О евреях и греках

Oct 15, 2012 22:37

Иудеи и греки
Среди мужчин, перемещенных в Маргиану, были представители народности, имеющей сложные взаимоотношения и с римлянами, и с греками. Причем нелюбовь к грекам у этого племени имела более продолжительную историю. Это были иудеи-евреи, которые составляли в некотором роде особый мир.391
В 63 г. до н. э. Помпей взял Иерусалим, уничтожил иудейскую маккавейскую монархию, поставил над первосвященником Храма Гирканом II римского правителя Сирии и начал восстановление городов, разрушенных Маккавеями во время междоусобных войн.392 Маккавеи утопили в крови все попытки греков эллинизировать Иудею. Они перебили всех греков и симпатизирующих грекам соплеменников, разрушили и разорили множество соседних сирийских поселений, где евреи предпочитали культуру греков иудейской. Чтобы спастись от Маккавеев греки и эллинизированные евреи бежали на Восток и в Египет.
В римской междоусобице иудеи поддержали врагов Помпея. Потому, когда в 40 г. до н. э. Пакор захватил Сирию и Иудею, он сместил и пленил первосвященника и правителя Иудеи Гиркана, отправив того в Селевкию. Оттуда Ород (отец Пакора и будущего царя Фраата) сослал Гиркана в Вавилон, где тогда жило много иудеев. На трон был посажен племянник Гиркана Антигон.
О его судьбе через три года пишет Иосиф Флавий: взявший в плен Антигона и державший его в оковах Антоний рассчитывал сохранить его для своего триумфа. Когда же он узнал, что народ волнуется и относится с расположением к Антигону, ненавидя Ирода, он решил отрубить Антигону голову в Антиохии, ибо иначе нельзя было никак успокоить иудеев.
Власть, данную ему Антонием в 37 г. до н. э., идумей Ирод, пользуясь расположением сначала Антония, а потом Октавиана Августа, удерживал около 40 лет. Это был человек выдающийся, жестокий и беззастенчивый. Характер его сказался в совете, который он дал Антонию: «убей Клеопатру». Ирод использовал греческий способ управления своего царства, простиравшегося от Ливана до Египта. Его наместники и чиновники напоминали обычных греческих, бывших в Иудее при Селевкидах. Но они не были греками, так что многочисленные греки в подвластных Ироду городах писали в Рим просьбы передать их города в провинцию Сирию: заменить еврейское начальство римским. Однако греков при Ироде не убивали как при Маккавеях.
Для столичных иудеев Ирод был самодержец из провинциального иудейского рода-племени. Он по своему произволу смещал первосвященников, мирился с фарисеями, но казнил саддукеев. Общепризнанно, что Иудея при нем жила в мире и процветании. Последние годы правления Ирода отмечены террором против противников. Однако его попытка дать Иудее светскую государственность не пережила царя. В 6 г. н. э. после смерти Ирода римляне объявили Иудею провинцией. Затем недавние противники Ирода восстали.
Иудейская эмиграция во времена Ирода была значительной. Бегство от репрессий одной из иудейских семей из Назарета описано в Новом завете.
После смерти Ирода иудеи начали убегать от римлян. Постоянные миграции евреев туда-сюда превратили арамейский язык в lingua franca на Востоке. Мигранты, диаспора евреев была открыта для греческих, эллинистических влияний. Факт, что многие евреи потеряли свой язык и говорили по-арамейски, делал для них более легким усвоение любого другого языка; и повсюду многие евреи начинали говорить по-гречески и принимать греческие имена, предпочтительно составные с θεός - бог, например: Феодот, Феофил, Доротея. Служба во многих синагогах проводилась на греческом языке. Неискушенные аборигены на Востоке неизбежно начинали видеть в евреях особенных греков, да и сами евреи подражали грекам. Чем дальше евреи попадали на Восток, тем терпимее они относились к смешанным бракам, тем труднее их было отличить от греков даже наметанному глазу не грека.
Любопытно, что еврейская литература в этот период не испытывала никакого греческого влияния. По-видимому ни один грек (а римлянин и подавно) в те века даже не подозревал, что у евреев есть литература, живая и развивающаяся, которая может соперничать с его собственной.
Знание греков о евреях было незначительным. Никто из евреев не сделал попытки изложить историю своего народа в доступном для греков виде до Иосифа Флавия в конце I в. н. э.; когда грек Александр Полигистор (около 50 г. до н. э.) попробовал взять на себя эту задачу, у него получилось лишь что-то комическое; Страбон, который так много знал, очень плохо разбирался в еврейской истории и, очевидно, ничего не слышал о еврейской литературе. Римляне даже после Иудейских войн, разрушения Иерусалима и полного покорения, как им казалось, иудеев, ничего толком о них не знали.
Высокомерная леность греков понятна. Местное население в осколках державы Александра Македонского было ниже греческого. В державе Менандра даже греческие женщины стоят выше представителей всех индийских варн-каст: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (общинников). Греки и их потомки от смешанных браков были господами на завоеванных землях Северо-Западной Индии. Подобное было и в Бактрии.
То, что происходит в государствах из-за такого недоразумения с евреями, постоянно повторяется в истории.
Умение евреев приспосабливаться к местным условиям простиралось вплоть до Китая.
391 Тарн В. Эллинстическая цивилизация / Пер. С. Я Лясковского / Пред. С. И. Ковалева. М., 1949. С. 192-217. Библиография у Тарна: E. Schurer, Gesch. D. Judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi, III, 1909; E. R. Bevan, Jerusalem under the High Priests, 1924; Ed. Meyer, Ursprung und Anfange des Christentums, II, 1921; Beer, Israel und Juda в RE; F. X. Kugler, Von Moses bis Paulus, 1922; W. Kolbe, Beitrage zur syrischen und judiscen Geschichte, 1926; N. H. Bayes, Israel among the nations, 1927; J. W. Hukin в Palestine in general history, 1929; (Schweich lectures 1926); R. H. Charles, The Apocrypha and Pseudepigrapha of the Old. Testament, 1913, и Religious development between the Old and New Testament, 1914; W. O. E. Oesterley, The books of the Apocrypha, 1915. См. особо библиографические примечания у Baynes.
392 Маккавеи (ивр. מכבים‎ или מקבים; греч. Μακκαβαῖο - от арамейского makkaba - молот, также связывается с еврейским makkevet (с тем же значением). Первоначально прозвание одного Иуды Маккавея из династии Хасмонеев, возглавившего восстание против сирийских греков в 166-160 гг. до н. э. Позднее стало применяться к остальным сыновьям Маттафии, иудейского священника из рода Иоарива; потом распространенное на всех вообще защитников и исповедников веры во время гонений Антиоха Епифана. Иоанн Гиркан II был провозглашен царем в Иерусалиме, вступив в соглашение с младшим братом Аристовулом II, по которому последний получил скипетр и первосвященничество. В 69 г. до н. э. Аристовул II удержался во власти, подкупив римского легата в Сирии, Скавра. В 64 г. до н. э. Помпей взялся за решение спора между братьями. Аристовул после тщетных попыток подкупа был взят в плен и введен в триумфе в Рим. Позже он бежал, в 56 г. до н. э. появился в Иудее и начал войну, кончившуюся вторичным его пленом. В 49 г. до н. э. Цезарь освободил его и послал с двумя легионами в Сирию, но раньше, чем он успел что-нибудь сделать, его отравили помпеянцы; таким же образом погиб и сын его Александр. Все остальные представители дома Маккавеев были истреблены Иродом: Schürer E.
393 Josephus Flavius. Antiquitates Judaicae. XV. 1-2. Иосиф Флавий. Иудейские древности / Пер. Г. Г. Генкеля. В 2-х томах. М., 1994: С. 417: Помпей вернул Гиркану первосвященнический сан и поручил ему управление народом, но в то же время запретил носить диадему. Таким образом Гиркан был еще двадцать четыре года правителем. После того парфянские князья Барзафарн и Пакор перешли через Евфрат, объявили войну Гиркану, взяли последнего в плен и провозгласили царем сына Аристовула, Антигона. Он успел процарствовать (лишь) три года и три месяца, как Соссий и Ирод осадили его. Затем Антоний повез его в Антиохию и казнил там. После этого царская власть была передана римлянами Ироду.
394 Подтверждение моим (Флавия) словам находится у каппадокийца Страбона, который говорит следующее: «Привезя иудея Антигона в Антиохию, Антоний отрубил ему голову. Он был первым римлянином, который велел таким образом казнить царственное лицо; по его мнению, иначе нельзя было заставить иудеев признать вместо него вновь провозглашенного царем Ирода, потому что даже пытки не смогли побудить иудеев называть последнего царем. Так высоко было их мнение о прежнем царе: Иосиф Флавий. Иудейские древности. С. 131-132.
395 В конце II века до н. э. идумеи были завоеваны и насильственно обращены в иудаизм царем Иудеи Иоанном Гирканом I из династии Хасмонеев. Это единственный в истории случай насильственного обращения народа в иудаизм. Ирод истребил род Хасмонеев.
396 Любопытно оценивает этот совет Тарн: «правильный, но отвратительный».
397 Гримасса истории: из многочисленных сочинений, написанных в период правления Селевкидов или специально посвященных истории этой династии, сохранились только две книги Маккавеев: Бикерман Э. Государство Селевкидов / Пер. Л. М. Глускиной. М., 1985. С. 3.
398 Ирод I Великий (ивр. הוֹרְדוֹס‎; греч. Ἡρῴδης; лат. Herodus) (ок. 73-74 гг. до н. э. - 4 до н. э.) - идумеянин, сын огречившегося Антипатра, римского ставленника в Иудее. Царь Иудеи (40-4 гг. до н. э.), основатель идумейской династии Иродиадов: Filmer W. E. The chronology of the reign of Herod the Great // Jour. Theol. Studies, XVII. 1966. P. 283-298.
399 Тарн В. С. 217. В 7 году, когда римский наместник Сирии Квириний начал перепись населения Иудеи, восстал Иуда Галилеянин (ИД кн.18, гл.1:6). Римляне подавили восстание, Иуда Галилеянин был убит. Сыновья Иуды Галилеянина, Яков и Симон, были распяты в 46 году; другой сын, Менахем бен-Яир, сделался предводителем сикариев и во время Иудейской войны захватил на короткое время Иерусалим. Внук Иуды, Эл‘азар бен-Яир руководил обороной Масады: Иисус Христос в документах истории (Античное христианство. Источники) / Составление, статья и комментарии Б. Г. Деревенского. СПб, 1999.
400 Назарет (ивр. נָצְרַת‎; араб. الناصرة‎‎) - городок в Галилее, на севере Израиля. В нем, согласно Евангелию, родился Иисус Христос (из-за этого его называли назарянином или הנוצרי). Мф. 2:13; Мф. 2:15. Аверинцев С. С. Новый Завет // Философская энциклопедия. В 5-х т. / Под ред. Ф. В. Константинова. М., 1960-1970.
401 Словосочетание lingua franca употребляется для обозначения языка международного общения. Средиземноморский лингва-франка (от итал. lingua franca - франкский язык) или сабир (от исп. saber - знать) - смешанный (пиджин) язык, сложившийся в Средние века в Средиземноморье. Служил для общения арабских и турецких купцов с европейцами (которых на Ближнем Востоке называли франками). Пиджин (англ. pidgin) - упрощённый язык, для общения между не имеющими общего языка сообществами. Он чаще всего используется в торговле или там, где сообщества говорят на языках, отличных от языка страны, в которой проживают. Словарь лингва-франка был в основном итальянский, в меньшей степени - испанской и провансальской; также использовалось большое число заимствований из греческого, арабского, персидского и турецкого языков: Виноградов В. А. Лингва франка // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 267; Беликов В. И. Пиджины и креольские языки Океании. Социолингвистический очерк. М.,1998.
402 Тарн В. С. 205-207.
403 Тарн В. С. 208-209: Евреи с 200 г. до н. э. создали огромную литературу на трех языках: еврейском, арамейском и греческом; к ней относятся некоторые части ветхозаветного канона - «Екклезиаст», «Книга Даниила» (живой памятник гонений евреев греками), часть «Притчей», может быть, некоторые «Псалмы» и большая часть апокрифов. В течении именно этих веков были созданы апокалипсисы с новой религиозной ориентацией; как правдивые, так и искажающие истину; рассказы и притчи; книги пропагандистского и магического характера, подделки - литература множества сложных течений, свидетельствующая о жизненности породившего их народа. За исключением «Екклезиаста», «II книги Маккавеев» и некоторых пропагандистских сочинений, имена авторов этих книг неизвестны: в отличие от грека, еврей был лишен личной гордости авторства, вероятно потому, что так часто чувствовал самого себя орудием чего-то, в сравнении с чем его личность не имела никакого значения.
404 Лат. Josephus Flavius, при рождении Йосеф бен Матитьяху (Иосиф, сын Маттафии), ивр. יוסף בן מתתיהו‎; ок. 37 - ок. 100) - знаменитый еврейский историк и военачальник.
405 Страбон (греч. Στράβων; ок. 64/63 до н. э. - ок. 23/24 н. э.) - греческий историк и географ. Немаловажно, что Страбон родом из Амасьи, резиденции понтийских царей; его семья принадлежала к ближайшему окружению царя Митридата, однако дед Страбона по матери, увлекаемый личной местью, переметнулся на сторону римлян и выдал им 15 царских крепостей. Сам Страбон, как показывает его римское имя, имел римское гражданство, данное его семье Гнеем Помпеем: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского / Под ред. О. О. Крюгера, Общ. ред. С. Л. Утченко. М., 1994. С. 775-777.
406 Тацит (ок. 56 - ок. 117 н. э.) считал, что иудеи поклоняются ослу, статуя которого стоит в святая святых их храма: Ребрик В. В. Источники экскурса о евреях (Tac. Hist. V, 1-10) // Классическая филология. Материалы секции XLI Международной филологической конференции. 26-30 марта 2012 г. СПб, 2011. С. 11-15: Общее суждение Тацита дано в начале гл. 4: Чтобы закрепить за собой народ в будущем (quo sibi in posterum gentem firmaret), Моисей ввел новый культ, который стал противоположностью всем другим религиям. Ведь все, что у нас священно, они считают мирским, а кроме того, у них допущено то, что у нас не разрешено (profana illic omnia quae apud nos sacra, rursum concessa apud illos quae nobis incesta).
407 Подавляющее большинство известных нам имен первых должностных лиц в эллинистических царствах - греко-македонского и балканского происхождения. Все греко-бактрийские и индо-греческие цари имеют имена греческого происхождения: Nikonorov V.P. The Armies of Bactria, 700 B.C. - 450 A.D. Stockport, 1997. Vol. 1. P. 40.
Попов А. А. Армия Греко-Бактрии / Греко-бактрийское царство. СПб, 2008: http://www.roman-glory.com/popov-armiya-greko-baktrii

римская эмиграция, антоний, тохары, арамейский язык, христос, китай, рим, греческий язык, евреи, кушаны

Previous post Next post
Up