Ощущения римлянина на чужбине в не столь отдаленных от Рима Томах хорошо описал 50-летний Овидий, изгнанный Августом. Жаловался римлянин Овидий на недостаток хорошего вина, по его словам, там не было развито виноградарство, и на отсутствие собеседников, говорящих на хорошей латыни.
Тысячи римлян, попавших в Центральную Азию, имели возможность общаться друг с другом на родном языке. Со времени первого потока пленных из войска Красса число носителей латинского языка в Маргиане постоянно увеличивалось. Что же до недостатка вина, о котором сетует в Томах Овидий, так именно со времени появления римлян в Маргиане там начинается стремительный рост производства и потребления этого напитка.
Мы имеем более 2100 черепков-остраков с записями и накладными приема-отпуска винного довольствия, малую часть огромного оборота расписок в архиве царских винохранилищ Михрдāткирт. Производство вина становится столь значительным, что в Маргиане начинают использовать для его хранения, врытые в землю огромные корчаги - хумы.
Хозяйственные документы, повествующие нам о важности учета вина в Маргиане того времени, написаны на языке Иисуса, арамейском. Предположу, что мужчины-семиты, плененные в Палестине, использовались парфянами чаще в хозяйственных, чем военных целях. В римском же народном сознании хозяева гостиниц и харчевен - и мужчины и женщины - пользовались недоброй славой.
Виноторговля стала настолько важна для парфянской казны, что это отмечено на монетах. На некоторых из них, например в чекане победителя Антония Фраата IV, изображены то ширококонусная, слегка крылатая гроздь винограда с двумя хлебными колосьями по сторонам, то пара плотных крупных конусовидных виноградных кистей по бокам от стройной амфоры с двумя ручками, на горлышке которой сидит со сложенными крылышками птичка (не римский ли это орел?).
Логично также связать воедино резкий рост производства вина в Маргиане, появление в Центральной Азии тысяч римских невозвращенцев и заимствование в китайский язык греческого όV - китайское 葡萄 pútao (пу-тао), виноград.
Римские воины знали толк в винах. Винный уксус - смесь кислого вина (acetum) с водой - в римской армии являлся непременным спутником солдата во время марша и на сторожевом посту.
Пленные попали в самый исторический центр виноградарства, что для любителей выпить вина, было утешительно. Надсмотрщики парфян привлекали пленных к сельхозработам, когда надо было увеличить число рабочих рук. Например, на осенние уборки винограда и заготовку вина.
Римские легионы в обеспечении быта рассчитывали на свои силы. Зерно составляло основу питания: около 1 кг на человека в день. Каждое отделение (contubernium) имело ручные жернова, а также котелки и сковороды для приготовления пищи. В маршевую пайку легионера входили каша или жесткие лепешки (bucellatum), кислое вино (posca) и бэкон. На границах, удаленных от продовольственных житниц Империи, обеспечение провиантом в значительной степени ложилось на плечи самих военных. Солдаты выращивали скот, устраивали земледельческие хозяйства, охотились. Солдатский рацион разнообразило посещение местных харчевен.
В плену рацион римлян резко изменился, он стал скуднее и непривычнее. Пленные близко познакомились с коноплей и обычными производными из нее в этих краях.
Люди Красса попали в плен ограбленными и запуганными. Пограбили победители и все имущество в обозах. Однако вряд ли победители обогатили себя римскими лопатами. Лопаты у пленных были. Особую роль в сплочении стада юнцов-новобранцев сыграли центурионы, уцелевшие после разгрома. Римский новобранец проходил довольно сложный и разнообразный курс обучения. Он должен был хорошо владеть лопатой и киркой, топором и пилой; с силой и без промаха метать копье, отражать ловко удары и умело закрываться щитом, хорошо колоть, рубить и умело наносить раны. Центурионы были обязательно знатоками той части военного дела, знать которую надлежало каждому солдату, и обучить которой свою сотню надлежало сотнику.
Принадлежность центуриона времен республики к бедному простому народу определяла его положение среди солдат. Он всегда выходец из солдатских рядов, свой брат солдатам, их непосредственный начальник, который живет все время с ними и почти так же как они; он ведет их в бой, учит военному делу, придирается к каждой дырке в тунике и к каждой неначищенной бляхе на поясе, не стесняясь пускает в ход виноградную лозу, символ своей власти, и, не задумываясь, умирает за своих солдат. Он - посредник между легионерами и высшим начальством. Центурионы - это костяк римской армии. Цезарь знал своих центурионов по именам. Жалости у этих людей искать вообще не стоит. Война не воспитывает мягкость нравов. Совершенная власть над побежденными давала победителю полный простор для разгула самых жестоких и самых низменных страстей. Солдаты не отставали от своих начальников.
Красс, погибнув, свою войну закончил. Для выживших центурионов война продолжалась. И они вели ее лопатами подчиненных.
Несмотря на образ воинственного народа, который парфяне имели на Западе у римлян, с восточными соседями они сосуществовали мирно. Заключались договоры, которые согласно парфянскому обычаю объединяли стороны в феодальной системе и обеспечивали права торговли.
Занятия пленных, отказавшихся воевать с соплеменниками, не изменились и в плену. Главным поначалу (помимо несения караульной службы) было строительство. Пожалуй, ни одна армия, за исключением советской, не строила столько, сколько строили римские легионеры. Строительная традиция римского войска уходит корнями в республиканскую древность, когда строили временные летние лагеря из дерна и земли для кратковременных стоянок (castra aestiva) и зимние лагеря для более длительного постоя - с использованием дерева. Место для лагерей - а нужна была ровная местность прямоугольной формы - подбирали землемеры. Поверхность земли выравнивали, а при необходимости даже насыпали недостающий для требуемой площади грунт.
Вслед за сооружением лагеря легионеры строили дороги. И сегодня путешественник, проезжающий по Англии или долиной Рейна, сможет легко отличить дороги, проложенные по следам римских. Римляне строили дороги и в Афганистане.
В латинском языке воинская служба метонимически обозначалась словом «пот» (sudor). Пока невозвращенцы потели над строительством, они получали жалование от парфян. Однако вряд ли оно было большим. Выручали новые родственники.
100 Овидий прибыл в Томы в 9 г. Считается, что Томы находились где-то в Западном Причерноморье: Подосинов А. В. Произведения Овидия как источник по истории Восточной Европы и Закавказья. М., 1985. С. 182-185.
101 Здесь и далее: Дьяконов И. М., Дьяконов М. М., Лившиц В. А., Масон М. Е. Налоговые парфянские документы II века до н. э. из Нисы // Материалы Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции. Выпуск 2. М.-Л., 1951. С. 36, 10-13.
102 Бухгалтерские записки очень красноречивы. Лишь бухгалтерские записи мы имеем еще от крито-минойской эпохи, однако парфянские более подробны: Дьяконов И. М. Лившиц В. А.. СПб, 2010. Новые находки документов в Старой Нисе // Переднеазиатский сборник II. Дешифровка и интерпретация письменностей Древнего Востока. М., 1966. С. 134-157. Своим пониманием особенностей службы в государственном вещевом довольствии я обязан своей матери Антонине Андреевне.
103 Эти корчаги обычная добыча археологов. Подземные хранилища для вина найдены в Помпеях: Сергеенко М. Е. Помпеи. СПб, 2004. С. 243. В подобной корчаге, бочке (dolium), наполовину врытой в землю, героиня Апулея прятала любовника от мужа (Apuleius. Metamorph. IX, 5-7). В слове HMB (последний знак расплылся или плохо читается) документа из Нисы вижу связь с формой humō от лат. humus.
104 Предок сирийского языка. Арамейский был языком международного общения на Ближнем Востоке, вытеснив из употребления аккадский язык в Ассирии и Вавилонии. По-арамейски общались послы и купцы. Особенно усилилось положение арамейского языка в эпоху правления Ахеменидов (VI - IV вв. до н. э.), при которых он стал государственным языком Персидской империи. В эллинистическую эпоху и вплоть до арабского завоевания (VII век н. э.) арамейский успешно конкурировал с греческим, оставляя за всеми остальными семитскими языками роль местных наречий: Церетели. К. Г. Сирийский язык. ГРВЛ. М., 1979.
105 Предположение основано на давно обсуждаемой разнице отношения к труду писца в греко-римской культуре и ближневосточной: Аверинцев С. С. Типология отношения к книге в культурах древнего Востока, античности и раннего средневековья // Античность и античные традиции в культуре и искусстве народов советского Востока. М., 1978 г. С. 6-28; Дуров В. С. Как читали древние римляне // Hyperboreus, Petropoli, Vol., 7, 2001, Fasc. 1-2, C. 219-224.
106 В Риме в большинстве случаев это - пришельцы: греки, выходцы с Востока (евреи, сирийцы); на ступенях общественной лестницы стоят они низко: чаще всего это отпущенники и люди подозрительные. Законодательно было запрещено зачислять в лучшие воинские части человека, который содержал гостиницу или харчевню; ребенка, прижитого от харчевницы или ее дочери, нельзя было внести в число законных детей: и та и другая относятся к женщинам «низким и презренным». Причина в том, что гостиницы и харчевни с попустительства хозяев, а то и при их участии часто служили притонами разврата: Сергеенко М. Е. Простые люди древней Италии. М.-Л., 1964. С. 156.
107 Любопытное сочетание: хлеб и вино. Не припоминаю, чтоб оно было засвидетельствовано на других изображениях до этого времени.
108 Заимствование здесь увидел еще Хирт, его гипотезу поддержал Бартольд: Бартольд В. В. Сочинения. Том VII. Работы по исторической географии и истории Ирана. М., 1971. С. 45.
109 До плена после службы солдаты могли промочить горло в таверне, находящейся в гарнизонном поселке, дешевым молодым вином из ближайших провинций. Лучшие вина привозили из Италии: lympa с виноградников Везувия, amine - выдержанное белое вино, pradzion с привкусом смолы и т.д. Вина перевозили и хранили в глиняных амфорах и в дубовых бочонках, отдельные экземпляры которых были обнаружены археологами при раскопках временного легионного лагеря в местечке Oberaden на Рейне в 1938 г. Неизменным успехом у легионеров пользовался фруктовый коктейль conditum tinctum. Секрет его приготовления сообщает М. Юнкельман: 0,5 л сухого белого вина, желательно, греческого, с привкусом смолы, смешать с 0,5 л меда в большой емкости; нагревать до кипения, размешивая, снять пену. Затем добавить 30 г грубо помолотого черного перца, 10 лавровых листов, 10 г шафрана и 5 вымоченных предварительно в вине фиников без косточек. Поварив эту смесь несколько минут, снять с огня. Долить еще 1,5 л того же вина. Употреблять охлажденным. Колобов А. В. Римские легионы вне полей сражений (Эпоха раннего принципата): Учебное пособие по спецкурсу. Пермь, 1999. Глава 5.
110 Среднеазиатский генцентр по Н. И. Вавилову (Вавилов Н. И. Избранные произведения в 2 Т. Л., 1967. Т. 1. C. 24). По Е. Н. Синской: Средне-Юго-Западная Азия как подобласть Древнесредиземноморской области (Синская Е. Н. Историческая география культурной флоры (на заре земледелия). Л., 1969. С. 480). По П. М. Жуковскому: Среднеазиатский генцентр (Жуковский П. М. Культурные растения и их сородичи. Л., 1971). По А. И. Купцову: Среднеазиатский очаг (Купцов А. И. Введение в географию культурных растений. М., 1975). По А. Л. Тахтаджяну: Ирано-Туранская область (только северная часть ее территории) (Тахтаджян А. Л. Флористическне области земли. Л., 1978).
111 Н. И. Вавилов определил следующие основные центры происхождения винограда и введение его в культуру: 1) Среднеазиатский (Северо-Западная Индия, Афганистан, Таджикистан, Узбекистан, Западный Тянь-шань); 2) Переднеазиатский (Малая Азия, Закавказье, Иран и горная часть Туркменистана). В этом регионе виноград представлен огромным разнообразием культурных и диких форм. К автохтонным культурным растениям Среднеазиатского центра относятся: чечевица, нут, маш, конопля и много плодовых (виноград, груши, яблони, вишни, абрикос и др.), созданных на базе дикорастущих видов, широко распространенных в предгорьях и горах: Купцов А. И. Введение в географию культурных растений. М., 1975. С. 295.
112 В Советский армии это было обычным делом. Из опыта своей службы в войсках 12 ГУ МО СССР (ДМБ89) знаю, что поездка на подобные работы воспринимается рядовыми почти как долгожданный отпуск. Римляне тоже должны были воспринимать такие работы скорее как отдых.
113 Колобов А. В.: Во времена Республики снабжение продовольствием армии, находящейся вне Италии, осуществлялось поставками местного населения. Занимались этим офицеры-интенданты. Задержка войск в провинциях нередко губительно сказывалась на их экономике, служила причиной разорения местного населения, что порой приводило к антиримским восстаниям. С установлением Империи, пока легионы не обрели постоянных мест дислокации, порядок снабжения сохранялся прежний. Согласно сообщению Иосифа Флавия, описывавшего войну в Иудее в 60-х гг., легионеры на марше несли с собой паек на трое суток и серпы для сбора зерна (Ios. Flav. Bell. Iud. 3, 5, 5).
114 Колобов А.В.: Основу солдатского питания составлял хлеб. Зерно - пшеница и ячмень - шло на приготовление хлеба (для солдат - грубого помола, для офицеров - более качественного), каш, супов и всевозможных паст, предшественников современных спагетти, а также пива, любимого в римской армии. Достойное место занимали овощи и фрукты. Солдаты, как было свойственно уроженцам Апеннин, любили бобы, чечевицу, капусту и редис. Солдатская диета не была чисто вегетарианской (Veg. Epitoma rei mil. III, 3). Заметное место в питании легионеров занимало мясо: говядина, баранина, свинина в жареном или вареном виде. Скот разводили для получения мяса, молока и сыра. Любопытен рецепт походной солдатской похлебки, которую легионеры варили на привалах во время марша. Берется 0,5 л. молотых с помощью ручных жерновов зерен пшеницы, 2 л воды, половина столовой ложки молотого черного перца, 1 столовая ложка соли, один растертый зубчик чеснока, 50 г порезанного кубиками шпига, 100 г порезанной кубиками сырой говядины. Все это варится на костре около 45 минут. Запивать лучше сухим красным вином.
115 Cannabis, is, f реже cannabum, i n и cannabus, i m (греч.) - род однолетних лубоволокнистых растений семейства Коноплевые (Cannabaceae). Ранее, по мере изменения классификации, коноплю относили к шелковичным, тутовым и крапивным; Кондратенко А. И. Золотой век конопли. Орел, 1998; Циммер Л. Морган Дж. П. Марихуана. Мифы и факты. М., 2002..
116 Служаки из низов во всех армиях и во все времена имеют схожую суть. Для сравнения: Альфред де Виньи. Неволя и величие солдата. Л., 1968; Курочкин Виктор. Железный дождь // На войне как на войне. Л., 1984.
117 Легион республиканского времени состоял из 5-6 тыс. человек. Он делился на десять когорт; в когорте было три манипулы, а в манипуле две центурии; непосредственным начальником центурии и был центурион. В республиканской армии «звание», полученное центурионом за ним не закреплялось; призванный вновь, он мог быть сразу и повышен, и понижен. Продвижение шло иногда медленно, иногда стремительно. Кадровиками здесь выступали военные трибуны (Гораций имел эту должность и звание в армии Кассия-Брута). Сергеенко М. Е. Простые люди древней Италии. С. 80, 85.
118 Дибвойз Н. К. Политическая история Парфии // Перевод: В. Никоноров. СПб, 2008:
http://www.roman-glory.com/debevoise-indo-iranskoe-prigraniche119 Колобов: Первые рейнские лагеря (Майнц, Ксантен и другие, менее долговечные) были типичными "зимними" обозами из дерна и дерева. Подобно другим легионным лагерям времени Августа - в Испании, Далмации - они строились с расчетом на размещение двух легионов и, вероятно, вспомогательных войск, а потому отличались гигантскими размерами (в среднем 600х900 м.). Там же располагались ремесленные мастерские, обслуживающие войско. В середине I в. - при Клавдии и Нероне - на Рейне и в Далмации произошла перестройка деревянно-земляных лагерей в каменные и, по крайней мере, часть ремесленного производства была вынесена в канабы. Легионный лагерь из форпоста экспансии начал превращаться в крепость. В это же время строились легионные лагеря старого типа - из земли и дерева - в различных уголках покоренной Британии и на Дунае.
120 Колобов: Значительность строительных работ в жизни легионеров подчеркивают инструменты каменщиков, порой изображавшиеся на солдатских надгробных памятниках: кирка (dolabra), мастерок (ascia), резец (scalprum), линейка (regula), наугольник (norma), циркуль (circinus) (Не здесь ли надо искать истоки масонства? - Д.Н.). Приступая к строительству, римляне прежде всего выкапывали на месте будущей дороги широкую канаву глубиной около 1 м, которую заполняли пять слоев покрытия. Нижний опорный слой составляли плотно пригнанные друг к дружке крупные камни. Затем шла поперечная отмостка из плоских плит. Третий слой составляли небольшие камни, связанные цементом. Далее - гравий и, наконец, каменные плиты. В римском шоссе (via calceata) устраивалась колея для колесного транспорта шириной 143 см, ставшая впоследствии образцом для железнодорожной колеи. Именно на римской колее в начале XIX в. проходили испытания первого паровоза Дж. Стефенсона. Для лучшей сохранности покрытия середина дороги была значительно выше краев, а для стока воды по краям дороги рылись специальные канавы. Иногда вместо траншеи на месте будущей дороги делалась плотная земляная насыпь, поверх которой укладывались камни. Дорога такого типа называлась agger, ее ширина достигала 15 м, а высота насыпи - до полутора метров. Сеть римских дорог достигала 80000 км. Остатки римских дорог сохранились в швейцарских Альпах, в прирейнских немецких городах Трире, Майнце, Кельне, в египетской пустыне. В XVI века немецкий картограф Конрад Певтингер составил карту дорог Римской империи от Галлии до Индии. Используя эту карту, израильтяне во время войны 1948 г. провели по полузасыпанной песком римской трассе колонну бронетехники и заняли Эйлат под носом у арабов.
121 Исследования археологов, посвященные дорогам Тохаристана, подтвердят мою правоту. Но пока такие мне неизвестны.
122 Метонимия (греч. metōnymia - переименование) замена одного названия явления, лица или предмета другим на основании внешней или внутренней связи между ними: В. С. Дуров. Основы стилистики латинского языка. СПб, 2004. С. 15-18.