Первое упоминание о Будде в дошедшей до нас античной литературе (рукописное написание: греческое Boytta, род. падеж) имеем у Климента Александрийского (150--211-216 гг.), вступившего в христианскую секту в сознательном возрасте и ставшего главой крупного училища (медресе, йешивы) христиан. Любопытно, что последователей Будды он не особо выделяет из ряда поклонников других пророков. Любопытно оглушение d в имени, значит придыхательное, глушащее гортанное, которое мы видим в санскритском
Buddha произносилось еще. Любопытно и понимание Климентом важности жизни и поведения наставников, пророков у каждой секты, и его характеристика Будды как личности: "они его за наивысшую благочестивость почитают как бога". Ну и очевидно, что до жизни Климента пропаганда учения Будды не велась ни на греческом, ни на латыни. То есть, точнее, для передачи понимания сути, пробуждения сознания Будды, его непонятный восточный образ не применялся. Проводники могли находить образы из уклада и речи слушающих, как иудейский Мошиах-Христос. Затем проводники помельчали и начали втюхивать сидящего на лотосе
мужика, иконы, картинки. Последним из крупняков, видимо, был Мухаммед, так он помудревший был, изображения запретил совершенно, баб заставил поклонятся отцам, мужчинам, а не деревяшкам и картинкам. Христиане же устроили позорище иконоборческое. Как и большевики с их статуями Лукича и афишками с ленинцами.
Климентом из живых знакомых занимается
Александр Юрьевич Братухин, мой однокашник. Надо бы с ним переговорить на ближайшей конференции.