Александрия - связано с пленными римлянами обоснована Дабсом. Потом ее веско уточнил Вельгус.
В 9-м году уже новой эры узурпатор китайского престола Ван Ман, следуя конфуцианской доктрине выправления имен, переименовал Ли-сянь в Цзе-лу, что значит, согласно Дабсу, «Негодяи-трусы, (захваченные) при штурме» или же «Трусы-негодяи, (cформированные к) сражению» или же, согласно Вельгусу «Разоблаченные пленники-рабы» или скорее как город «Обнаружения варваров».
Вельгус ставит важный вопрос: с чем было связана дача городу названия с бранным оттенком Ван Маном через 40 лет?
Ван Ман захватил власть Китае в 7 г. н. э. (7-23 гг.). В китайской исторической традиции он считется узурпатором. После этого дипломатические отношения стран Центральной Азии и Китая были прерваны. Приход к власти Младшего Дома Хань в 25 г. также сначала не способствовал развитию этих отношений. Западный край находился в разрыве с Китаем в течении 65 лет, и только в 74 г. были возобновлены посольства. Это должно было сказаться на поставках нефрита из Хотана и цене на нефрит в Китае.
Любопытно, что появление римлян совпало с началом крутого перелома в китайской истории: падением династии, узурпацией Ван Мана, господством евнухов-кастратов в императорском гареме; вторжением обновленного буддизма и множеством других ярких событий.
В газете Dailymail от 29 ноября 2010 года сообщается об обнаружении в КНР поселка Ли-сянь и его необычных зеленоглазых коренных обитателях.
То, что часть невозвращенцев породнилась с хуннами, сомнений не вызывает. Военный взлет монголов в эпоху Чингиз-хана, не является чем-то изолированным, а соответствует уровню военного дела раннесредневековой Центральной Азии. Невозвращенцы стали причиной того, что сакское (юэчжийское, тохарское, кушанское) вооружение начало свое распространение на огромных пространствах от Японии до Восточной Европы; их укоренение проясняет появление у кочевников десятеричного пальцевого счета и алфавитов.
Тюркологи до сих пор не могут разобраться с потрясением, пережитым тюркскими языками. Предметы споров фундаментальны: от состава гласных древнетюркского праязыка, до грандиозной ломки тюркской падежной системы, выразившейся в появлении новой, шестипадежной.
Этническая история монголов также до сих пор разработана недостаточно.
Латинский след обильно представлен в тюркских языках и ныне.
Распространение буддизма также вызвало потрясение в китайском языке.
Путешественники любят оставлять записи о себе. Простое имя Тит нацарапано на одной из фресок Мирана в Восточном (Китайском) Туркестане. Еще один простой парень из Древней Италии Гай, отзывавшийся на кличку Царь (Rex), оставил свой автограф в Узбекистане. Это не было чем-то особенным. В Хотане был найден документ, свидетельствующий о присутствии иудеев.
До сих пор не определено происхождение и источники грандиозного тюрко-тибето-монголо-китайского эпоса о Гэсэр-хане. В своей работе об эпосе Ю. Н. Рерих пришел к следующим определенным выводам:
Первый: тибетское Кэсар (Гэсэр) представляет собой римский титул «цезарь», принятый кушанскими царями, а затем заимствованный ханами центральноазиатских тюркских племен через Хотан, составлявший часть Кушанской империи.
Второй: от центральноазиатских тюрков титул Кэсар был принят тибетскими и тангутскими племенами на северо-востоке.
Третий: совершенно ясно существование постоянной и древней традиции, связывающей имя царя Кэсара с народом Dru-gu (Gru-gu), или центрально-азиатскими тюрками, и страной Пхром (Кхром).
Выводы Рериха бесспорны.
Меж тем на тибетской карте, опубликованной уже после выхода работ Рериха и отражающей эпоху I века н. э. есть страна под названием "Царица Рим" (Гьялмо Кхром), что делает римское проникновение в Центральную Азию очевидным. Кто был этот легендарный Цезарь? Полагаю, это был Цезарион, сын Юлия Цезаря и Клеопатры, с байками о котором римские эмигранты строили себе новую Родину. Антоний провозгласил сына отзывчивой варварки от Цезаря царем царей и сыном божьим, заставил свою армию присягать юнцу. Но у многих из братков-невозвращенцев были детишки постарше Цезариона от разнокалиберных царских родов местных кочевников. Веселые и пошлые шутки напрашивались на язык умудренных и заматеревших бывших новобранцев войска Красса.
Невозвращенцы оставили не только материальный след, но и след мировоззренческий. Сейчас этот след называют буддизмом.
Часть I. Врастание и укоренение
Пленные и беглецы

Margo и маргарита
Вино и еда
Женщины и дети
По следу Красса
Гораций

Кельты и греки
Янус и Будда

римская эмиграция, я, римские невозвращенцы, книги, римские пленные

Previous post Next post
Up