Еще кусочек из книги

Oct 24, 2012 02:28

Начало. Об одном из учеников в Арахосии.
Военные, чтобы не лишиться ума, очень часто его выключают, останавливают, найдя в своих взглядах на действительность золотую середину, точку легкости, пустоты.173
Дети переняли у отцов умение римского пальцевого счета , научились владеть привычными для легионеров орудиями. Они усваивали распорядок лагеря, распределение обязанностей, военные и бытовые обычаи.
Сыновья лагерников сплачивались в ватаги по подразделениям отцов. Отцы уходили на войну вчерашними детьми, воспоминания о Риме оживали в соперничестве юнцов, воплощавших в себе омоложение их войскового товарищества.
С обучением грамоте было сложнее, хотя буквы читать солдаты умели. Возможно, даже кто-то из образованных и успел взять с собой в поход свиток Лукреция с его «О природе вещей». Впрочем, в Центральной Азии хватало образованных греков, но тамошние греки худо понимали латинские говоры-диалекты, если вообще понимали. Римские военные же вдобавок противопоставляли себя не военным, которых именовали pagani.
Начальные школы были рассеяны по всей Италии. Рим покорил мир не только мечом - он победил его своим учителем начальной школы. Скромными и бедными были ученики начальной школы; беден и скромен был их учитель. Дело его было хлопотливым и трудным, дохода приносило мало, а почету - и вовсе никакого. Он не имеет права называться «профессором» - это титул преподавателей средней и высшей школы («грамматиков» и «риторов») - он всего-навсего «школьный наставник»; он не смеет сидеть в просторном кресле с высокой спинкой (кафедра) - оно предназначено только для грамматиков и риторов; императоры даруют «профессорам» большие привилегии - о «школьном учителе» они и не вспоминают. Затруднений ему, правда, не чинят: он не должен ни у кого спрашивать разрешения открыть школу, никому не должен представлять отчетов о ведении школьного дела; никто не присылает ему ни указов, ни распоряжений. Свобода у него полная - и открыть школу где угодно, и преподавать как хочешь, и умирать с голоду, если не хватит средств и способностей отвести от себя эту, по словам Гезиода, «жалостнейшую смерть». На такое невыгодное и незаметное место охотников, естественно, было мало. Занимали его с горя те, кому не удалось пристроиться в жизни лучше. Средней и высшей школой ведали обычно греки; учитель грамоты чаще всего был своим, земляком, уроженцем Италии. Изувеченный солдат, вынужденный до срока оставить военную службу, ремесленник или крестьянин, не способные по болезни или по старости к своему труду, решали открыть начальную школу - все-таки какой-то заработок.
Изувеченных солдат среди пленных было в избытке.182
173 Остановка ума цель нравоучения в Йога-сутре Патанджали, известной как раджа-йога, или йога управления умом. Патанджали даёт определение слова йога во второй сутре, которая является ключевой сутрой всего текста: ???: ?????-?????? ?????: yogas citta-v?tti-nirodha?: Йога есть обуздание волнений, присущих уму. 1. 2: Patanjali Yoga Sutras of Patanjali. Studio 34 Yoga Healing Arts (1 февраля 2001);. «Бхагавад-гита» описывает йогу как подчинение ума, об очищении ума говорит Сватмарама в Хатха-йога-прадипике, Гхеранда-самхите, Шива-самхите: Хатха Йога Прадипика. М., Ишвара, Саттва, 2002; Дюмулен Г. Глава 2. Элементы йоги в буддизме // История дзэн-буддизма. Индия и Китай. СПб, 1994. Остановка ума цель нравоучения Будды: Бхагаван Раджниш. Будда: Пустота Сердца. Беседы проведены Раджнишевским Международным Университетом Мистицизма в Аудитории Гаутамы Будды. Пуна, Индия, Сентябрь 8-15, 1988: Быть Буддой - это не трудная работа. Это не какие-то достижения, за которые вам нужна Нобелевская премия. Это самая легкая вещь в мире, потому что она уже случилась без вашего ведома. Будда уже дышит в вас. Просто немножко одобрения, немножко обратиться внутрь, - и это не может быть сделано насильственно. Если вы будете делать это насильственно, вы потеряете нить. Это очень деликатное дело. Вы должны вглядываться внутрь играя, несерьезно. Это то, что он имеет в виду, говоря: «Принимай события легко». Не принимайте ничего серьезно. Существование очень просто. Вы получили вашу жизнь без каких-либо усилий и вы проживаете жизнь без каких-либо усилий. Вы дышите достаточно хорошо, и вам не надо напоминать, что надо дышать; ваше сердцебиение продолжается даже во сне, так легко существование для вас! Но вы воспринимаете существование совсем по-другому. У вас слишком сжаты кулаки. Вы хотите, чтобы все было достижением. Просветление не может быть достижением. Это то, что у вас уже есть, - как этого можно достигнуть? Это очень простое действие, вы можете сделать это сами. Нет никаких трудностей и никакой опасности в принятии событий легко, без усилий, но люди принимают их очень напряженно. Они принимают вещи серьезно, и это портит всю игру. И помните, жизнь есть игра. Когда вы однажды поймете, что это игра, глубокая наполненность игрой возникнет сама по себе. Победа это не есть цель, цель - это играть тотально, весело, танцуя. То, что называется наполненностью игрой, очень существенно в исследовании вашего собственного существа. http://www.modernlib.ru/books/radzhnish_bhagavan/budda_pustota_serdca/read
Turner J. Hilton. Roman Elementary Mathematics: The Operations // The Classical Journal Vol. 47, №2, Nov. 1951, 63-74; 106-108: http://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Journals/CJ/47/2/Roman_Elementary_Mathematics*.html
Неизбежным следствием полового недопонимания кочевниц и лагерников стало появление множества детей с неопределенным отцовством, сыновей полка, детей центурий. Такие видели отца в центурионе, командире того лагерника, на которого указывала мать.
Между родами всегда существует известный антагонизм и соревнование, которое выражается, например, при борьбе, при бегах на лошадях, при добыче зверя, орехов и т. Д. Одержавший верх становится предметом гордости целого рода. Впрочем, мне не доводилось ни разу убедиться, чтоб этот антагонизм переходил во вражду между родами. Проявление этого антагонизма лучше всего выражается в тех шуточных или бранных характеристиках, которые сочиняет один род про другой: Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Вып. 4. СПб, 1883. С. 936. George G. Primary Groups, Organisation and Military Performance // Handbook of Military Institutions / Ed. P. W. Little. Beverley Hills (Calif.), 1971. P. 306.
Сергеенко М. Е. Простые люди Древней Италии. М.-Л. 1964. С. 23: Древняя Италия была страной грамотной. Трудно сказать, с какого времени грамотность стала достоянием широких слоев населения, но уже в половине II в. до н. э. пароль в армии передавался не устно, а письменно: солдаты, тысячи тысяч крестьянских сыновей, умели читать.
Классическая, литературная латынь еще не сложилась: Федорова Е. В. 1) Введение в латинскую эпиграфику. МГУ, 1982; 2) Ранняя латинская письменность VIII - II вв. до н. э. МГУ, 1991. Люблинская А. Д. Римское письмо (I - V вв.) / Латинская палеография. М., 1969. С. 47-60.
Красноречивый случай в войсках Цезаря: когда солдаты десятого легиона в Риме с буйными угрозами потребовали увольнения и наград, несмотря на еще пылавшую в Африке войну, и уже столица была в опасности, тогда Цезарь, не слушая отговоров друзей, без колебания вышел к солдатам и дал им увольнение; а потом, обратившись к ним «граждане!» вместо обычного «воины!», он одним этим словом изменил их настроение и склонил их к себе: они наперебой закричали, что они - его воины, и добровольно последовали за ним в Африку, хоть он и отказывался их брать. Но и тут он наказал всех главных мятежников, сократив им на треть обещанную долю добычи и земли. Svet. D. J. LXIX. Махлаюк А. В. Традиции, ментальность и идеология римской императорской армии. Автореферат диссертации. Нижний Новгород, 2004. С. 29. Переводя слово pagani на русский как штатские или гражданские, важно для понимания мировоззрения римских воинов помнить, что его дословный перевод на русский: посельщина-деревенщина или поселяне-деревенские: Махлаюк А. Римские войны. Под знаком Марса. Глава XII. М., 2010.
Сергеенко М. Е. Простые люди древней Италии. С. 24-31.
182 Методы преподавания были так несовершенны, так не приспособлены к детскому мышлению и восприятию, что немудрено, если грамоту, которую теперь самый тупой ученик усваивает за несколько недель, римские школьники одолевали за несколько месяцев. Нечего и говорить, насколько «наша» арифметика легче римской. Только одна единственная надпись донесла до нас голос начального учителя. Жил он в Капуе (это был большой торговый город в Кампании) во времена Августа; звали его Фурием Филокалом. Он сочинил для себя эпитафию, которую и вырезали на его надгробной плите; из нее мы и узнаем кое-что о его жизни и о его внутреннем облике. Жил он бедно; сам он говорит об этом, и бедность его засвидетельствована тем, что похоронили его на средства погребального общества (это были ассоциации бедняков, ежемесячно делавших скромные взносы в кассу общества, которое обязано было позаботиться о пристойном погребении своих членов). Заработок от школы был, видимо, ничтожным: Фурий вынужден был еще прирабатывать составлением завещаний. Был он в какой-то степени знаком с философией; учение пифагорейцев о том, что тело - темница для души, пришлось ему по сердцу. Он называл себя аврунком (одно из древних италийских племен); видимо, история и этнография родной страны его интересовали. Эпитафию свою сочинил он в стихах, правда, довольно неуклюжих; но тайной стихосложения как-никак владел. Для учителя грамоты был он человеком весьма образованным. Четко вырисовывается его нравственный идеал: он жил «бедно и честно», был безукоризненно чист в отношениях с учениками. Люди безграмотные и неискушенные в юридических тонкостях могли на него вполне полагаться и быть уверены, что он передаст их последнюю волю в полном согласии с их мыслями и желаниями. Он не отвечал отказом на просьбы и никого в жизни не обидел. Расставаясь с начальной школой, хорошо задержаться на этой скромной, полной тихого достоинства фигуре. Для Ливия гул детских голосов в школе и шум от работы в мастерских одинаково характерны для будничной жизни маленького италийского городка:Сергеенко М. Е. С. 30-31.

римская эмиграция, классическая филология, книги, словесность, школа, образование

Previous post Next post
Up